Posted 4 октября 2007, 14:48

Published 4 октября 2007, 14:48

Modified 2 апреля 2024, 00:36

Updated 2 апреля 2024, 00:36

«ЛУКОЙЛ» потерял интерес к Высоцку

4 октября 2007, 14:48
«ЛУКОЙЛ» изменил планы по развитию терминала в Высоцке. Причина – бурный рост спроса на нефтепродукты на российском рынке. Скептики, всегда без оптимизма оценивавшие перспективы Высоцка, говорят, что теперь окупаемость этого проекта может растянуться очень и очень надолго.

Президент крупнейшей частной нефтяной России Вагит Алекперов неожиданно объявил, что компания совершенно по-другому видит перспективы развития терминала в Высоцке. Прежде всего, «ЛУКОЙЛ» фактически отказывается от подключения этого порта к системе магистральных нефтепродуктопроводов госмонополии «Транснефтепродукт». Эта компания завершает сейчас строительство трубопровода, получившего название проект «Север», частью которого является терминал в порту Приморск для экспорта дизеля. Несколько лет назад «Транснефтепродукт» и «ЛУКОЙЛ» решили объединить усилия: компания Вагита Алекперова станет крупным пользователем магистрали «Севера», от которой к терминалу Высоцк будет построена отводная ветка мощностью до 3 млн тонн год.

Вчера Алекперов сообщил, что строительство отвода решено как минимум заморозить, поскольку подобный способ прокачки топлива в экспортный порт не принесет никакого экономического эффекта. «По объемам реализации этот отвод экономически неэффективен", - сказал он, имея в виду продажи дизельного топлива. «Пока мы не рассматриваем строительство отвода», - добавил Алекперов. В этом году Высоцк должен экспортировать около 12 млн тонн нефтепродуктов, которые в основном доставляются в порт по железной дороге (лишь чуть больше полумиллиона тонн завозятся небольшими танкерами река-море). Таким образом, построив к 2009 году трубу в Высоцк, «ЛУКОЙЛ», во-первых, получил бы дополнительные объемы экспорта, а во-вторых, приобрел бы лишний козырь в переговорах с железной дорогой. Прокачка по трубе всегда дешевле, чем перевозка в цистернах, но железнодорожникам, конечно, не хотелось бы терять такого крупного клиента с объемами транспортировки топлива до Высоцка.

Отказ от строительства перемычки Приморск - Высоцк означает отказ от расширения терминала на объем свыше 12 млн тонн нефти в ближайшие годы. Именно это подтвердил вчера Алекперов. Правда, раньше как руководители компании, так и чиновники разных уровней говорили, что Высоцк уже в самое ближайшее время может переваливать 15-18 млн тонн. Но оказалось, что этого не будет, потому что не будет трубы для прокачки дополнительных объемов дизтоплива, как нет и не предвидится флота и мощностей Волго-Балтийского водного пути для доставки 1,2-1,5 млн тонн по реке - именно столько порт может получать танкерами река-море. А получает пока 600 тыс. тонн в год.

В «Транснефтепродукте» подтверждают, что обе компании пока признали экономическую нецелесообразность проекта, но вернуться к нему никогда не будет поздно. «ЛУКОЙЛ» при принятии решения исходил, видимо, из двух факторов. Компании, скорее всего, удалось договориться с РЖД о тарифах и совместном развитии железной дороги. И это в конечном итоге оказалось более выгодным, чем строить трубу. «ЛУКОЙЛ» давно добивался от железной дороги строительства обходной ветки через Карельский перешеек, которая позволила бы разгрузить нынешнюю железнодорожную магистраль Петербург - Выборг и пропустить на Высоцк дополнительные миллионы тонн топлива. Однако железнодорожники отказывались финансировать этот проект самостоятельно. Вчера Алкперов сказал, что железнодорожный обходной путь будет построен к 2012 году, после чего компания сможет получать дополнительные объемы в цистернах и подумает о расширении терминала до 15 млн тонн. Судя по этому заявлению, партнеры нашли взаимоприемлемый вариант финансирования, а также привлекли проекты других партнеров. Обе стороны неоднократно говорили о том, что платить за сооружение железной дороги должны все экспортеры, отправляющие свои грузы через Выборг и Высоцк.

Помимо этого, стоит вспомнить, что сам терминал изначально строился для поставок нефти на заводы компании в Европе и США (который «ЛУКОЙЛ» планировал и планирует купить), а также для экспорта нефтепродуктов на североамериканский рынок. Практически от всех этих логистических схем пришлось отказаться. Нефть не переваливается в Высоцке уже два года, поставки в Америку редки, и в основном это мазут, а не дизель для сети АЗС «ЛУКОЙЛа» в США. За это время изменилась сама стратегия компании – он покупает НПЗ за рубежом, загружая их собственной нефтью, которую крайне невыгодно экспортировать через морской терминал из-за российского таможенного режима. Поэтому в Европу нефть идет по трубе, нефтепродукты – через Высоцк. Однако спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке РФ взрывообразно растет, отражая, если не опережая, темпы роста экономики. И вывозить нефтепродукты, которые внутри России порой стоят дороже, чем в Европе, зачастую просто нецелесообразно. Возможно, именно это и сдерживает развитие терминала в Высоцке. Именно поэтому скептики, всегда без оптимизма оценивавшие перспективы Высоцка, говорят, что окупаемость этого проекта может растянуться очень и очень надолго.

Андрей Михайлов

Подпишитесь