Posted 13 сентября 2007,, 10:14

Published 13 сентября 2007,, 10:14

Modified 2 апреля, 00:50

Updated 2 апреля, 00:50

«Транснефть» достанется «Газпрому»?

13 сентября 2007, 10:14
С уходом Семена Вайнштока из «Транснефти» стало ясно, что компанию, скорее всего, возглавит человек из «Газпрома». В итоге «Газпром» получит инструмент воздействия на все без исключения нефтяные компании России, а стиль управления "Транснефтью" изменится.

Семену Вайнштоку, восемь лет возглавлявшему государственному трубопроводную монополию «Транснефть», не суждено руководить поглощением «Транснефтепродукта» и торжественно открывать «трубу» до побережья Тихого океана. Вместо этого он займется подготовкой Олимпиады-2014, а завершать нефтепроводные проекты будет, скорее всего, выходец из «Газпрома», который в итоге станет еще более могущественным «государством в государстве».

13 сентября истекает контракт Семена Вайнштока в качестве президента «Транснефти», а 5 октября топ-менеджеру исполнится 60 лет. С 1999 года под руководством выходца из «ЛУКОЙЛа» Вайнштока «Транснефть» реализовала крупнейший проект Балтийской трубопроводной системы и порта Приморск, мощность которого превышает 70 млн тонн. Вайншток добился того, что именно Приморск стал главным экспортным портом для российской нефти, а вовсе не Мурманск, куда осенью 2002 года собирались строить собственную «трубу» «ЮКОС», «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть, «Сургутнефтегаз» и ТНК. Проект магистрали на Мурманск уже почти забыт и, похоже, та же судьба ждет «трубу» до арктического побережья Ненецкого округа с терминалом в Индиге. Многие специалисты говорят, что для еще одного крупного экспортного порта на Северо-Западе просто нет нефти.

Наконец, именно Вайншток запустил проект ВСТО – 2694-километровой магистрали Восточная Сибирь – Тихий океан, от города Тайшет до бухты Сковородино на берегу Тихого океана, в которую также входит 62-километровая ветка до китайской границы. Изначально «Транснефть» хотела строить трассу по самому берегу Байкала, однако президент Владимир Путин распорядился сделать 400-километровый обход заповедной зоны озера. Несмотря на это, сроки запуска первой очереди не изменились - ее введут в строй в декабре 2008 года и «труба» будет прокачивать 30 млн тонн нефти.

Про первую очередь трубопровода известно, что ее строительство обойдется примерно в $11 млрд. На Олимпиаду в Сочи, за которую теперь отвечает Вайншток, Россия собирается потратить лишь на миллиард больше. Сколько капиталовложений потребует вторая ветка протяженностью 2100 км и мощностью 50 млн тонн, в «Транснефти» до сих пор не знают. Отвечать на этот вопрос придется преемнику Вайнштока. Ему же предстоит разобраться и с тем, во сколько обойдется нефтяникам пользование услугами ВСТО.

Вайншток неоднократно говорил о необходимости установить единую сетевую ставку за прокачку нефти как в западном, так и в восточном направлениях. В монополии полагали, что уровень цен на нефть и потенциал их роста достаточно велики, чтобы добывающие компании платили по одному тарифу. Аналитики Deutsche UFG говорили, что для окупаемости проектов «Транснефти» и обеспечения сбора ее доходов универсальная ставка должна быть на уровне $29-33 за тонну – это означает примерно 11-процентное повышение стоимости прокачки нефти в Европу. Понятно, что при этом в выигрыше оказываются компании, работающие в Восточной Сибири - "Роснефть", "Сургутнефтегаз", TНK-BP. Отказ от концепции единого сетевого тарифа влечет за собой рост стоимости прокачки по ВСТО до 38 долларов за тонну, что невыгодно для нефтяников. Против такого тарифа возражает и Федеральная служба по тарифам. Разработать итоговую позицию «Транснефти» по тарифу и представить ее в правительство и предстоит преемнику Вайнштока.

Он же будет завершать объединение компании с другой госмонополией - «Транснефтепродуктом», основным проектом которого сейчас является строительство магистрали «Север» до Приморска. Эта «труба» предусматривает ежегодный экспорт через приморский порт 25 млн тонн нефти с запуском первой очереди на 8,4 млн тонн в 2007 году. Наконец, еще один мега-проект для преемника Вайнштока – строительство второй системы БТС, которая позволит отказаться от экспорта российской нефти по трубопроводу «Дружба» через Белоруссию и Польшу.

После того как Белоруссия в январе приостановила транзит сырья из России, власти РФ приняли решение соединить проходящую по российской территории часть «Дружбы» с портом Приморск. Это позволит прокачивать через терминал на Финском заливе еще 50 млн тонн нефти и обойдется примерно в $2,5 млрд.

Многие наблюдатели уверены, что кресло главы «Транснефти» займет высокопоставленный сотрудник «Газпрома», например, заместитель председателя правления Валерий Голубев. Это было бы логичным: «Газпром», стремящийся контролировать энергетическую сферу страны, получил бы инструмент воздействия на все без исключения нефтяные компании.

Рынок не очень доволен стилем корпоративного управления, прозрачностью, а также дивидендной политикой монополии, которая на фоне роста прибыли последние годы платила акционерам все меньше, объясняя это капиталоемкими проектами. Поэтому участники рынка надеются на то, что новый глава трубопроводной компании займется повышением ее капитализации, которая снизилась примерно на четверть – главным образом, под влиянием роста расходов монополии. Однако именно падение котировок сделало «Транснефть» одной из самых недооцененных в России крупных публичных компаний. Как утверждают аналитики «Брокеркредитсервиса», она должна стоить «в несколько раз больше». «Тем не менее мы не ожидаем изменения политики компании по отношению к акционерам и роста дивидендов с учетом необходимости финансирования масштабных проектов», - пишут аналитики в своем отчете.

«За время пребывания г-на Вайнштока в руководстве компании мало внимания уделялось интересам миноритарных акционеров «Транснефти» (в частности, в области выплаты дивидендов), а также вопросам сотрудничества с инвесторами», - вторит аналитикам «Брокеркредитсервиса» Александр Бурганский из «Ренессанс Капитал». Он указывает, что госкомпании («Роснефть», «Газпром», РАО «ЕЭС», ВТБ) в последнее время демонстрируют тенденцию к улучшению политики корпоративного управления, следствием чего является рост котировок. «Мы надеемся, что новое руководство «Транснефти» будет работать в том же направлении», - пишет эксперт.

Его коллеги из «Антанты» полагают, что уход Вайнштока станет очередным поводом для роста котиро­вок компании. «В середине прошлой недели рынок очень позитивно отреагировал на слух о том, что Вайншток может покинуть компанию: котировки компании с 4 сентября выросли на 6,7%, в то время как рынок – всего на 0,3%».

Рынок надеется, что после Вайнштока из­менится политика в отношении миноритарных акционеров и вырастут дивидендные выплаты. Но, по мнению аналитиков «Антанты», «миноритариям вряд ли стоит ожидать резкого изменения кур­са компании в среднесрочной перспективе с приходом нового главы, однако неоп­ределенность в этом вопросе будет подогревать рынок».

Однако Евгения Дышлюк из банка «Уралсиб» полагает, что рынок может позитивно отреагировать на известие об уходе Вайнштока с поста президента «Транснефти», «так как у инвесторов может появиться надежда на то, что уровень информационной прозрачности и качество корпоративного управления компании возрастут, а отношение к миноритарным акционерам – улучшится».

Андрей Михайлов

Справка. Семен Вайншток родился 5 октября 1947 года в Молдавской ССР. Окончил Киевский инженерно-строительный институт по специальности инженер-строитель, позже - аспирантуру Тюменского нефтегазового университета. В нефтяной промышленности работает с 1982 года. Занимал должности заместителя начальника НГДУ «Повхнефть», заместителя генерального директора ПО «Когалымнефтегаз» Главтюменнефтегаза Миннефтепрома СССР. С 1988 года - заместитель генерального директора, а с 1993 - генеральный директор АООТ «Лукойл-Когалымнефтегаз». В 1995-1999 годах - вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» - генеральный директор ООО «Лукойл-Западная Сибирь». В сентябре 1999 года Вайншток был избран президентом ОАО «АК «Транснефть».

ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть» учреждено 17 ноября 1992 года. Учредитель - правительство РФ. «Транснефти» принадлежит около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов, 386 нефтеперекачивающих станций, компания транспортирует 93% добываемой в России нефти. В 2006 году объем транспорта нефти составил 458,5 млн тонн, что на 6,3 млн тонн больше, чем в 2005 году, в том числе на экспорт было сдано 251,6 млн тонн, что на 2,2 млн тонн выше показателя 2005 года. Выручка от реализации услуг группы предприятий ОАО «АК «Транснефть» в 2006 году увеличилась по сравнению с 2005 годом до 192,6 млрд рублей или на 19,9 млрд рублей, в том числе выручка от услуг по транспортировке нефти увеличилась в 2006 году на 18,5 млрд рублей или на 12%.