Posted 15 июня 2007, 20:59

Published 15 июня 2007, 20:59

Modified 2 апреля, 01:39

Updated 2 апреля, 01:39

Деньги есть - ума бы надо

15 июня 2007, 20:59
Российские власти, похоже, всерьез решили взяться за развитие автодорог в стране. А министр транспорта РФ Игорь Левитин готов даже за дело «пострадать физически». Тем более, и деньги появились. Вот только бы исполнители не подкачали.

14 июня 2007 года правительство РФ рассмотрело вопрос «О мерах, направленных на развитие сети автомобильных дорог в Российской Федерации, включая совершенствование системы финансирования дорожного хозяйства». Похоже, власти всерьез решили взяться за развитие дорог. А министр транспорта готов даже за дело «пострадать физически».

Все дороги ведут к ремонту

«От состояния дорожной сети напрямую зависит конкурентоспособность отечественного производства. Доля в ВВП России отечественной продукции, работ и услуг, связанных с автодорожным комплексом, составляет 16,7%, а с учетом косвенного макроэкономического эффекта в других отраслях хозяйства – 26,9%, — заявил сегодня глава Минтранса РФ Игорь Левитин на заседании правительства. — Вместе с тем плотность дорожной сети Российской Федерации в расчете на единицу площади территории и на одного жителя от 2 до 25 раз ниже, чем в странах Европейского сообщества, США и ряде быстро развивающихся стран Азии».

По словам министра, «протяженность сети автодорог общего пользования прирастает медленно: в соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» к 2010 году плотность дорог на 1000 жителей практически останется на уровне 2006 года». В то же время, отметил Левитин, уровень автомобилизации страны вырастет в полтора раза.

Министр посетовал, что «только 37,7% федеральных и 24% территориальных дорог соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию. 81% протяженности федеральных дорог не соответствуют современным нагрузкам от транспортных средств, которые обычно используются для международных перевозок. Недопустимо велика аварийность на автомобильных дорогах», — подчеркнул он.

Далее последовала дежурная ссылка на Послание президента РФ Федеральному Собранию. Напомним цитату: «Плохое состояние наших дорог, а порой и само их отсутствие является серьезным тормозом для развития. Ежегодная сумма экономических потерь оценивается более чем в 3% ВВП».

Затем Левитин перешел к главному: сколько нужно денег, чтобы в России, наконец, дороги перестали быть бедой?

По данным Минтранса, общая сумма расходов на дорожное хозяйство в РФ составляла в 2006 году 1% от ВВП. Для решения же проблемы необходимо финансирование не менее чем в 2,5-2,7% ВВП. А с учетом передачи в сеть дорог общего пользования местных дорог – до 4% ВВП в год.

То есть, столько же, сколько Россия «недополучает» (по версии президента). Иначе говоря, в перспективе дороги теоретически могли бы сами себя содержать, но до перспективы еще дожить надо.

Дорога ждет

И чтобы перспектива стала ближе, Минтранс принял решение о корректировке федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» с целью завершения ее реализации в 2009 году. То есть, на год раньше.

Также обращают на себя внимание отрадные факты, что радеет о дорогах уже не только Минтранс. Так, в конце мая правительственная комиссия по безопасности дорожного движения под председательством вице-премьера РФ Александра Жукова недавно предложила Минтрансу сформировать новую структуру, которая будет непосредственно заниматься организацией дорожного движения.

Тем временем, уже одобрена концепция нового закона «О дорожном движении». Он должен стать базовым документом, включающим законы «О дорогах», «О платных автомобильных дорогах», «Устав автомобильного транспорта» и новые правила самого дорожного движения.

Кроме того, завершается подготовка проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в связи с разграничением полномочий между федеральными органами исполнительной власти в сфере государственного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок».

Впрочем, ради ложки дегтя, можно вспомнить, что во всех этих новациях нового не так уж и много. Например, можно вспомнить прошедшее 13-го октября прошлого года выездное заседание президиума Госсовета РФ с участием Владимира Путина, посвященное вопросам развития сети автомобильных дорог страны.

Тогда глава Минтранса широко пиарил концепцию реформирования дорожного хозяйства России, рассчитанную до 2025 года. В соответствии с концепцией, к 2025 году планировалось снизить количество аварий на 40%, отремонтировать 2800,66 тыс. км дорог, построить и реконструировать 446,16 тыс. км дорог. Для этого суммарно запрашивалось 51 трлн 932 млрд рублей.

Реформа «прежде всего, направлена на то, чтобы обеспечить эффективность использования бюджетных средств. Она направлена на то, чтобы в увязке «федеральный центр — регион — муниципалитет» обеспечивать необходимое количество средств для того, чтобы содержать в нормативном состоянии автомобильные дороги», — цитировала Левитина пресс-служба президента РФ.

Прошло более полугода… И сегодня на правительственном заседании первый вице-премьер РФ Сергей Иванов вынужден был констатировать, что «государство управляет дорогами неэффективно». Он пообещал разобраться в ситуации. А председатель правительства Михаил Фрадков и вовсе пригрозил для ускорения работы Минтранса прибегать к физическому стимулированию чиновников. «Мы не только ускорим, мы еще и пенделя дадим, чтобы вы ускорились», — предупредил Фрадков Левитина.

Начальство бранится, только тешится. Более интересны выкладки доклада, предлагающие конкретные меры по наведению порядка на автодорогах.

Любишь кататься, люби и денежки платить

По словам Левитина, министерством начата разработка программы развития автомобильных дорог на период 2010-2015 годы, и эту программу намечено встроить в общую федеральную целевую программу развития транспортного комплекса России на период до 2015 года.

«Главным приоритетом, — подчеркнул министр, — будет являться строительство и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в Европейской части России по направлениям Север–Юг и Центр–Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири».

«В качестве основных программных проектов намечено рассмотреть строительство обходов центров субъектов Российской Федерации и других крупных городов. Предлагается также включить в программу реконструкцию мостовых переходов на региональных дорогах, способных принять движение с федеральных направлений в случае необходимости», — сообщил Левитин.

В рамках модной тенденции поощрения государственно-частного партнерства «намечено включить в программу проект создания системы скоростных автомобильных дорог на направлениях, обслуживающих концентрированные транспортные потоки. Общая протяженность скоростных автомобильных дорог может составить до 7,5 тыс. км. Основой реализации этого проекта должно стать дальнейшее развитие концессионных отношений в дорожном хозяйстве», — отметил глава Минтранса.

Уточним, что скоростные дороги будут платными. Правда, обещается, что у каждой платной трассы будет бесплатный дубль.

Наконец, «предусматривается также поэтапный переход на применение принципа «пользователь платит». Иначе говоря, на строительство автомагистралей предлагается направить пошлины за ввоз импортных автомобилей и запчастей, часть прибыли страховых компаний, занимающихся ОСАГО, и дополнительно ввести сборы с владельцев грузовиков массой свыше 12 тонн.

«Для реализации текущих обязанностей концедента при создании и эксплуатации платных дорог, других задач, связанных с реализацией проектов с применением механизма государственно-частного партнерства, в концепции предлагается создание открытого акционерного общества, 100% акций которого должны находиться в собственности Российской Федерации, – заявил Левитин. — Мы просим рассмотреть проект Концепции реформирования дорожного хозяйства на заседании правительственной комиссии по развитию промышленности, технологий и транспорта».

И, похоже, данные планы не останутся лишь на бумаге не только благодаря угрозам Фрадкова. Сама ситуация благоприятствует приведению российских дорог в «божеский вид».

Достаточно вспомнить, что на недавнем Петербургском экономическом форуме инвестиционная комиссия одобрила четыре проекта, претендующих на софинансирование Инвестфонда РФ, общей стоимостью 45 млрд рублей. И все четыре имеют непосредственное отношение к дорогам. Один, правда, к железной дороге.

Так, проект «Урал промышленный – Урал полярный» предусматривает освоение минеральных ресурсов на Полярном Урале и создание транспортного коридора, который связал бы богатый ресурсами север с промышленным югом. Второй проект – проектирование второго этапа скоростной автодороги Москва-Санкт-Петербург. Третий – проектирование комплексного развития южной Якутии.

Ну, это отдельные проекты. Само же министерство запрашивает следующие средства. На ремонт 1 км дороги федерального значения в Центральном округе будет уходить 2,5-7,3 млн рублей в зависимости от категории, на капремонт — 7,9-29 млн рублей, а на содержание — 0,6-1,3 млн рублей.

Для других регионов вводятся поправочные коэффициенты — от 1,35 для капремонта на Дальнем Востоке до 0,94 — в Поволжье. Для содержания коэффициенты отличаются от 0,67 в Сибири до 1,02 на Дальнем Востоке.

Эти нормативы Минтранс предлагает утвердить на три года уже осенью 2007 года. В 2008 году может быть профинансирована половина требуемых затрат, в 2009 году — 60% и т. д.

Всего министерство рассчитывает получить в 2008 году на дороги 65 млрд рублей, в 2009 году — 84 млрд рублей, в 2010 году — 105 млрд рублей, а к 2011 году выйти на нормативные 120 млрд рублей. В соответствии с программой министерства в 2011 году в нормальном состоянии должно пребывать 54,1% дорог, в 2013 году — 72,4%, в 2016 году — 100%.

Уточним, что предложенные сегодня Минтрансом меры по развитию сети автодорог были отправлены на доработку до 1 августа текущего года. Как намечается, документ должен быть принят в окончательном виде в декабре. Но и дольше ждали.

Романтикам с большой дороги

В реальность намерений государства взяться за дороги всерьез верят и эксперты.

«Дорожное строительство, на наш взгляд, одна из самых перспективных отраслей в российской экономике. В ближайшие годы в данный сектор придет значительное количество средств, — заявила аналитик ИФК «Университет» Полина Кузнецова. — Только в рамках государственной программы «Автомобильные дороги» за период с 2006 по 2010 годы планируется израсходовать 1 трлн 317 млрд рублей, в том числе за счет федерального бюджета – 725 млрд рублей, за счет бюджетов субъектов РФ – 592 млрд рублей. Также в ближайшей перспективе приход в отрасль частных инвестиций, которые будут направлены на строительство платных автодорог».

И здесь возникает уже следующая коллизия. Кто будет строить?

На прошедшей 6 июня в ИК «ФИНАМ» он-лайн конференции «Строительная отрасль: тенденции и перспективы» был задан вопрос: «Каким вы видите будущее отечественных компаний (мосты, дороги) при условии, что наиболее крупные заказы, возможно, будут реализовываться на условиях концессии (первый пример — ЗСД в С-Пб, где из 4 консорциумов с 11-ю участниками российская компания только Мостоотряд-19). Тревожный сигнал, как считаете?».

По мнению аналитика ЗАО «АЛОР ИНВЕСТ» Ильи Айзикова, «ситуация со строительством Западного скоростного диаметра, безусловно, не является показательной для всей отрасли. Уже сейчас, очевидно, что выполнение таких крупномасштабных проектов, как Центральная кольцевая автодорога в Московской области и скоростная трасса Москва-Санкт-Петербург, без участия мощностей российских строительных компаний невозможно. Скорее всего, будут задействованы уже зарекомендовавшие себя подрядчики, в числе которых и Центродорстрой, и Мостотрест», — полагает эксперт.

То есть, всё у России будет и России останется. Имеются в виду дороги и финансы. Без дураков.

Игорь Чубаха, "Росбалт-бизнес"

Справка. По территории Российской Федерации проходят 34 автодорожных маршрута европейской и азиатской сети международных автомобильных дорог. Их общая протяженность составляет 32 тыс. км, причем многополосную проезжую часть имеют лишь 9%.