Posted 27 сентября 2007,, 08:09

Published 27 сентября 2007,, 08:09

Modified 2 апреля, 00:41

Updated 2 апреля, 00:41

Приднестровье засохло в "клещах"

27 сентября 2007, 08:09
Меры по удушению пророссийской непризнанной республики со стороны Молдовы и ее союзников оказались действенными, лишив Приднестровье значительной части доходов. А летняя жара оставила приднестровцев еще и без урожая. Тирасполь взывает к Москве...

Несколько дней назад Приднестровье обратилось к России с просьбой предоставить ей экономическую помощь. Президент республики Игорь Смирнов передал это обращение через российского посла в Молдове. В документе отмечается, что в республике возникла крайне неблагоприятная ситуация в результате длительной засухи.


Засушливое лето-2007

Как известно, Приднестровье не является преимущественно аграрным регионом. Наоборот, еще во времена СССР именно здесь строили промышленные предприятия, дабы не создавать экологических угроз бессарабским виноградникам. Таким образом, две части некогда единой Советской Молдавии органично дополняли друг друга.

В результате молдавско-приднестровского конфликта начала 1990-х Молдова лишилась контроля над приднестровской промышленностью. Приднестровье после провозглашения независимости в экономическом плане практически ничего не теряло. Все 17 лет непризнанной государственности приднестровцы благополучно обеспечивали себя продуктами питания, по мере необходимости совершая закупки в соседней Украине. Однако этим летом в регионе, как и во всей Южной Европе, случилась аномальная засуха.

Ветры из Северной Африки принесли горячий субтропический воздух еще в первой половине лета. Удушливая жара продержалась до конца августа. Большая часть сельскохозяйственных культур, в некоторых районах республики – до 80% посевов, попросту погибла. В результате ПМР оказалась в продовольственном кризисе. Однако не только в сфере природных аномалий можно увидеть причины глубокого, практически непреодолимого кризиса приднестровской экономики.

Вездесущий "Шериф"

Несмотря на сохранившееся советское промышленное наследие, рабочих мест в Приднестровье все равно не хватает – мужчины и женщины работоспособного возраста в поисках заработка вынуждены уезжать за рубеж, в первую очередь, в Россию. А многие работающие на приднестровских предприятиях получают очень невысокие зарплаты.

"Прослойку" среднего класса составляют в основном служащие региональной мегакорпорации «Шериф». Под ее контролем находятся многие прибыльные отрасли приднестровской экономики – розничная торговля, бензиновый бизнес, хлебозаводы, молочные комбинаты, крупнейший в регионе спорткомплекс, стационарная и мобильная связь, кабельное ТВ и Интернет-услуги.

С течением времени «Шериф» превратился в самого крупного и яркого игрока на пространстве бывшей Молдавской ССР и, как любой крупный бизнес, обзавелся достаточно серьезными недоброжелателями, в том числе – в кабинетах министерств и ведомств соседней Молдовы.

Руководители множества молдавских компаний и правительственные чиновники Молдовы облизываются на лакомые куски приднестровской экономики, занятые сегодня корпорацией «Шериф» и российскими инвесторами. приватизационные сделки которых лишь в условной форме, судя по всему, временно, признаны молдавскими властями.

Приднестровье взяли в клещи

В конце 90-х ведущими экспертами Молдовы успешность Приднестровья как проекта была оценена зависимостью благополучия анклава как минимум от трех экономических «китов»: металлургический комбинат в Рыбнице, электростанция в Днестровске и «Шериф» - по всей республике.

В течение нескольких лет Молдова последовательно, шаг за шагом, выстраивала инструментарий экономического давления на крупнейших приднестровских бизнес-агентов, и, соответственно, на местные власти, находящиеся в прямой зависимости от налоговых поступлений. А затем в Кишиневе родилась идея экономической "удавки", поддержанная Брюсселем и Вашингтоном. И после победы Виктора Ющенко на Украине пророссийский анклав был взят в клещи с двух сторон.

Вдоль границы Украины и Приднестровья были размещены европейские группы мониторинга. Ядерных материалов, оружия и наркотиков, "производимых" в ПМР, которыми молдавские пропагандисты пугали европейцев и американцев, обнаружено, конечно же, не было. Однако, с этого момента все грузы, вывозимые из Приднестровья, обязаны были декларироваться в Молдове. По существу, именно это и являлось ключевой целью организованной Миссии ЕС по оказанию пограничной помощи Молдове и Украине – EUBAM.

Благодаря содействию европейских "партнеров" был взят под контроль приднестровский экспорт. Приднестровские экономические агенты отныне обязаны обзавестись регистрацией в Молдове. Без нее – никак. Соответствующую процедуру регистрации вынуждены были пройти все ведущие предприятия ПМР.

Следующим, пока еще отсроченным шагом, является контроль над импортом. По словам президента Игоря Смирнова, убытки Приднестровья от введенных мер контроля на украинской границе, по сути оказавшихся экономической блокадой, составили на сегодняшний день уже более полумиллиарда долларов. И вот на этом крайне неблагоприятном фоне в регионе случилась засуха и неурожай...

Положение дел в Приднестровье и вокруг него, в свете обращения Тирасполя за помощью к Москве, комментирует директор приднестровского филиала российского Совета по национальной стратегии Дмитрий Соин.

- Совокупность причин послужила толчком к развитию ситуации по самому негативному сценарию. В первую очередь, конечно, причиной кризиса является многолетняя экономическая блокада, на втором месте – засуха, которая погубила урожай. Но есть и третья причина, усугубившая действие первых двух – это экономические ошибки и просчеты менеджемента. Пусть эти ошибки не играли определяющую роль, но они очевидны каждому приднестровцу. Нужно было еще летом предпринимать усилия по пополнению продовольственных запасов, и обращаться к России за помощью следовало еще два-три месяца назад. Сегодня мы переживаем предкульминационную фазу экономического кризиса. Каждый житель ПМР ощущает его на себе.

Конечно, последствия кризиса используют и молдавские пропагандисты, - продолжает Соин. - Воронин уже сегодня делает заявления о том, что будет поддерживать простых жителей Приднестровья, а не власти. Последствия кризиса негативно отражаются и на имидже республики. Что же касается просьб о помощи, то, безусловно, российская помощь необходима. Но эта помощь должна быть двусторонней. Самому Приднестровью следует более интенсивно двигаться в направлении России – необходимы дальнейшие меры по гармонизации законодательства, социально-политической и экономической сфер. Несомненно, следует активизировать деятельность по привлечению российских инвестиций в Приднестровье. Из сложившейся ситуации властям республики предстоит сделать жесткие и далеко идущие выводы.

В тисках кризиса

Отметим, что частично сгладить последствия экономической блокады руководству ПМР некоторое время удавалось за счет приватизации предприятий региона, однако середина 2007 года оказалась тем самым переломным моментом, после которого республика медленно но верно начала падать в финансовую пропасть. Дефицит бюджета в 2007 год составил более $80 миллионов. Как заявила министр экономики ПМР Елена Черненко, с начала года уровень инфляции в Приднестровье достиг почти 19% при прогнозе 10%. Местная валюта продолжает дешеветь, покупательская способность приднестровцев резко снижается.

В Приднестровье начались перебои с выплатой пенсий и зарплат бюджетникам. Повсеместно вводится режим жесткой экономии энергопотребления. В Верховном Совете ПМР разворачиваются дебаты по вопросу отказа от политического воздействия на Молдову – депутаты принимают решение отменить миграционный сбор, долгое время являвшийся серьезным раздражительным фактором для граждан Молдовы, пересекающих ПМР по пути в Украину.

Следующим шагом приднестровских законодателей, вероятно, станет предложенная находящейся сегодня вне стен парламента Народно-демократической партией «ПРОРЫВ!» отмена стопроцентной пошлины на продукцию, произведенную в Молдове. Причиной такого решения, очевидно, будет надвигающийся коллапс в продовольственной сфере.

За последнюю неделю цены на хлеб в регионе выросли на 25%, и, по словам производителей, в ближайшее время они вырастут еще на четверть. Сегодня цены на продукты питания в Кишиневе – в два раза ниже, чем в Тирасполе. По ряду групп продовольственных товаров приднестровские цены превышают даже московские. И это при далеко не московских зарплатах. Жители Бендер ездят в Кишинев за дешевыми продуктами точно так же, как во времена СССР жители Подмосковья и близлежащих областей ездили в Москву.

На центральном рынке Тирасполя продавцов пока хватает, но продукция местного производителя, в том числе и крестьян-частников, уже не так дешева, как раньше. Цены на овощи и фрукты, которыми славится Приднестровье, колеблются в районе одного доллара за килограмм, что выше прошлогодних как минимум вдвое.

Глубокий финансовый кризис, переживаемый сегодня Приднестровьем, таит совсем не радужные перспективы. Следует признать: меры по удушению пророссийской ПМР со стороны Молдовы и ее союзников оказались действенными – бюджет Приднестровья лишился значительной части доходов, а летняя жара оставила приднестровцев еще и без урожая.

Местные политики бессильны и вынуждены уповать на Москву. Таким образом, сегодня судьба приднестровских властей и будущее населения непризнанной республики полностью зависят от воли Кремля. Какую именно стратегию решения приднестровского вопроса изберут российские власти, станет известно в самое ближайшее время.

Роман Коноплев