Posted 18 июня 2007,, 11:26

Published 18 июня 2007,, 11:26

Modified 2 апреля, 01:39

Updated 2 апреля, 01:39

Петербургская неделя: Из жизни отдыхающих

18 июня 2007, 11:26
Признаком наступления настоящего лета в природе считается цветение шиповника, а в жизни общества - снижением количества нормальных новостей в информационном поле. Становятся востребованы сюжеты про природу, ремесла и скучные выставки. Вот и минувшая неделя ознаменовалась новостями совершенно по Довлатову, чей герой "писал грошовые информации на редкость убогого содержания".

Знаете ли вы, что наконец пришло лето? Признаком наступления настоящего лета в природе считается цветение шиповника, а в жизни общества, по многолетним наблюдениям, - снижение количества нормальных новостей в информационном поле, потому что не о чем рассказывать. Становятся востребованы сюжеты про природу, ремесла и скучные выставки.

Вот и минувшая неделя ознаменовалась новостями совершенно по Довлатову, чей герой «писал грошовые информации на редкость убогого содержания: «Около фабрики «Калев» видели лося», «В доме отставного майора зацвел исполинский кактус».

Кстати, в четверг в Кировском районе неоднократно видели лося. Сообщается, что по району вольготно разгуливал лосенок на глазах у десятков свидетелей и лично корреспондентов информационных агентств, но командированные для отлова животного эмчеэсовцы и работники зоопарка отважное парнокопытное не зафиксировали и утверждали, что нет никаких лосей в том месте, куда их вызвали. В каких выражениях спасатели охарактеризовали личности и привычки тех, кто позвал их ловить лося-призрака, не сообщается.

Зато когда серьезных новостей становится меньше, средства массовой информации обращают внимание на то, чем пренебрегают в период нормального информационного наполнения. Вот к примеру – знаете ли вы, что…

В Летнем саду – сарайчики

Если кто давненько в Летнем саду не бывал, можно пойти насладиться зрелищем десятков сереньких будочек на аллеях исторического парка – полное впечатление, что здесь-то успешно решили проблему отправления естественных надобностей. В похожие на деревенский туалет узкие ящики упакованы знаменитые статуи, и пытливые гости нашего города, читавшие в книжках про изваяния конца XV — начала XVIII века, теперь могут осмотреть только узор на досках, закрывающих шедевры. Оказывается, это такая форма шантажа – Русский музей, в ведении которого находится Летний сад, требует у города денег: для начала на охрану скульптур, чтобы жители и гости культурной столицы не отбивали изваяниям регулярно носы, руки и то, что они в руках держат, а в перспективе – на масштабные реставрационные работы и новую супер-дуперскую сигнализацию. Со знаменитыми шедеврами Летнего сада вечно какие-то проблемы, потому что их и охранять надо, и реставрировать. Не первый год некоторым наблюдателям представляется разумным мраморные оригиналы XV-XVIII веков, которые явно не дружат ни с химическими дождями века XXI-го, ни с этого же века вандалами, спрятать под крышу, хоть в какие-нибудь запасники, а в саду установить копии из устойчивых к современным атмосферным воздействиям или просто дешевых материалов. Тоже проект не без размаха, но после воплощения он напрочь лишит ответственных за Летний сад деятелей возможности ежегодно плакать: «Спасем наследие Петра Великого! Дайте денег!», а значит, это проект с непродуманным будущим.

Про историческое наследие летом начинают говорить довольно часто, потому что, как сказано выше, больше почти не про что. Вот например – в информационное поле вплыли сведения о том, что в Царском Селе собрались сносить дом, в котором восемь лет прожил Алексей Толстой. Дом, надо заметить, несколько лет стоит пустой и, как сообщается, «законсервированный», никому он особо не нужен. Некая «общественность города» обращалась к Водоканалу, на чьем балансе историческое здание, с просьбой устроить там музей, но вот Водоканалу больше делать нечего! Хоть местные активисты заступаются за дом как могут, не похоже, чтобы у них что-нибудь вышло. Не так давно здание лишили статуса «объекта культурного наследия», а некое строительное ЗАО, нацелившееся на это место, заказало и провело правильную экспертизу, которая сделала вывод: не дом и был. Пусть Толстой простит потомков.

Свастика – просто орнамент

Изумительные слова сказала в четверг прокуратура Центрального района Петербурга в ответ на запрос молодежного «Яблока» по поводу свастики, нарисованной на стене здания на 2-й Советской улице. Мы, сказала прокуратура, проконсультировались с настоящим старшим научным сотрудником Института антропологии и этнографии, и он нам сообщил, что свастика – вообще один из древнейших магических знаков, а конкретно свастика со 2-й Советской похожа на древний тибетский символ. Так что нам старший научный сотрудник не указал, что это символ фашистский, сообщила прокуратура, никакого мы тут не видим экстремизма, а только лишь «элемент орнамента». И уголовное дело по статье «вандализм» возбуждать не будем. Хорошо, что широко не сообщается фамилия сотрудника Института антропологии и этнографии, из-за которого теперь люди будут думать про маститое научное учреждение, что там полный институт таких сидит – а то этого молодца свои же побили бы. Потому что понимать надо, что нашей прокуратуре только дай зацепку, чтобы дело не возбуждать, а между тем намалевавшие в общественном месте свастику вряд ли имели в виду тибетский символ. Вспоминать в этом контексте о древнем значении знака смысла нет – это интересно, но уже неактуально. На самом деле у символа появился в ХХ веке, к сожалению, новый смысл, который в массовом сознании перекрыл старый. Нынче свастика на стене означает только одно: «Помните, что мы, фашисты, наследники фюрера – здесь, среди вас, и до всех доберемся».

Может быть, прокуратура просто отразила некое массовое обывательское настроение, которое до конца не осознают и сами обыватели, но которое иногда проскальзывает в их поступках? Вот однажды простые россияне, которых судьба забросила на скамью присяжных заседателей, вынесли оправдательный приговор тем, кого следствие считало убийцами студента из Конго Роллана Франза Эпассака. А другие простые россияне в такой же ситуации оправдали предполагаемых убийц вьетнамского студента, третьи простые россияне – тех, кто, вероятно, зарезал девятилетнюю девочку-таджичку. Вот так – а не ходи в наш садик! Несомненным проблеском сознания и цивилизованности выглядит вынесенный на неделе вердикт коллегии присяжных городского суда по результатам повторного рассмотрения дела об убийстве конголезца: десятью голосами против двух присяжные признали подсудимых виновными. Еще посмотрим, какую меру наказания определят, прения назначены на 19 июня.

Школьники не пьют

В следующие выходные пройдет традиционный праздник выпускников «Алые паруса». Все будет как всегда и даже лучше: перед вчерашними школьниками выступит губернатор, будут роскошные мультимедийное и пиротехническое шоу и концерты звезд российской эстрады до самых пяти утра. Если верить официальным сообщениям для прессы, будут самая большая в Европе сценическая конструкция на Дворцовой площади, какие-то сверхмощные лазеры, телезвезды Ургант, Шелест и Суханов, а также лауреаты «Евровидения-2007» Дима Колдун и группа «Серебро». Действительно здорово! И вот это все великолепие, по мысли устроителей праздника, выпускники будут наблюдать трезвыми. Еще раз, если пока не смешно. Пиротехническое шоу. Звезды «Евровидения». До пяти утра. Трезвыми. Организаторы надеются, что поможет запрет на торговлю спиртным «в магазинах центральных районов». Вот что можно на это ответить. Автор этих строк присутствовал на прошедшем в минувшие выходные пивном фестивале. Там было довольно много молодых людей чуть старше, чуть младше нынешних выпускников школ, а также сами одиннадцатиклассники. Была милиция и рамки металлоискателей, а на территории фестиваля – исключительно пиво. Так вот, наша талантливая молодежь ухитрилась набраться так, как пивом набраться невозможно технически. Так что протащат они водку на «Алые паруса» точно так же, как протаскивают на пивной фестиваль, точно так же, как они это делают каждый год. Это все к тому, что запрещать окрестным магазинам торговать спиртным смысла нет. Есть смысл смириться с тем, что выпускники напиваются, а их безопасность зависит не от наличия горячительного в магазине за углом, а исключительно от их собственного воспитания и от наличия рядом разумных взрослых. Это касается, кстати, любого начинания…

Лада Мотрич, «Петербургский Час пик» - специально для ИА «Росбалт»