Posted 26 июня 2007, 10:02
Published 26 июня 2007, 10:02
Modified 2 апреля, 01:34
Updated 2 апреля, 01:34
Совет безопасности ООН начал закрытые консультации по новому проекту резолюции по Косово. В соответствии с этим документом, Белграду и Приштине дается четыре месяца (120 дней) на переговоры по статусу края. Предполагается, что за это время лидеры Сербии и Косово могут прийти к компромиссу. Кроме того, Запад полагает, что стодвадцатидневная отсрочка может способствовать преодолению возражений, выдвинутых ранее российской стороной.
В случае, если в течение этого срока не будет достигнута договоренность, последует автоматическое вступление в силу плана спецпредставителя генсека ООН Марти Ахтисаари, предполагающего предоставление Косово статуса независимости без согласия Белграда.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун 22 июня, в день начала консультаций, призвал Совет безопасности к безотлагательному принятию плана Ахтисаари. Как заявила от лица генсека его пресс-секретарь Мишель Монтас, «сохранение статуса-кво Косово не является решением проблемы».
Новый проект, представленный Великобританией, США и Францией, некоторые эксперты уже расценили как определенную уступку России. Однако Москва не поддержала этот план, указав на то, что он не учитывает мнение сербской стороны. В СБ ООН есть документ, внесенный Россией. В нем две ключевые позиции: обеспечение всех стандартов безопасности для этнических меньшинств и возвращение к переговорам без временных рамок.
В Москве выступают за продолжение переговоров и нахождение взаимоприемлемого варианта, который удовлетворил бы все стороны косовского конфликта. Постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин отметил, что проект косовской резолюции не способствует приближению к платформе, на которой может быть найдено согласие. По его словам, Россия считает неприемлемым условием то, что новый проект документа предусматривает ограничение переговоров, даже если никакого компромисса между сторонами достигнуто не будет.
Замминистра иностранных дел РФ Владимир Титов на встрече с послом Сербии в Москве Станимиром Вукичевичем подтвердил, что Россия проводит линию на «последовательный поиск при международном посредничестве переговорной развязки между сторонами в рамках резолюции СБ ООН 1244, без искусственных временных рамок и автоматизма реализации «отложенных» решений о независимости Косово».
Официальный Белград высоко оценил позицию РФ. «Мы высоко оцениваем позицию России по новой резолюции. Мы готовы к новым переговорам. Но серьезные переговоры не являются идеей, заключенной в этой резолюции», - заявил вице-премьер сербского правительства Божидар Джелич.
Сербия считает Косовский край культурной и религиозной частью своего государства, несмотря на то что еще до распада Югославии подавляющее число населения в нем составляли албанцы, а сам край имел права автономии, отмененные в последние годы существования СРЮ. Если независимость края будет признана без согласования с Белградом, может быть создан опасный пример для тех регионов мира, в которых тлеют местные конфликты.
В то же время отказ России может привести Запад к необходимости осуществления плана без ее одобрения. Так, 12 июня в Париже западные участники Контактной группы провели заседание по Косово без участия России, в так называемом формате «квинты» (Германия, Великобритания, Италия, США, Франция). На данную встречу Россия не была приглашена. Этот факт никак не стыкуется с заявлениями партнеров о готовности продолжать поиск компромиссных развязок.
Как заявили в МИД России, «келейные дискуссии, скорее, наводят на мысль о подготовке односторонних сценариев косовской независимости». Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров назвал это заседание «попыткой обойти российскую позицию, которая заключается в необходимости действовать на основе единого стандарта с учетом международного права».
Однако Запад продолжает настаивать на своем мнении. К вопросу подключился и Североатлантический союз. На встрече в Брюсселе 15 июня министры обороны НАТО вновь призвали к возможно скорейшему принятию резолюции Совета Безопасности ООН по Косово в соответствии с предложениями, выдвинутыми специальным посланником Генерального секретаря ООН Ахтисаари. По мнению заместителя представителя Великобритании в ООН Карин Пирс, «будет честно, если мы скажем, что Косово так или иначе будет независимым... И нельзя сказать, что нет других путей, если партнерство не сработает».
Другие пути существуют, но не те, на которые намекает госпожа Пирс. Переговорный процесс ни в коем случае не должен быть остановлен, поскольку проблема Косово затрагивает не только региональную, но и европейскую безопасность, и стабильность в мире в целом. По мнению российского министра Сергея Лаврова, насильственное отторжение края Косово от Сербии «чревато непредсказуемыми последствиями и цепной реакцией в разных регионах мира».
Косовский вопрос уже разделил Европейский Союз. Польша совместно с Великобританией и некоторыми другими государствами безоговорочно поддерживает позицию США и план Ахтисаари. Таким же странам, как Румыния, Словакия, Венгрия, Греция приходится просчитывать все варианты, поскольку по причине геополитического положения им первым придется принять на себя всю негативную волну последствий раскола на Балканах. Cуществует реальная угроза того, что албанское население на юге Сербии может выдвинуть требование о вхождении в состав нового Косово. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и возможность активизации албанских сепаратистов в Македонии и Черногории, венгров Воеводины, и далее по списку.
Кстати сказать, косовская проблема всегда представлялась Западу как чисто гуманитарная. Но если прецедент будет создан, заявление политиков об особом положении Косово никогда не переубедят других пострадавших в межнациональных конфликтах в том, что их обиды и переживания значат меньше, чем обиды и переживания косоваров.
Видимо, эти мысли не находят отклика в умах стратегов США. По некоторым данным, американцы намерены создать в Косово крупнейшую со времен войны во Вьетнаме военную базу Camp Bondsteel для контроля над поставками нефти из района Каспия. Кроме того, американцы, видимо, настаивают на плане Ахтисаари еще и потому, что им нужно хотя бы и задним числом легитимизировать натовскую операцию 1999 года, чтобы оправдать бессмысленные жертвы бомбардировок остатков Югославии. Тогда отмена автономии привела к обострению напряженности в Косово, а затем и к активизации действий албанских партизан против сербских сил безопасности. Эскалация конфликта вызвала вмешательство в 1999 году сил НАТО, 78-дневное авиационное наступление которых вынудило сербского лидера Слободана Милошевича вывести войска из региона.
За 120 дней, отведенных новой резолюцией Белграду и Приштине, стороны вряд ли договорятся. Скорее всего, косовары при поддержке США и других стран, которые поддерживают план Ахтисаари, объявят в одностороннем порядке о своей независимости. Этот вариант во многом устраивает западных политиков, поскольку в этом случае они будут избавлены от необходимости вступать в конфронтацию с Россией.
Россия же не признает Косово, поскольку не может допустить нового передела Балкан - не только из опасений, что рухнут многолетние усилия по сохранению мира на Балканах, но и из-за того, что в ее непосредственном окружении на пространстве СНГ существуют сходные проблемы. Запад не хочет понимать этих проблем и обвиняет Россию в том, что она пытается расколоть Грузию, Молдавию. Однако если вникнуть в суть вопроса, именно «Кремлевская стена» является той тонкой защитой, которая сдерживает напор мощных националистических сил, заинтересованных в косовском прецеденте.
По мнению доктора политических наук, сотрудника Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Надежды Арбатовой, «Россия пытается сейчас найти приемлемое решение». «Хотя ситуация в конфликтных зонах не зеркальная, мы не хотим перекройки пространства. Мы не поддерживаем мятежные автономии, в чем нас пытается обвинить Запад. Хельсинский принцип нерушимости границ в постбиполярной Европе приобрел совершенно особое значение, поскольку ясно, что угрозу безопасности представляет сейчас не противостояние блоков, а сепаратистские движения, которые могут спровоцировать конфликты», - считает она.
Таким образом, выражая несогласие с текстом нового документа по Косово, Россия вовсе не уклоняется от политического решения по статусу края.
Дмитрий Пановкин