Posted 10 августа 2007,, 17:38

Published 10 августа 2007,, 17:38

Modified 2 апреля, 01:07

Updated 2 апреля, 01:07

Разлад в "биатлонном семействе" - стрельба в молоко

10 августа 2007, 17:38
Российское биатлонное сообщество продолжают раздирать дрязги и междоусобицы. Скандалы вокруг спонсорских контрактов, навязываемых спортсменам со стороны Союза биатлонистов России, наконец заинтересовали и Росспорт.

Российское биатлонное сообщество продолжают раздирать дрязги и междоусобицы. На днях четыре ведущие российские биатлонистки Наталья Гусева, Екатерина Юрьева, Евгения Кравцова и Ульяна Денисова вынесли на суд общественности очередное скандальное происшествие. Они обвинили президента Союза биатлонистов России (СБР) Александра Тихонова, тренера женской сборной Александра Селифонова и начальника команды Андрея Гаранина ни много, ни мало в "шантаже".

В открытом письме руководителю Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеславу Фетисову биатлонистки рассказали, как Селифонов и Гаранин вечером 3 августа в аэропорту "Шереметьево-2" отказывались выдать им авиабилеты для полета на тренировочный сбор в Италию, требуя немедленно подписать контракт с Союзом биатлонистов России.

Этот документ стал настоящим яблоком раздора для представителей российского биатлона. Конфликт вокруг него возник в ноябре прошлого года. Причем в него оказались втянуты и женская, и мужская команды. Главных пунктов разногласий два. Один обязывает спортсменов носить на форме рекламу нового генерального спонсора СБР - немецкой компании Viessmann Werke. В то время как большинство членов сборных команд предпочитает партнерство с прежним спонсором - российской металлургической корпорацией "Мечел". Другой пункт позволяет Союзу не выплачивать биатлонистам вознаграждение за выступления, если сам Союз не получит денег от спонсоров. По мнению спортсменов, это лишает их всяких финансовых гарантий, ибо, как утверждают их адвокаты, проверить состояние финансовых дел Союза практически невозможно.

За несколько часов до отъезда в аэропорт состоялась встреча Тихонова и нескольких старших функционеров Союза биатлонистов с женской сборной. Глава СБР и глава немецкой фирмы Мартин Висман договорились о сотрудничестве. В результате контракты подписали две девушки, впервые приглашенные в сборную, и вернувшаяся в команду после декретного отпуска Олимпийская чемпионка Альбина Ахатова. Остальные решили не отступать. В итоге, спортсменки, заявив в кассу аэропорта о потере проездных документов и заплатив неустойку из собственных средств, приобрели дубликаты билетов и все-таки улетели в Италию в полном составе.

Особую пикантность ситуации придает то обстоятельство, что билеты были куплены на средства Росспорта, а Селифонов и Гаранин являются его штатными сотрудниками, в то время как Союз биатлонистов - общественная организация, обладающая единственным правом: заявлять спортсменов на международные соревнования. Дальше ситуация развивалась стремительно.

Узнав об инциденте, Росспорт встал на защиту биатлонисток. Тихонову было направлено официальное письмо за подписью заместителя главы федерального агентства Сергея Короля. Суть этого письма сводилась к следующему: возникла ситуация, при которой сотрудники Росспорта Селифонов и Гаранин препятствовали отправлению членов сборной России на финансируемый тем же Росспортом тренировочный сбор. Пообещав привлечь нарушителей к дисциплинарной ответственности, Король предупредил Тихонова о том, что "впредь подобные действия будут расцениваться как нарушение нормативных приказов Росспорта с последующим рассмотрением вопроса о досрочном приостановлении и прекращении действия аттестата аккредитации Союза биатлонистов России".

Многие предсказывали новый всплеск скандала в четверг, когда на сборы в Австрию должна была отправиться мужская сборная России. Однако накануне Тихонов нанес "упреждающий удар", экстренно собрав пресс-конференцию и встретившись с тренерами и биатлонистами мужской сборной России.

Глава СБР начал разговор с прессой кратким пересказом хронологии конфликта, включившую эпопею с кандидатурами тренеров мужской и женской сборной Владимиром Аликиным и Валерием Польховским и дебаты вокруг спонсоров команд и отдельных спортсменов. По словам Тихонова, "Селифонов и Гаранин здесь ни при чем. "Это я дал им распоряжение не выдавать авиабилеты биатлонисткам в том случае, если те не подпишут контракт. Очень хорошо, что девушки все-таки вылетели в Италию. Мы, естественно, компенсируем все их траты", - неожиданно заключил президент СБР.

Изменил свою прежде неуступчивую позицию Александр Иванович и по вопросам о персональных спонсорах спортсменов. «Я знаю, что такое нелегкий хлеб спортсменов. И моя главная задача – сделать все, чтобы наши спортсмены получали как можно больше денег – призовых, премиальных, спонсорских, любых. И я готов содействовать этому любыми возможными способами – искать, договариваться, уговаривать… Если кто-то найдет для себя не двух спонсоров, а трех, четырех или пятерых, мы готовы предоставить под них рекламные места на экипировке. Притом, что рекламные права на лыжах, ботинках, палках уже полностью передали спортсменам. Пусть зарабатывают – я только «за»!», – заявил Тихонов.

А вот вмешательства в дела СБР, похоже, не потерпит ни от кого. Так, письмо из Росспорта он назвал вмешательством государственного органа в дела общественной организации, что является нарушением действующего законодательства. "Почему это государственное учреждение вмешалось весной в дела СБР по формированию тренерского состава сборной? Почему, несмотря на то, что кандидатура Валерия Польховского не значилась в представленных СБР на утверждение Росспортом списках, его восстановили на посту старшего тренера? Думаю, настало время встретиться с Вячеславом Фетисовым и все тщательно обсудить", - резко заявил Тихонов в свойственном ему эмоциональном стиле.

Что касается желания или нежелания спортсменов размещать на своей экипировке логотипы спонсоров СБР, то этот вопрос прояснил вице-президент СБР Виктор Маматов. По его словам, "по правилам Международного союза биатлонистов (ИБУ), перед сезоном национальные федерации предоставляют точный план размещения спонсорских наклеек и сами логотипы. В том случае, если экипировка спортсмена, выходящего на старт, не соответствует ранее предоставленным образцам, спортсмен к соревнованиям не допускается. Со своей стороны мы предоставим в международную федерацию все материалы, остальное - дело ИБУ. Так что не мы, в случае чего, будем снимать своих спортсменов с гонок. За нас это сделают представители международного союза биатлонистов".

После пресс-конференции Тихонов встретился с тренерами и членами мужской сборной по биатлону, которая в четверг утром отправилась на тренировочный сбор в Австрию. Как сказал старший тренер мужской сборной Владимир Аликин, "никаких контрактов не подписано". "Обсуждался проект договора, предоставленный Союзом биатлонистов, вносились изменения. В любом случае подписи ребята будут ставить лишь после того, как обсудят все со своими юристами", - добавил он.

Старший тренер также отметил, что Тихонов не собирался заставлять или принуждать их к каким-либо действиям. «Хотите – подписывайте соглашение, хотите – нет, воля ваша», – привел слова президента СБР Аликин.

На том и разошлись. В общем, финальный выстрел тлеющем, и вновь вспыхивающем конфликте в российском "биатлонном семействе" не сделан. И это не может не волновать спортивную общественность. Ведь, биатлон - традиционный "наш" вид спорта, исправно приносящий в олимпийскую копилку страны несколько медалей. Ванкувер не так далеко, как кажется. И самое время поскорее разрешить затянувшийся кризис в российском биатлоне, который грозит перерасти в системный.