Posted 3 июля 2007,, 08:00

Published 3 июля 2007,, 08:00

Modified 2 апреля, 01:30

Updated 2 апреля, 01:30

Москва. Дискуссия «От Кроуфорда до Кеннекбанпорте: Шесть лет «стратегического партнерства» России и США»

3 июля 2007, 08:00

3 июля 2007 года в 12:00 информационное агентство «Росбалт» совместно с журналом «Смысл» провели дискуссию «От Кроуфорда до Кеннекбанпорте: Шесть лет «стратегического партнерства» России и США»

Участие в дискуссии приняли:

Юрий Рогулев, директор Фонда изучения США им. Франклина Д. Рузвельта (МГУ), считает, что встреча Владимира Путина и Джорджа Буша в Кеннекбанпорте показала, что президенты обеих стран перед уходом со своих постов хотели бы «выправить» российско-американские отношения, заметно обострившиеся в последнее время. По словам эксперта, заявленное в 2001 году «стратегическое партнерство» РФ и США не состоялось. «Вашингтон в своей внешней политике демонстрировал откровенное пренебрежение российскими интересами, — заметил Рогулев. – США формулировали свою позицию и требовали, чтобы Москва безропотно соглашалась. Выход из договора по ПРО был настоящим плевком в Россию. Мюнхенская речь Путина стала эмоциональной реакцией президента РФ на такую политику США». Тем не менее, подчеркнул Рогулев, ни Путин, ни Буш не хотят оставлять «дурное наследство» в виде испорченных российско-американских отношений. «Они осознали, что слишком далеко зашли, и сейчас пытаются как-то исправить ситуацию», — подчеркнул эксперт, заметив, однако, что никаких конкретных шагов в этом направлении, кроме взаимных комплиментов двух президентов в адрес друг друга, сделано не было.

Анатолий Уткин, директор Центра по международной политике Института США и Канады РАН, уверен, что изгнание Дональда Рамсфельда, Пола Вулфовица и других «неоконов» из Администрации Джорджа Буша и последние заявления американских дипломатов свидетельствуют о том, что Вашингтон отказался от неоконсервативной доктрины атлантизма во внешней политике и в ближайшем будущем сделает ставку не на Западную Европу, а на Индию и Китай. «Во внешней политике США произошла настоящая революция, — считает Уткин. – Прямым свидетельством этого перелома стало выступление госсекретаря Кондолизы Райс в Джорджтаунском университете в январе 2006 года. Она заявила, что считает неправильной ситуацию, когда в 82-миллионной Германии американских дипломатов больше, чем в миллиардной Индии и в более чем миллиардном Китае». По мнению Уткина, «парадигма атлантизма», сформулированная Джорджем Кеннаном, которая определяла внешнюю политику Вашингтона в течение 60-ти лет (с 1945 по 2005 год – вплоть до иракского кризиса), теперь заменяется новой парадигмой, целью которой является доминирование США не в западной Европе и Японии, а в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). «Через 20 лет ВВП этих четырех стран превысит ВВП «большой семерки», — подчеркнул директор Центра по международной политике Института США и Канады. – Европа «сходит со сцены», и в Вашингтоне это хорошо понимают. Они смотрят в будущее и хотят полагаться на растущих экономических и военных «гигантов», в первую очередь – на Китай и Индию».

Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России, уверен, что произошла «редукция значимости России» на международной арене, выражающаяся в «сдаче» российскими элитами своей страны. По его мнению, Путину удалось сломать традицию ориентации российской власти на демократическую администрацию в США, заложенную Борисом Ельциным, успешно переориентировавшись на республиканский кабинет Джорджа Буша. Гейдар Джемаль выразил уверенность, что Бразилия, Китай или Индия еще не скоро займут на мировой арене место адекватное своей экономике. Им необходимо добиться изменения своего места в «межэлитном мировом клубе», а экономика имеет в данном случае далеко не первостепенное значение, полагает председатель Исламского комитета России. Иран как государство, не укладывающееся в однополярную схему Вашингтона, приобрел особый «харизматический статус», а потому военный конфликт между США и Ираном – это вопрос ближайшего будущего, по мнению Джемаля. «Сегодня Вашингтон ищет повод для нанесения военного удара по Тегерану, — отметил председатель Исламского комитета России. — Любой другой вариант обернется политическим поражением Буша». Джемаль убежден, что «разгром Ирана» будет иметь катастрофические последствия для России. Очередная война на Ближнем Востоке, по словам председателя Исламского комитета России, «всколыхнет геополитическое пространство» всей Центральной Азии, а многие страны этого региона являются стратегическими партнерами РФ.

Алексей Фененко, научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, высказал мнение, что американо-иранская война если и начнется, то не в ближайшие 3-5 лет. Эксперт полагает, что излишня персонализация отношений России и США не позволяет заметить четыре основные тенденции в российско-американских отношениях. В качестве таковых Алексей Фененко видит изменение миропорядка, сложившегося в 90-е годы прошлого столетия, который был основан на слабости России и доминирующей роли Соединенных Штатов. Попытки же ревизии данной системы со стороны усилившейся России приводят к возникновению статусного конфликта с США. Также эксперт уверен, что данный конфликт на самом деле имеет идеологически мотивированную базу, и идеология в нем играет первостепенную роль. Фененко отдельно выделил военный аспект противоречий, обратив внимание на все более усиливающуюся диспропорцию вооруженных сил США и России. Признаком усиления военной составляющей он считает наличие все большего количества территориальных споров между РФ и Соединенными Штатами, в том числе, в Арктике, Антарктике, на тихоокенском шельфе и даже на Луне. Ученый обратил внимание и на технические возможности РФ, которые позволяют ей выступать в качестве страны способной вести войну с США, в том числе и наземную, а не только ядерную.