Posted 28 июня 2007, 13:16

Published 28 июня 2007, 13:16

Modified 2 апреля 2024, 01:32

Updated 2 апреля 2024, 01:32

Эстония может взорвать экономику балтийского региона

28 июня 2007, 13:16
Эстонская экономическая модель обычно удостаивалась похвал либеральных организаций. Но в последнее время возникли опасения, что либерально-популистская экономика Эстонии вот-вот рухнет и потянет за собой весь Балтийский регион.

Традиционно эстонская экономическая модель удостаивалась похвал либеральных организаций. Например, журнал Economist рекомендовал эстонский экономический опыт не только новым, но и старым членам ЕС. Однако в последнее время появляются опасения, что эстонская либерально-популистская модель экономики может не только провалиться сама, но и потянуть за собой экономику всего Балтийского региона, подобно тому, как в 1997 году, когда инвестиционный перегрев привел к краху японского рынка недвижимости и вызвал падение фондовых рынков во всем мире (в России это вылились в дефолт 1998 года).

Член правления Европейского центробанка Гертруде Тумпель-Гугерелль, выступая на конференции Банка Эстонии «Возможности европейской экономики во всемирной конкуренции», заявила, что развитие эстонской экономики за последние 15 лет было впечатляющим. «За эти 15 лет в Эстонии произошел радикальный прорыв в деле международной торговли и потоков капитала. Также полностью изменилась позиция Эстонии в глобальной экономике», - сказала Тумпель-Гугерелль. «Список достижений Эстонии за этот период действительно впечатляет. Государственные доходы на человека выросли с 30% от среднего по 15 странам ЕС в 1993 до 60% в 2006 году», - отметила она. И предположила, что доходы будут продолжать расти. Кроме того, она назвала Эстонию одной из самых успешных стран Евросоюза по привлечению иностранных инвестиций на душу населения.

Однако экономические новости из Эстонии в последнее время вызывают все большую настороженность. Потребительский индекс галопирует в непривычно быстром для Эстонии темпе, угрожая сбережениям и росту зарплат. В марте 2007 г. годовая инфляция в Эстонии в три раза превысила средний показатель по еврозоне. Вместе с тем, Эстония в рейтинге минимальных зарплат переместилась на две строчки выше только из-за вступления в ЕС Румынии и Болгарии. И если в небогатой по европейским меркам Испании минимальную зарплату получает 1% населения, то в Эстонии – 4,8%. Согласно недавнему исследованию Global Property Guide, рост цен на недвижимость в Эстонии за два года составил 79%. При этом общая прибыль с аренды в Таллинне значительно упала - с 8,47% до 5,77%. То есть доходность инвестиций обеспечивалась исключительно спекулятивными операциями.

На этой неделе рейтинговое агентство Moody's осторожно предупредило, что в эстонской экономике налицо все признаки перегрева. "Быстрый рост кредитов и цен на недвижимость, а также дефицит текущего счета указывают на увеличение дисбаланса в экономике. Если эти процессы не приостановить, то они могут повлиять на макроэкономическую стабильность", - считает эксперт агентства Кеннет Орчард.

Однако, в отличие от латышей, принявших программу борьбы с перегревом экономики, включающую в себя заморозку зарплат общественного сектора, в прошедшей предвыборной кампании большинство эстонских партий делало ставку на рост зарплаты. Обещания увеличить зарплату и пенсии, снизить ставку подоходного налога, поднять не облагаемый налогом минимум, расширить налоговые льготы на первого ребенка никак не могут способствовать обузданию инфляции. В 2008 г. реализация всех этих мер потребует несколько миллиардов из бюджета, которые увеличат внутреннее потребление. «Опубликованные пункты коалиционного соглашения могут оказать нежелательное воздействие на инфляцию и потребление», — признал покинувший пост министра финансов Айвар Сыэрд.

"Основная причина перегрева, по-моему, не в быстром росте экономики как таковом, а в том, за счет чего данный рост происходил", - заявил корреспонденту "Росбалта" эстонский предприниматель и финансовый консультант Леонид Цингиссер. "Происходил же он в основном не за счет производства ( т.е. не за счет создания прибавочной стоимости продукта), а за счет резко увеличившегося потребления (в первую очередь, в секторе недвижимости), которое в свою очередь росло за счет сравнительно дешевых кредитов. Кроме того, рост зарплат опережал рост ВВП, что опять же стимулировало потребление и снижало конкурентоспособность. При этом рост зарплат был вызван, с одной стороны, давлением со стороны строительного бизнеса, с другой стороны - давлением со стороны публичного сектора (местное самоуправление и госучреждения), получающего зарплату из бюджета. Если строительство можно считать первой производной от недвижимости, то и без того чрезмерно большой относительно малочисленного населения страны публичный сектор резко увеличил сам себе зарплаты по случаю вступления в ЕС", - пояснил Цингиссер свою точку зрения.

Он также отметил усугубление негативных тенденций в экономике Эстонии. "Несмотря на то что сделки с недвижимостью банки теперь уже кредитуют неохотно, и если даже идут на это, то доля требуемого самофинансирования увеличилась с 5-10% до 25-30%, зато ускоренными темпами стали выдаваться потребительские кредиты. Это продолжает поддерживать и без того высокий уровень потребления.

Между тем одна из немногих реальных составляющих ВВП – транзит - в силу известных событий стал резко сокращаться, что, однако, не смущает Банк Эстонии, по оценкам которого на долю транзита приходится не более 7-8% экономики. Следует отметить, тем не менее, что эти 7-8% непосредственно транзита не учитывают всего сопутствующего комплекса инфраструктуры (транспорта, коммуникаций и т.п.) и являются реальными поступлениями, а не результатом внутреннего перераспределения.

В совокупности вышеперечисленные факторы вызвали замедление экономического роста в первом квартале этого года до 9,8% на фоне растущего потребления и зарплат, а также увеличившегося по сравнению с прошлым годом негативного сальдо внешнеторгового баланса (с 4 млрд крон в апреле 2006 г. до 4,5 млрд в апреле нынешнего). Последний показатель, указывающий на преобладание импорта над экспортом, был и без того высоким, и назывался чуть ли не основной причиной, по которым ввод евро был отложен. Вторая проблема, сдерживающая переход на евро, - это инфляция, которая также увеличилась и в первой половине года не опускалась ниже 5%. Продолжает расти также внешний долг страны, и на 2 процентных пункта увеличился дефицит текущего счета ВВП.

Инвестиционная активность стала снижаться. Местные инвесторы предпочитают инвестировать (в т.ч. в недвижимость) за границей. Иностранные инвесторы реализуют прибыль и выводят дивиденды за границу. В качестве примера можно привести по сути провалившуюся эмиссию акций риэлтерской компании Arco Vara , цена акции которой в течении первого дня торгов после выхода на биржу упала ниже цены эмиссии. В определенном смысле подтверждает вышесказанное факт продажи своих акций учредителем риэлтерской компании Ober- Haus.

Между тем правительство принимает решение о введении новых и увеличении существующих акцизов (в числе прочих - алкоголь, табак, энергоносители), что не может не привести к новой волне роста цен, т.е. к росту и без того высокой инфляции.

В довершение картины правительству остается лишь выпустить внутренний заем (типа советских облигаций, российских ГКО или американских Т-бондов) и обвалить крону. "На фоне общего патриотического подъема и на примере неожиданно успешного сбора средств в пользу полицейских, пострадавших в ходе апрельских событий, данная затея наверняка реализуема", - считает эстонский финансист.

Но главным указанием на нездоровье эстонской экономики стал очередной перенос перехода страны на общеевропейскую валюту. Так, премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заявлял в свой первый премьерский срок, что цель правительства — ввести евро в обращение с 1 января 2007 г. Решимость премьера была настолько высока, что он пообещал уйти в отставку, если с первых дней 2007 г. эстонцы не попрощаются с национальной валютой. Однако сегодня вызывает сомнение даже такой отдаленный срок, как 2011 г. В представленном недавно весеннем экономическом прогнозе Банка Эстонии делается вывод, что в период с 2007 по 2009 гг. страна не сможет выполнить инфляционный критерий для вступления в зону евро, а значит переход в 2011 г. на единую евровалюту не состоится.

На этом фоне антикризисные программы, разработанные скандинавскими банками на случай обвала экономик Прибалтики, позволяют говорить, что не за горами крупнейший экономический коллапс Балтийского региона, который будет спровоцирован либерально-популистской экономической политикой Эстонии. Коснется этот коллапс и России, так как с Эстонией до сих пор связаны значительные потоки экспорта товаров. Кроме того, многие предприниматели Северо-Запада вместо развития отечественной экономики предпочитали инвестировать в соседнюю Эстонию. Значительные активы, выведенные из России, больно ударят по финансовому положению крупных российских предприятий.

Александр Рах

Подпишитесь