Posted 26 июня 2007,, 07:15

Published 26 июня 2007,, 07:15

Modified 2 апреля, 01:34

Updated 2 апреля, 01:34

Извоз: Когда в товарищах согласья нет.

26 июня 2007, 07:15
Петербургские парламентарии провели слушания на транспортную тему, на которых вознамерились улучшить качество услуг путем внесения поправок к федеральному законопроекту «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ». Депутаты попытались привлечь к этому творческому процессу профессионалов, как перевозчиков, так и "транспортных" чиновников. Увы, у пассажиров мнения как всегда не спросили.

Депутаты постоянной комиссии Законодательного собрания по городскому хозяйству провели слушания на транспортную тему. Много претензий накопилось у частных перевозчиков к «транспортным» чиновникам, которые они и выплеснули там. Увы, у пассажиров мнения о тех и других как всегда не спросили.

Депутаты нового созыва вознамерились улучшить качество услуг путем внесения поправок к федеральному законопроекту «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ». Они попытались привлечь к этому творческому процессу профессионалов. «Первый блин» оказался комом.

«Гусь свинье не товарищ»

Председательствовал на слушаниях депутат Борис Киселев. Он отметил, что федеральный законопроект «не содержит конкретных предложений, которые реально могли бы улучшить работу пассажирского транспорта». «Мы хотим его подправить вместе с вами», - обратился он к специалистам.

Перевозчики были представлены практически всеми «видами» - государственные и коммерческие. В коммерческой среде сегодня царит богатое разнообразие «подвидов». В слушаниях приняли участие «легалы» и «нелегалы». Последнее – понятие достаточно условное - и те, и другие имеют лицензии на перевозку пассажиров. Но одни пассажиров заполучили, пройдя конкурсный отбор, а другие занимаются извозом без благословения Смольного. А есть еще «партизаны», которые не имеют лицензий.

Частники сосредоточились, главным образом, на критике чиновников, которые, по их мнению, сознательно поддерживают монополизм и чрезмерную незаконную зарегулированность рынка.

Так руководитель отдела Ассоциации независимых перевозчиков (АНП) Георг Габриелян заявил, что при проведении конкурсных процедур по социальным маршрутам нарушаются статьи Конституции, Бюджетного и Гражданского кодексов, антимонопольного законодательства и закона о местном самоуправлении.

Ничего город не нарушает, утверждает глава Комитета по транспорту (КТ) Александр Дацюк, и подтверждение тому – выигранные суды (прошло более 20 судов). Подвижной автомобильный состав находится в удовлетворительном состоянии, в том числе, и благодаря конкурсным процедурам, пошел он в наступление.

Лично Александра Макаровича федеральный законопроект вполне устраивает: "Он крайне своевременен, в русле нашего городского законодательства".

Но чиновник плохо подготовился к уроку. Он не смог ответить на многие вопросы.

"Как комитет борется с «партизанами»"?

Они переманивают к себе пассажиров, занижая тарифы. Конечно, они могут себе это позволить, потому что не очень тратятся на техническое состояние машин". "Сегодня эта проблема несколько смягчилась – их присутствие на рынке значительно снизилось", - сказал г-н Дацюк.

"В городе работает до тысячи подпольных перевозчиков. У города нет законной базы, чтобы пресечь их деятельность", - дополнили бледный ответ чиновника.

"Сколько за время реформ ликвидировано автобусных парков?"

Уж на этот вопрос Александр Макарович мог бы ответить. Нет, ушел от ответа, по-видимому, в силу многолетней привычки. Здесь чиновнику помогли перевозчики. "Ликвидировано 4 или 5 автопарков. И город продолжает разрушать систему госперевозок",- заявил кто-то из участников обсуждения.

"Конкуренция должна быть на конкурсах, а не линиях", - огрызнулся чиновник.

Он не смог назвать и статистику дорожно-транспортных происшествий в этом году, связанную с частными перевозчиками. Тем не менее, по его мнению, в этом году «количество ДТП слегка уменьшилось».

«Количество аварий увеличилось и значительно», - так же, исходя из личных ощущений, считает сопредседатель АНП Александр Коваленко. "Нельзя регулировать то, что не поддается регулированию, господа чиновники! Лучше давайте сядем за стол переговоров,- обратился он к главе КТ. – Нам есть, что обсудить. Например, подготовку кадров. Сегодня привлекаются мигранты, которые увеличивают аварийность на дорогах".

«Вы хотите только «сливки снимать», а кто будет перевозить льготников?»- попытался поддержать боевой дух «начальника транспортного цеха» ведущий слушаний.

Кто дает льготу людям (государство, город), тот и должен финансировать ее, закладывая соответствующие расходы в свой бюджет. Почему обязательства государства должен оплачивать частник, считает сопредседатель АНП Александр Масюк.

«Мне все равно, кто меня перевозит»

В конце концов, перевозчики переругались и между собой – «легалы» с «нелегалами». Переругались, даже не вспомнив о главном действующем лице – пассажире. Наверстал упущенное депутат Игорь Риммер – крупный специалист по религиозным конфессиям. «Я говорю не как депутат, а как обыватель» - были его первые слова. "Сегодня по отношению к пассажиру творится полный беспредел, - продолжил он. - Мне все равно, кто меня перевозит. Хочу, чтобы на остановках была полная информация: какая маршрутка куда идет, интервал движения. Хочу платить и получать билет. Хочу, садясь на такси в аэропорту, знать заранее цену в любую точку города (как это делается зарубежом) - чтобы она не зависела от того, знает пассажир город или нет."

Игорь Сергеевич не на шутку разошелся – со столькими «хочу» и «цветик-семицветик», пожалуй, не справился бы. А он все не мог остановиться. «Выхожу в полдвенадцатого к мосту Александра Невского, и ни одной заразы нет!». Где частникам «ловить нечего», город должен брать проблемы на себя, считает обыватель.

Да и как тут остановиться? Еще не упомянута грязь в салонах и безнаказанное хамство кондукторов и контролеров. Интересно, кто кондукторов приодел в такую униформу? Она не помогает человеку вести себя достойно (как светлый верх – темный низ, да еще при галстуке), а наоборот распоясывает – бесформенный кислотного цвета жилет (пока чистый) покроя «унисекс».

Подальше от госрегулирования

Частные перевозчики к слушаниям тоже подготовились неважно. Сколько ни пытал их депутат Киселев, они так ничего внятного и не сформулировали в качестве поправок к закону.

Слово взял главный специалист комиссии Юрий Курикалов. Он сообщил, как петербургские законодатели намерены улучшить качество услуг на рынке пассажирских перевозок путем внесения поправок к федеральному законопроекту.

Так предлагается ряд норм, регулирующих отношения сторон, закрепить в законе или правилах (а не в договоре, как предусмотрела Госдума). Речь идет, в частности, о порядке корректировки тарифов и расписания, оснащении транспортных средств, форме отчетов, порядке продажи проездных билетов и учета выручки. Следует закрепить законом и ответственность сторон. Кроме того, предлагается узаконить принципы пользования транспортной инфраструктурой (сегодня город это делает по своему усмотрению).

В заключение главспец подчеркнул, что федеральный законопроект должен способствовать переходу рынка пассажирских услуг к саморегулированию, содержать принципы поэтапного сокращения госрегулирования.

Ирина Кравцова, ИА "Росбалт-Петербург"