Posted 19 июля 2007, 14:38
Published 19 июля 2007, 14:38
Modified 2 апреля 2024, 01:19
Updated 2 апреля 2024, 01:19
Российская транспортная группа "Северстальтранс" - главный транспортный оператор по транзиту российских энергоносителей через порты Эстонии выставила на продажу эстонское дочернее предприятие - Estonian Oil Service AS (E.O.S.), специализирующееся на перевалке мазута в порту Мууга. "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в администрации президента уточнил, что группа уже ведет переговоры с потенциальными покупателями - Shell и ТНК-BP. Газета утверждает, что "Северстальтранс" получила одобрение в этом вопросе от российских властей.
Отраслевые эксперты объясняют намерение "Северстальтранса" избавиться от актива ухудшением политических взаимоотношений Эстонии и России. По прогнозам аналитиков, весь E.O.S. стоит $40-50 млн. Однако сумма сделки может оказаться значительно ниже с учетом падения российского транзита через Эстонию.
По итогам 2006 года через E.O.S. прошло около 20% всего объема российского экспорта мазута - 10,24 млн т. Активы E.O.S. - два терминала по перевалке мазута с железной дороги на суда в порту Мууга. Они могут обрабатывать до 1 тыс. цистерн в сутки, мощности позволяют одновременно хранить 415 тыс. т мазута. Кроме 80-процентного пакета E.O.S. "Северстальтрансу" принадлежит контрольный пакет акций эстонского железнодорожного перевозчика Spacecom AS, который обеспечивает транспортировку мазута на терминал. Стоит отметить, что компания не только инвестировала в экономику Эстонии свои средства, но и активно лоббировала привлечение к развитию эстонского транспортного направления бюджетные средства РФ. Например, за счет российского бюджета был полностью реконструирован пограничный транспортный узел в Ивангороде, что позволило в начале текущего года увеличить объем транспортировки энергоносителей через эстонские порты на 13% и довести долю эстонского транзита в общем экспорте российских энергоносителей до 25%.
Отраслевые аналитики объясняют уход "Северстальтранса" из Эстонии исключительно экономическими соображениями, которые вытекают из ухудшения политических взаимоотношений между странами. По их мнению, компания стремится продать терминал, пока он не потерял своей стоимости в связи с переориентацией транзита на строящиеся российские порты. Эксперты полагают, что следом за продажей E.O.S. может последовать уход из Эстонии и железнодорожного оператора Spacecom AS.
Однако ряд экспертов, как российских, так и эстонских, сомневается, "Северстальтрансу" удастся найти покупателя, который сможет при покупке вернуть компании средства, выведенные ею из российской экономики для развития эстонского транзитного комплекса.
Академик Михаил Бронштейн - консультант принадлежащей "Северстальтрансу" эстонской компании E.O.S. - сообщил корреспонденту "Росбалта", что возможных покупателей не знает. «Если не будет идти российский мазут, то собственность компании - металлолом», - отметил Бронштейн. Он сообщил, что "Северстальтранс" купил E.O.S. у голландцев как лучший терминал на Балтике, с современным оборудованием и прекрасным руководством. Бронштейн считает, что решение о покупке было верным. По его мнению, передача терминала в собственность российской компании должна была гарантировать поставки российского мазута. Он отметил, что перевалка мазута через Эстонию обходится на $3 дешевле, чем на российских терминалах, так как технология более отлажена, транзит через Эстонию беспошлинный, реинвестированная прибыль опять-таки освобождена от налогов.
Бронштейн признает, что влияние политического фактора на современную ситуацию с транзитом "безусловно", но при этом считает, что с экономической точки зрения решение о продаже эстонских терминалов ошибочно. Эксперт утверждает, что экономический бойкот бьет, прежде всего, по русским в Эстонии. Он отметил, что на терминале E.O.S. 80% русскоязычных работников. Такая же ситуация, по его словам, на эстонской железной дороге и на северо-востоке страны, где расположены предприятия нефтехимии и лесопереработки. Блокада может оставить без работы около 100 тыс. русских в Эстонии, считает академик. Он добавил, что инициировал встречу эстонских и российских экономических экспертов в сентябре-октябре, чтобы обсудить последствия блокады Эстонии со стороны России.
Академик Бронштейн - один из основных разработчиков и идеологов концепции транзита российских энергоносителей через порты Прибалтики. В начале 90-х годов данная концепция получила поддержку высших государственных чиновников России и крупных голландских инвесторов. Реализации данной концепции на практике привела к практически полной зависимости России от портов Прибалтики, что привело к угрозе национальной безопасности, отмеченной президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию в 2004 году.
После реализации программы строительства портов на российской Балтике апологеты прибалтийского транзита стали активно использовать тему русскоязычных жителей Прибалтики, используя их положение в качестве "живого щита" для политического прикрытия бизнеса. Напомним также, что Россия приняла программу содействия возвращения соотечественников из-за рубежа и российские эксперты отмечают сегодня тенденцию недостатка квалифицированных специалистов в российских портах.
Эстонский финансовый аналитик Леонид Цингиссер, комментируя корреспонденту "Росбалта", намерение "Северстальтранса" избавиться от эстонских активов, заявил, что не особенно верит, что BP или Shell могут стать реальными покупателями E.O.S. Как отметил Цингиссер, Shell вообще недавно ушла с эстонского рынка, признав его для себя неперспективным, продав свои активы Statoil и свернув одновременно и свою головную контору в Эстонии. А эстонские представители BP уверяют, что не сильно потеряли грузопоток, но речь идет лишь об исполнении ранее подтвержденных (фьючерсных) контрактов, а о заключении новых контрактов ничего не слышно.
По словам аналитика, и общая экономическая ситуация также не способствует успешной продаже эстонских активов "Северстальтранса". По его мнению, в Эстонии уже начинается легкая паника в банках: это связано с неплатежами и средним увеличением сроков неплатежей. В результате банки будут возвращать себе имущество, прежде всего недвижимость, которое им не особенно нужно, и вновь предлагать его на рынке, что может существенно ударить по этому рынку. Так как политика властей не изменилась, то банки оказываются с этой проблемой один на один, что может привести к обвалу рынка. Начнется это, видимо, после летних отпусков.
Впрочем, ряд аналитиков считает, что «Северстальтрансу» все же удастся в результате продажи вернуть часть инвестированных в Эстонию средств - на рынке имеются покупатели, готовые приобрести этот терминал, преследуя спекулятивные цели, например, увеличение капитализации перед новым выпуском IPO. Примерно по такой схеме несколько недель назад удалось избавится от своего терминала в эстонском порту Силламяэ петербургским предпринимателям Каткову и Малову - основным инвесторам строительства этого порта.
В "Северстальтрансе" отказываются комментировать информацию о возможной продаже эстонских активов. В Shell и ТНК-BP не смогли подтвердить или опровергнуть факт переговоров. Но источник «Коммерсанта» в одной из транспортных компаний подтвердил, что переговоры о продаже идут. "Это связано прежде всего с давлением эстонских властей на бизнес "Северстальтранса", - предположил он.
Бизнес "Северстальтранса" в Эстонии уже несколько лет носит скандальный оттенок. В 2004 году государственный железнодорожный оператор Esti Raudtee (Эстонская железная дорога, ЭЖД) прекратил доступ к инфраструктуре для дочки "Севрстальтранса" Spacecom, которому удалось восстановить перевозки после обращения в суд и вмешательства эстонских властей.
В 2005 году полиция безопасности Эстонии на двое суток задержала главу Spacecom Олега Оссиновского, обвиняя его в картельном сговоре с ЭЖД.
В 2006 году полиция выпустила ежегодный обзор, в котором активная деятельность "Северстальтранса" рассматривалась как угроза экономической безопасности Эстонии.
Впрочем "давление" властей Эстонии не помешало тесному сотрудничеству главы "Северстальтранса" Андрея Филатова с бывшим министром экономики Эдгаром Сависааром в развитии транзитного сектора Эстонии. Эстонская пресса отмечает, что именно "Северстальтранс" выступил в качестве лоббиста деприватизации Эстонской железной дороги. Возвращение ЭЖД государству не только открывало для пользующегося протекцией Сависаара "Севрстальтранса" возможность к монопольному положению на ЭЖД, но и позволяло привлекать к развитию инфраструктуры ЭЖД средства эстонских налогоплательщиков и Евросоюза. Осенью прошлого года Филатов хотел отказаться от гражданства России и при поддержке Сависаара ходатайствовал о предоставлении ему гражданства Эстонии - за особые заслуги перед нею. Однако этот факт был расценен общественностью как "покупка" эстонского гражданства и разыгран политическими оппонентами Сависаара в предвыборной кампании. Филатову, так же как и другому инвестору в эстонский транзит, - Рустаму Аксененко - было отказано в предоставлении гражданства, а Сависаар проиграл парламентские выборы и потерял пост министра экономики.
По некоторым данным, неоднозначна роль Филатова и в конфликте вокруг Бронзового солдата. С одной стороны, эстонская полиция безопасности (КАПО) заявила, что в лице Филатова Кремль хотел "экспортировать" в Эстонию агента влияния и политического лидера русской общины. С другой стороны, в кругах эстонских антифашистов существует убежденность, что именно Филатов настаивал на недопустимости предупредительных мер со стороны России. Член «Ночного дозора» Владимир Лебедев после кризиса 26 апреля (когда был демонтирован памятник и начались массовые беспорядки) обвинил Филатова в том, что он ради собственных интересов искажал ситуацию в Эстонии в глазах российских властей. По мнению Лебедева, Филатов надеялся, что ему удастся уговорить власти России оставить перенос памятника с Тынисмяги без последствий для Эстонии и транзита. Но простые таллинцы, вышедшие на защиту своего памятника, их жестокий разгон эстонской полицией сделали соглашение с Эстонией для российских властей недопустимым.
Вполне возможно, что в данной ситуации руководство "Северстальтранса" выпало из делового и политического "мейнстрима" России. Очевидно, после эстонского кризиса всплыли многие факты о деятельности "Северстальтранса" в Эстонии. Например то, что когда Филатову в Эстонии было поставлено в упрек финансирование общества "Монумент", снявшего фильм о Герое Советского Союза, ветеране Эстонского стрелкового корпуса Арнольде Мери, Филатов для эстонской прессы заявил, что он лично не разделяет идеалы антифашистов, создавших этот фильм.
Примечательно, что главный портфельный инвестор компании, владелец "Северстали" Алексей Мордашов, ранее уже имевший значительные имидживые проблемы из-за эстонской деятельности "Северстальтранса", через неделю после эстонского кризиса предложил менеджменту компании выкупить его долю акций в "Северстальтрансе". В итоге менеджмент "Северстальтранса" не только выкупил пакет акций Мордашова, но и взял на себя обязательства до следующего года провести "ребрендинг" и удалить из названия компании слово "Северсталь".
Дмитрий Кондрашов