Posted 24 июня 2007, 08:04
Published 24 июня 2007, 08:04
Modified 2 апреля 2024, 01:35
Updated 2 апреля 2024, 01:35
Россия остается в тройке лидеров по сжиганию попутного нефтяного газа. В связи с этим Министерство природных ресурсов переходит от увещевания нефтяных компаний к жестким санкциям за сжигание на факелах. Уже с 2008 г. будет происходить поэтапное увеличение штрафов, и к 2011 г. компаниям будет просто невыгодно сжигать газ.
Гори он синим пламенем
Судя по заявлениям главы МПР на совещании в Ханты-Мансийске, политика в сфере обращения с попутным газом станет более радикальной. По подсчетам министерства, сейчас экономические потери только от сжигания попутного нефтяного газа составляют ежегодно 139,2 млрд руб. Чиновники пообещали, что сделают все необходимое, чтобы к 2011 г. в России перерабатывалось 95% извлекаемого попутного газа, как это происходит сегодня в развитых нефтегазовых странах, где законодательно запрещено сжигать более 3-5% ПНГ.
По данным компании «Сургутнефтегаз», в Ханты-Мансийском округе, где добывается более 65% российского ПНГ, уровень его утилизации сегодня составляет порядка 88%, то есть более 11% газа все еще сжигается в факелах. На Приобском месторождении нефти - одном из крупнейших в Западной Сибири (извлекаемые запасы - 700 млн тонн, «Юганскнефтегаз») ежегодно сжигается более 2 млрд кубометров попутного нефтяного газа. Если экономические потери еще можно подсчитать, то экологический урон - сложнее. Промысловые факелы - это тысячи тонн вредных выбросов в атмосферу и парниковый эффект.
В МПР сетуют, что оживление инвестиционной активности в российской экономике, включая и нефтегазовый сектор, пока не распространяется на сферу переработки газа. За 17 последних лет в стране не было введено в эксплуатацию ни одного нового ГПЗ. Глава министерства Юрий Трутнев считает, что до сих пор нефтяные компании рассматривают «газовые» инвестиции как менее приоритетные. Слишком высока капиталоемкость у вложений в строительство мощностей по переработке и низки штрафы за сжигание, да и счетчики на промыслах никто не ставил.
Огонька не найдется?
Государство решилось фактически на полный запрет сжигания ПНГ. К концу 2007 г. министерство пообещало создать все необходимые условия, при которых сжигать попутный газ нефтяникам будет очень невыгодно. В лицензионные соглашения будут внесены обязательства по переработке попутного газа, а за его сжигание в больших объемах нефтяников ждут ощутимые штрафные санкции. Наказание рублем должно стать стимулом для добывающих компаний к строительству газосборных сетей и хранилищ.
Уже начиная с 2008 г. будет происходить поэтапное увеличение штрафных санкций за сжигание на факелах. «Это позволит к 2011 году создать условия, когда компаниям будет невыгодно сжигать газ. Они будут вынуждены либо перерабатывать его, либо складировать в специализированных пунктах хранения», - подчеркнул министр.
Кроме того, приказом МПР будут утверждены требования к технологическим проектам разработки месторождений, в соответствии с которыми спустя 4 года после ввода месторождения в эксплуатацию компания будет обязана перерабатывать ПНГ на 95%. Техпроекты будут содержать требования к технологиям переработки попутного газа и ряд природоохранных требований. Все изменения нормативно-правовой базы будут введены к концу текущего года.
Добытчики созрели
Вопрос о том, как «потушить» факелы, активно поднимался еще в 2000 г. - речь шла о принятии закона «О попутном нефтяном газе». Однако тогда говорили о необходимости моратория, поскольку инфраструктуры для переработки и утилизации ПНГ у нефтяников не было. Сегодня ситуация несколько иная. Нефтяные компании уже не только морально готовы к «газовым» инвестициям - у большинства есть планы развития. Так, «Сибур Холдинг» планирует увеличить к 2011 г. мощности по переработке ПНГ на 6 млрд кубометров, «Газпромнефть» к 2011 г. обеспечит переработку ПНГ на 95%. Компании ТНК-ВР и «Роснефть» достигнут этого показателя уже к 2010 г., а «Сургутнефтегаз» - самая продвинутая в этом вопросе компания - уже сегодня перерабатывает попутный газ в указанном объеме (в частности, собственная газоэнергетика на треть закрывает потребности компании в электроэнергии, а в планах развития - увеличение генерирующих мощностей на основе ПНГ до 3 млрд Квт-часов в год).
Использование ПНГ в малой энергетике, в качестве топлива для газопоршневых электростанций, обосновано не только ужесточением требований по утилизации попутного газа, но и просто экономически целесообразно. На это надеются и чиновники из министерства. Как пояснили в компании «НГ-Энерго», безусловно, на нефтяных месторождениях нужны специальные энергокомплексы, которые должны включать систему очистки и подготовки топливного газа. Затраты окупаются быстро - попутный газ значительно дешевле, чем магистральный, и это позволяет заметно снизить основную статью расходов на топливо. Как подчеркивают в «Сургутнефтегазе», сегодня утилизация ПНГ путем получения электроэнергии на вновь вводимых и удаленных месторождениях является не только экономически и экологически эффективным, но и жизненно необходимым мероприятием для развития производства и ввода новых месторождений. Очевидно, пользоваться услугами РАО ЕЭС становится все дороже.
Попутный нефтяной газ - ценное сырье для химической промышленности, у него состав богаче, чем у природного, а значит и возможностей использования больше. Как отметили в МПР, применяемые сегодня в России технологии переработки не обеспечивают повышение извлечения ценнейших компонентов из ПНГ. Например, в США из ПНГ добывают этилен и пропилен (сырье для производства полиэтилена и полипропилена), в России же эти материалы в основном получают путем манипуляций с бензином - в результате мы имеем в 2 раза меньше продукции, чем в США. Выработка этана в России в 21 раз меньше, чем в Штатах, бутанов - в 8,4 раза. Кроме того, ПНГ можно перерабатывать с получением широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) - сырья для производства целого спектра продуктов нефтехимии: каучуков, пластмасс, специализированного моторного топлива высокооктановых бензинов и др.
Популярная на Западе технология утилизации ПНГ - «закачка в пласт» с целью повышения нефтеотдачи - в России пока не очень распространена. За рубежом на месторождениях, разрабатываемых с закачкой газа, величина нефтеотдачи достигает 60-80%. Кроме того, там широко используют технологии синтеза жидких углеводородов из попутного газа «на месте», что не требует развития инфраструктуры до удаленных месторождений.
Несмотря на все это, сегодня в России, по некоторым данным, переработка попутного газа составляет 1-3% в общем бизнесе нефтяников. Нефтяные компании уже давно говорят, что их не устраивает установленная государством цена на ПНГ - практически на уровне себестоимости. Очевидно, что при таком раскладе нефтяникам было выгоднее платить мизерные штрафы, нежели поставлять газ на газоперерабатывающие заводы и строить собственные ГПЗ. Однако глава МПР пообещал нефтяникам, что в ближайшее время обязательно будут проведены консультации с Федеральной службой по тарифам относительно возможности либерализации цен на ПНГ. Также МПР намерено провести переговоры с «Газпромом» и РАО ЕЭС о либерализации доступа продуктов глубокой переработки ПНГ в распределительные газовые и электросети. Возможно, тогда нефтяники охотнее пойдут по «газовому» пути.
Светлана Коробейникова
Справка. Попутный нефтяной газ - углеводородный газ, сопутствующий нефти и выделяющийся из нее при сепарации. Количество газов (в кубометрах), приходящееся на 1 т добытой нефти, зависит от условий формирования и залегания нефтяных месторождений и может изменяться от 1-2 до нескольких тыс. кубометров тонн нефти. В отличие от газов природных горючих, состоящих в основном из метана, нефтяные попутные газы содержат значительные количества этана, пропана, бутана и др. предельных углеводородов. Кроме того, присутствуют пары воды, а иногда и азот, углекислый газ, сероводород и редкие газы гелий, аргон. После переработки ПНГ получают осушенный газ и ценное сырье для химической и нефтехимической промышленности - ШФЛУ - широкую фракцию легких углеводородов, газовый бензин и сжиженный газ, что составляет приличный доход.