Posted 22 июня 2007, 23:04
Published 22 июня 2007, 23:04
Modified 2 апреля 2024, 01:36
Updated 2 апреля 2024, 01:36
В последнее время на всех уровнях власти в России все чаще употребляют словосочетание "Русский Мир". Под этим определением сегодня подразумевается все русское рассеяние. Термин Русский Мир постепенно вытесняет ранее существовавшее понятие «российские соотечественники». Сейчас эти понятия существуют одновременно, зачастую обозначают одни и те же срезы проблематики, но по сути они имеют существенные различия. Анализ этих различий может подсказать тенденции изменений взаимоотношения России с зарубежной русскоговорящей диаспорой.
Определение соотечественника в существующей концепции по работе с соотечественниками за рубежом звучит так: "Соотечественниками за рубежом... могут считаться лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, но связанные с Россией историческими, этническими, культурными, языковыми и духовными узами, стремящиеся сохранить свою российскую самобытность, испытывающие потребность в поддержании контактов и сотрудничества с Россией. Признание принадлежности к соотечественникам основывается на самоидентификации заинтересованных лиц и является актом их свободного волеизъявления".
Сам термин «российские соотечественники» появился в тот сложный период после распада СССР, когда стало ясно, что в постсоветском пространстве существуют крупные общности людей, которые не только говорят по-русски, но политически и духовно ориентированы на Россию. По сути это были реликты СССР, постсоветские общины, значительную часть которых, например в Прибалтике, составляли российские граждане. Для властей новообразованных государств эти общины стали серьезной проблемой. Отказываясь признавать российский этнический элемент частью государства, политические элиты стран «новой демократии» взяли курс на дискриминацию русских жителей.
Наиболее далеко эти процессы зашли в Латвии и Эстонии, где русофобия стала неотъемлемой частью государственной политики. Для оказания гуманитарной и культурной помощи людям, дискриминируемым в странах проживания, и была разработана политика поддержки соотечественников. Во многом эта политика выстраивалась хаотически, как реакция на возникающие в ближнем зарубежье кризисы. Решались первостепенные задачи – помощь людям, оказавшимся без социальной защиты, поддержка военных пенсионеров, сохранение возможности получения высшего образования на русском языке для студентов тех стран, где оно было свернуто.
Когда гуманитарные кризисные моменты более менее урегулировались, к политике поддержки соотечественников в постсоветских странах была присоединена и новая для России задача - взаимодействие с диаспорами дальнего зарубежья. В результате были механически смешаны выработанные в постсоветском пространстве методы и существовавший в СССР опыт культурного общения с зарубежными странами. Это внесло в российскую политику общения с русским рассеянием эклектичность, значительно затрудняющую понимание смысла этой деятельности, так как ситуация и в России и в зарубежье изменилась. Сегодня Россия уверенно возвращает свою роль на мировой арене, внедряется в мировое деловое, технологическое и информационное пространство.
Изменились и общины зарубежных соотечественников. Например, в странах Балтии это вполне современные и даже, несмотря на противодействие национальных элит, достаточно успешные в деловом и бытовом аспектах национальные общности Евросоюза. Те изменения, которые произошли в России на пути к возрождению и национальному единению, идеологические, экономические и законодательные, ликвидировали многие причины, по которым все русские люди когда-то оказались за рубежом. Можно сказать, что понятие эмигрант (человек, покинувший Родину) по отношению к русскому человеку теперь неприменимо. Он стал представителем диаспоры, жителем Русского Мира, что открывает возможность для построения единой идентичности зарубежных россиян.
Россия и общины зарубежных соотечественников перестали быть постсоветскими де факто, однако их отношения продолжали строиться на постсоветских принципах. В России создали огромное количество структур для обеспечения эффективности диаспоральной политики, но эффективность взаимодействия снижалась. Правительственная комиссия по делам соотечественников, управление администрации президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, департамент по делам соотечественников в МИД РФ, Россзарубежцентр, Международный совет соотечественников при правительстве Москвы и еще ряд организаций претендовали на роль няньки зарубежных русских и зачастую дрались между собой.
Такая деструктуризация негативно отразилась и на деятельности сотрудничавших с РФ русских организаций зарубежья: структуры распределения помощи и взаимодействия с Россией часто просто превращались в кормушку активистов организаций соотечественников. А адаптировавшиеся к новым условиям зарубежные русские не желали быть «объектами» политики России, а желали стать субъектами общей с Россией деятельности на благо Русского Мира, частями которого являются и зарубежные общины и сама Россия.
То, что во время последнего Конгресса соотечественников президент России употреблял словосочетание Русский Мир, говорит о том, что в общении метрополии и зарубежных диаспор начинается новый этап. Россия осознала, что от поддержки российских соотечественников пора переходить к равноправному сотрудничеству с жителями Русского Мира. Создание Координационного совета российских соотечественников подтвердило намерение России перейти от политики попечительства к политике сотрудничества. Новая структура стала партнерской для правительственной комиссии по делам соотечественников. Видимо, она и станет тем местом, в котором пойдет процесс выработки новой концепции Русского Мира, претендующей на универсальный принцип цивилизационного сообщества.
Прибалтика в этом смысле наиболее перспективна. Сегодня исследователи насчитывают шесть волн эмиграции из России, в результате которых сложилась основная масса российской диаспоры, но на самом деле этой классификацией можно обозначать скорее пики процесса. Русский Мир в сопредельных с Россией территориях формировался и формируется непрерывно. В Прибалтике мы можем наблюдать весь срез этого процесса. Есть русские семьи, которые живут в Прибалтике с петровских времен, другая значимая часть русской общины – переселившиеся в допетровские времена староверы.
Живут здесь и потомки белой эмиграции, и люди освобождавшие Прибалтику от фашизма, и те, кто приехал сюда восстанавливать, а скорее, создавать народное хозяйство прибалтийских стран. Есть в прибалтийской русской общине Эстонии и особая группа, созвучная советскому этапу иммиграции – советские диссиденты, выезжавшие сюда как в более либеральную провинцию СССР. В отличие от других стран, где в основном доминируют представители одного из пиков расселения, в русских общинах Прибалтики мы можем увидеть концентрированную картину того, что принято называть Русским Миром –диаспору расселения российских соотечественников, тех людей, кто не только говорит, но и действует по-русски.
Осознав общие вызовы Русской цивилизации, Россия обозначила намерение к полноформатному и целенаправленному сотрудничеству с каждой общиной и каждой прослойкой русской диаспоры зарубежья.
Обозначение контура структуры Русского Мира и создание работоспособных средств интеграции и должно стать целью сотрудничества с Россией в рамках Координационного совета. Возможность для этого есть, так как в рамках этой организации, создание которой поддержал лично президент РФ Путин, представители русского зарубежья получили возможность общаться с представителями российской политической и общественной элиты не как просители, а как равные партнеры. В этом смысле на Всемирный координационный совет российских соотечественников ложится ответственная функция – стать экспертным сообществом, которое поможет России и зарубежным русским найти общую идентичность и определить правила взаимодействия для создания общего цивилизационного пространства. Сможет ли Россия учесть специфические особенности русской идентичности вне России? Смогут ли зарубежные русские создать свою общность и найти точки взаимовыгодного общения с Родиной? Учитывая последние изменения, которые произошли в этом процессе, очень хочется ответить что да!
Максим Федоров для журнала “Балтийский Мир” и ИА "Росбалт"