Posted 19 июня 2007,, 13:30

Published 19 июня 2007,, 13:30

Modified 2 апреля, 01:38

Updated 2 апреля, 01:38

Открытие Америки по маршруту Чкалова

19 июня 2007, 13:30
Накануне исполнилось 70 лет со дня перелёта экипажа Валерия Чкалова в Америку. Через 55 лет "волжане" повторили, но у же в ракетно-космическом варианте, "чкаловский" маршрут и нанесли первый и единственный за всю историю "ракетный удар" по США.

75 лет назад на авиационном заводе ≤18 им. Климента Ворошилова (ныне самарском предприятии ОАО «Авиакор-Авиационный завод») было начато освоение выпуска создаваемого конструкторским бюро Андрея Туполева самолета АНТ-25 с рекордной дальностью полета, оснащенного двигателем АМ-34 моторостроительного завода ≤24 им. Михаила Фрунзе (ныне самарского предприятия «Моторостроитель»). Туполевский самолет, который впоследствии стал первым советским дальним бомбардировщиком ДБ-1, был выпущен заводом ≤18 малой серией в 16 машин и поставлен на вооружение Красной Армии.

70 лет назад - 18 июня 1937 г. - этот специально оборудованный самолет уже под наименованием «РД» («Рекорд дальности») с экипажем под командованием Героя Советского Союза Валерия Чкалова взлетел с удлиненной и оснащенной специальной горкой-трамплином бетонированной полосы Центрального аэродрома Москвы и через Северный полюс впервые направился в Соединенные Штаты Америки. Через трое суток самолет приземлился на севере США - в городе Ванкувере, штат Вашингтон на северо-западе США. За 63 часа было преодолено 9130 километров со средней скоростью 144 километра в час. Или 40 метров в секунду.

Почти 15 лет назад - 16 ноября 1992 года - самарскими ракетостроителями с северного космодрома Плесецк, что в 180 километрах южнее Архангельска, в сторону Соединенных Штатов Америки был впервые послан автоматический космический аппарат. Он практически по тому же маршруту, что и самолет РД Валерия Чкалова, перелетел через Северный Ледовитый океан и приземлился в окрестностях американского города Сиэтла, в том же штате Вашингтон. Точнее будет сказать, спускаемый аппарат самарского спутника «Ресурс-500» приводнился. Поскольку этот космический аппарат, выполнив полётное задание проекта «Европа-Америка-500», посвященного 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом, опустился на парашюте в международные воды залива, на берегах которого располагается этот город на северо-западе тихоокеанского побережья США. Почти 8,5 тысяч километров, которые по прямой отделяют Архангельск от Сиэтла, построенный в самарском Центральном специализированном конструкторском бюро Дмитрия Козлова «Ресурс –500» преодолел всего за 18 минут со средней скоростью свыше 28 тысяч километров в час или 7,8 километра в секунду. «Шарик» спускаемого аппарата «Ресурса-500» был извлечен из воды командой военного корабля командно-измерительного комплекса "Маршал Крылов" ВМФ России.

Груз участников проекта «Европа-Америка-500», предназначавшийся для экспонирования в США и размещенный в спускаемом аппарате "Ресурса-500", а также сам спускаемый аппарат - покрытый теплозащитой шар диаметром 2,3 метра - теперь экспонируется на выставке, развернутой в музее процветающего конкурента нашего самарского «Авиакора» - авиационно-космической фирмы "Боинг" в Сиэтле. Другая часть груза была предназначена для выставки-продажи, которую также провели тогда в Сиэтле. В общем, конверсия, да и только.

Правда, в Куйбышеве-Самаре, не показательное, а скорее военное открытие Америки началось намного раньше. Вначале - авиационное. После Великой Отечественной войны, 55 лет тому назад, на том же заводе ≤18 имени К.Е. Ворошилова (а ныне «Авиакоре») по личному распоряжению Иосифа Сталина был освоен выпуск стратегических носителей ядерного оружия - 4-х моторных поршневых бомбардировщиков Ту-4 (полных копий созданных в уже названном городе Сиэтле американских воздушных «сверхкрепостей» B-29, которые нанесли в августе 1945 атомные удары по японским городам Хиросиме и Нагасаки).

А 55 лет тому назад на этом же заводе в Куйбышеве начали выпуск турбовинтовых советских «стратегов» Ту-95. Их модификации до сих по стоят на вооружении Российской Армии, и способны долетать до США и возвращаться обратно.

Ракетное «открытие Америки» началось в нашем городе в 1958 году. Тогда другой куйбышевский авиационный завод ≤1 имени И. В. Сталина (нынешний завод «Прогресс» им. маршала Д.Ф. Устинова) по предложению того же выдающегося самарца Дмитрия Устинова, бывшего в то время председателем Военно-промышленного комитета Совмина СССР, перепрофилировали на серийный выпуск первых советских стратегических межконтинентальных ракет Р-7. Именно для этого в Куйбышев почти полвека тому назад Главным конструктором ракетно-космических систем Сергеем Королевым был командирован его заместитель и ведущий конструктор этой замечательной ракеты Дмитрий Козлов. К концу 1958 года были собраны первые ракеты, способные достать Америку, а через пару лет их уже устанавливали на боевое дежурство на совершенно секретном военном объекте «Ангара» - в дивизии межконтинентальных ракет Ракетных войск стратегического назначения, ставшей впоследствии Первым государственным испытательным космодромом России «Плесецк».

И 45 лет тому назад - в дни так называемого Карибского кризиса 1962 года - стоящие на боевом дежурстве в Плесецке межконтинентальные ракеты Р-7А готовились нанести всесокрушающие термоядерные удары по Америке своими тяжелыми 5-тонными «головами». Каждый заряд мощностью в 3,5 мегатонны или 175 Хиросим. Мало кто сегодня знает, что изготовленные под руководством академика Андрея Сахарова в закрытом ядерном городе Арзамас-16 водородные заряды конструкции Самвела Кочарянца для этих куйбышевских межконтинентальных ракет монтировались внутри тех же спускаемых «шариков» диаметром 2,3 метра, в которых летали Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и другие первые советские космонавты. «Шариков», в которых сегодня монтируется научное и специальное оборудование абсолютно несекретных самарских космических «Ресурсов», «Бионов», «Фотонов».

А впервые стандартные металлические сферы диаметром 2,3 метра начали собирать на куйбышевском заводе «Прогресс» 45 лет тому назад. Но не для пилотируемых космонавтами кораблей-спутников «Востоков», а для автоматических спутников-разведчиков «Зенит-2», которые своим решением Сергей Королев передал из Подлипок для серийного производства в куйбышевский филиал ≤3 своего ОКБ-1.

В подмосковный Калининград, получать практику самостоятельной работы с новыми сверхсекретными «изделиями», еще в конце 1961 года была откомандирована группа из трех десятков специалистов из Куйбышева. Об их возрасте говорит хотя бы тот факт, что одному из ведущих куйбышевских инженеров Александру Чечину тогда только исполнилось 24 года: он был на 3 года моложе Юрия Гагарина. (Сегодня Александр Васильевич - первый заместитель генерального конструктора Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» - первый заместитель начальника ЦСКБ).

Один из первых заместителей Сергея Королева, руководивший конструкторской группой ОКБ-1, занимавшейся проектированием первого советского спутника-разведчика, Герой Социалистического Труда Борис Черток так оценивает то решение Главного конструктора:

- Теперь, анализируя спустя многие годы поведение Королева, считаю очень правильным его решение о форсировании передачи работ по спутникам-разведчикам Дмитрию Козлову в наш Куйбышевский филиал ≤3. Но в 1962 году, увлеченные первыми успехами и похвалами военных, все создатели «Зенитов» в КБ и на заводе восприняли эту идею как требование отдать любимого ребенка из родной семьи в далекий детский дом.

Испытания «Зенита-2» с сентября 1962 года проходили при активном участии молодых специалистов филиала ≤3. Они погружались в совершенно новую область с таким увлечением, что истинные создатели «Зенита-2» убеждались: в Куйбышеве наш «Зенит-2» будет тоже любимым ребенком. В результате споров о передаче в Куйбышев филиалу ≤3 работ по «Зенитам», Королев, приняв окончательное решение, уступил нашим с Борисом Раушенбахом и Евгением Рязановым настояниям и согласился сохранить за нами разработку нового разведчика «Зенит-4».

Кстати, о «Зените-4». В середине 60-х секретный объект "Ангара" в архангельских лесах, бывший до этого простой дивизией тяжелых межконтинентальных ракет, был преобразован в ракетный полигон. И 17 марта 1966 г. в 13 часов 28 минут московского времени с пусковой установки ≤ 1 -41 Государственного испытательного полигона ≤ 53 (сейчас - космодрома "Плесецк"), собранной в Куйбышеве ракетой-носителем "Восток-2" боевым расчетом подполковника Алексея Булычева был осуществлен первый запуск искусственного спутника Земли. Под открытым ТАСС наименованием "Космос-112" на орбиту был выведен самарский спутник-разведчик "Зенит-4"детальной фоторазведки. И хотя место того космического старта держалось в строгой тайне (впервые в открытой печати о существовании Плесецкого космодрома было сообщено лишь в 1983 году), американцы, проанализировав орбиту спутника, точно определили, откуда был произведен запуск.

Но вернемся на несколько лет назад - в 1962 год, в самый разгар холодной войны. В Советском Союзе в то время, по распоряжению главы правительства Никиты Хрущева, проводилась секретная операция «Анадырь». В ответ на размещение американских ядерных ракет средней дальности «Тор» и «Юпитер» в Турции, Италии и Англии, державших под прицелом европейскую часть нашей страны, была погружена и отправлена на Кубу 43-я дивизия РВСН генерал-майора Игоря Стаценко. Она была вооружена произведенными в Днепропетровске советскими ракетами средней дальности - Р-12 и Р-14, сходных по своим характеристикам с американскими РСД.

Советская дивизия была способна обрушить ядерные удары суммарной мощностью в 70 мегатонн на 40 военно-стратегических объектов на территории США. Но советскому политическому и военному руководству необходимо было видеть эти хорошо охраняемые и недоступные постороннему глазу американские объекты: военно-морские базы с плавающими аэродромами-авианосцами и атомными подводными лодками, аэродромы со стратегическими бомбардировщиками и военно-транспортными самолетами, находящиеся на боевом дежурстве межконтинентальные ракеты, оборонные заводы, штабы и узлы стратегического руководства американских вооруженных сил. Такое «открытие Америки», разрешенное международным правом, можно было выполнить только из космоса: с земли или с воздуха получить подобную закрытую информацию можно только путем шпионажа.

Директор опытного завода ≤88 в подмосковном Калининграде Герой Социалистического Труда Роман Турков, который в Великую Отечественную выпускал артиллерийские орудия, говорил тогда на совещании начальников цехов: «Вы не забыли, как мы работали во время войны. Теперь идет «холодная война». И «Зениты» сейчас важнее пушек. Планом на 1963 год предусмотрен выпуск 5 штук. Серийный выпуск уже налаживает завод «Прогресс» в Куйбышеве. Мы с честью должны закончить эту важнейшую для страны работу".

Куйбышевский коллега Романа Анисимовича директор «Прогресса», дважды Герой Социалистического Труда Виктор Литвинов отправил в Подлипки своих специалистов. Куйбышевские инженеры и техники вместе со своими товарищами из Калининграда участвовали в сборке и всесторонних испытаниях первых советских космических разведчиков. Уже в начале 1962 года было принято решение о параллельной сборке проходивших летно-конструкторские испытания «Зенитов-2» как на опытном, так и на серийном заводе. И сегодня уже трудно сказать, какие именно изделия - артиллерийские «калининградские» или авиационные «куйбышевские» - совершили в 1962 году первое в нашей стране «космическое открытие Америки».

В ракетно-космическом Центре твердо знают лишь, что «Зенит-2» с серийным номером 7, запущенный утром 27сентября 1962 года со стартового комплекса ≤1 космодрома Байконур (ИСЗ "Космос-9") был точно собран в Куйбышеве. Но некоторые специалисты самарского Центра убеждены, что и первый выведенный на орбиту 26 апреля 1962 года советский спутник-разведчик ("Космос-4") был куйбышевским. А следующий за ним «Зенит-2» (с серийным номером 4), стартовавший с Байконура «Космос-7», не просто оказался первым советским космическим аппаратом, полностью отработавшим свою разведывательную программу, испытаний, но и приземлился на самарской земле 1 августа возле куйбышевского села Августовка.

Как бы то ни было, но "космическое открытие Америки» состоялось. Свершилось это 45 лет назад. После проявления первых снимков шеф Центра космической разведки в широко известном сейчас «Аквариуме» - Главном разведывательном управлении Генштаба генерал Петр Костин пригласил в Сергея Павловича Королева в лабораторию ГРУ ГШ, где проходила обработка и дешифровка снимков. Королев был доволен и тут же договорился, чтобы для «воодушевления» смогли полюбоваться первыми «пейзажами Америки», доставленными «Космосом-4», еще и другие разработчики спутника-разведчика - Борис Черток, Павел Цыбин и Аркадий Осташов. Восторги руководства умножились, когда узнали, что снимки нашего «Зенита-2» министр обороны Родион Малиновский и начальник Генштаба Матвей Захаров вместе с секретарем ЦК Дмитрием Устиновым продемонстрировали Никите Хрущеву. Тот был очень доволен и высказал только Устинову и маршалам пожелание, чтобы космических разведчиков было побольше и следили бы они «за нашими недругами» подольше.

Операторы ГРУ, сканируя пленку электронным лучом, уверяли, что разрешающая способность нашего красногорского фотоаппарата на разведывательном спутнике достигает 5-7 метров, т.е. задание было перекрыто вдвое против проектных 10 метров. А запущенный 28 июля «Космос-7» не только вышел на 4-суточный режим работы, но и позволил опробовать различные режимы съемки - малыми сериями, протяженными трассами, при различных уровнях освещенности и положении Солнца.

Когда его спускаемый аппарат отыскали на юге Куйбышевской области и доставили отснятую пленку в Москву, то оказалось, что впервые получены качественные фотографии (при средней разрешающей способности в 10 метров) интересующих разведчиков территорий общей площадью 10 млн кв. километров. Для сравнения следует сказать, что вся территория США по площади только 9,36 квадратных километров.

На очередной Государственной комиссии генерал Костин от имени Генерального штаба докладывал после удачного полета «Космоса-7» ее председателю Кериму Керимову: несмотря на то, что пока осуществляется программа летно-конструкторских испытаний, на самом деле мы при каждом пуске получаем разведывательный материал, имеющий исключительную ценность для обороноспособности страны.

Таким образом, с того уже далекого 1962 года наши «колумбы-оборонщики» начали держать Америку под надежным национальным техническим контролем. В Куйбышеве появилось средство, которое известный российский публицист Ярослав Голованов, в отличие от страшного «оружия массового поражения», назвал «оружием массового выживания». А через 30 лет по территории Соединенных Штатов теми же самарскими специалистами, которые наладили на Волге выпуск первой в мире стратегической межконтинентальной ракеты Р-7, был произведен первый и единственный «ракетный удар» по Америке - вполне мирный вывод на легендарный «чкаловский маршрут» космического аппарата «Ресурс-500» и его успешное приводнение в штате Вашингтон.

Андрей Бондаренко, Самара