Posted 5 октября 2007, 11:20
Published 5 октября 2007, 11:20
Modified 2 апреля 2024, 00:35
Updated 2 апреля 2024, 00:35
Второй межкорейский саммит в Пхеньяне уже назван историческим: его главной темой считается развитие диалога, направленного на заключение мирного договора. Южная и Северная Корея уже более полувека после войны 1950-1953 годов находятся в состоянии перемирия. Эксперты считают, что встреча Но Му Хена и Ким Чен Ира «имеет огромное значение для безопасности корейского полуострова и стабильности в Северо-Восточной Азии», но расходятся во мнениях о том, когда и как состоится объединение нации.
Судя по сообщениям информационных агентств, встреча корейских лидеров прошла «в теплой и дружественной обстановке». Во вторник президент Республики Корея прибыл в северокорейскую столицу. Он пешком пересек демаркационную линию, разделяющую две страны по 38-й параллели. Поскольку в Азии к вопросам церемоний относятся весьма трепетно, то такой поступок президента РК был расценен как демонстрация уважения к северокорейским братьям и подтверждение серьезности намерений к сближению. Ответные знаки внимания продемонстрировала и северокорейская сторона. Ким Чен Ир лично встретил своего южнокорейского коллегу. Но Му Хен и члены его делегации были размещены в резиденции Пэкхвавон, построенной в 1983 году для важных иностранных гостей. Символично, что именно в этом гостиничном комплексе в 2000 году останавливался и предыдущий президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун.
По итогам трехдневного саммита в Пхеньяне была подписана совместная декларация о мире и экономическом процветании. В документе, в частности, содержатся призывы к «окончанию вооруженного противостояния», а также проведению трех- или четырехстороннего саммита по заключению мирного договора на постоянной основе. Стороны объявили о планах активизации контактов на высоком уровне для обсуждения актуальных вопросов и о расширении инвестиций в экономику КНДР. Достигнуто много других договоренностей. Не обойден вниманием и вопрос денуклеаризации Корейского полуострова. Выражена готовность прилагать совместные усилия для реализации соглашений, достигнутых в ходе шестисторонних переговоров.
Итоги саммита многогранны. Они имеют большое значение не только для двух корейских государств, но и в целом для Северо-Восточной Азии. Поскольку президентский срок Но Му Хена близится к завершению, визитом в Пхеньян он вписал свое имя в историю примирения с северокорейскими соплеменниками. Первым это сделал его предшественник - Ким Дэ Джун, который семь лет назад в Пекине провел встречу с Ким Чен Иром, после чего стало заметно снижение напряженности в отношениях двух стран.
Вторая встреча юго- и северокорейского лидеров закладывает традицию проведения переговоров между главами двух государств. Даже если не принимать во внимание договоренности, достигнутые в ходе нынешнего саммита, можно сказать, что следующие корейские руководители будут иметь мотивацию для поддержания этой традиции. Подписание же межкорейского соглашения об урегулировании разногласий свидетельствует о том, что Сеул и Пхеньян твердо встали на путь примирения.
Как заявил в интервью «Росбалту» руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин, «корейцы, как на севере, так и на юге, пришли к ясному пониманию того, что они просто не могут позволить себе второй корейской войны». «Нынешний саммит, в отличие от первого, носившего скорее символический характер, принес конкретный результат - декларацию, в которой намечена конкретная программа сотрудничества двух стран и в области безопасности, экономических связей и в гуманитарной сфере», - сказал эксперт.
Идея проведения второй встречи созрела уже давно, поскольку стало ясно, что межкорейское сотрудничество необходимо выводить на новый уровень, придавать ему иное качество, продвигаясь к объединению нации.
Александр Жебин утверждает, что в течение десятилетий определяющее влияние на взаимоотношения КНДР и Южной Кореи оказывали США, Япония и другие страны. «Слишком много зависело от великих держав. Корейцам это надоело, и сейчас они демонстрируют, что в большей степени, чем когда-либо раньше, готовы взять свою судьбу в свои руки», - считает он.
Еще один собеседник «Росбалта» - эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко отметил, что ключевую роль в межкорейском посредничестве сыграли китайцы и американцы. «Это удар по российской внешней политике. Мы лишний раз убедились в том, что и Пекин, и Вашингтон предпочитают обходиться без России во всех ситуациях, когда это возможно», - констатировал эксперт.
Это, безусловно, так. Между тем вряд ли можно говорить о том, что на пути к миру корейцам надоело зависеть от решений ведущих держав.
Действительно, в документе о мире и совместном процветании, подписанном Но Му Хеном и Ким Чен Иром, содержатся призывы к «окончанию вооруженного противостояния», а также проведению трех- или четырехстороннего саммита по заключению мира на постоянной основе. Пхеньян и Сеул готовы при посредничестве «заинтересованных стран» провести переговоры о полноценном мирном договоре, и Россия в этих планах не упоминается. Однако возрастание внутрикорейского фактора в общем блоке усилий по урегулированию корейской проблемы шло постоянно, и не все великие державы, в частности США, это приветствовали. Другое дело, что клубок проблем так запутан, что усилиями только севера и юга не удастся его распутать.
Корейцы не ждали, что другие страны решат за них вопросы. Они всегда хотели и были готовы играть важную роль в урегулировании внутренней проблемы, но им не хватало потенциала и ресурсной базы для подтверждения своих претензий на самостоятельность. А тот факт, что Россия не упоминается как «заинтересованная страна» при обсуждении мирного соглашения, надо воспринимать спокойно. В конце концов, главное то, что война будет завершена. Сделать это должны сами ее участники, поскольку мирный договор касается только их. Официально Россия не принимала участия в корейской войне, поэтому она и не фигурирует в числе потенциальных подписантов будущего мирного договора. И хотя всем хорошо известно, как было на самом деле, вряд ли стоит ворошить прошлое. Достаточно удовлетвориться лаврами посредника, сыгравшего активную и значительную роль для налаживания переговорного процесса.
В корейской войне 1950-1953 годов принимали участие Корейская народно-демократическая республика (Северная Корея) и Китай (поддерживаемые СССР), с одной стороны, и Корейская республика (Южная Корея) и коалицией нескольких стран ООН во главе с США, с другой. Война привела к огромному количеству жертв. Общие военные потери южнокорейцев исчисляются в 984,4 тысячи человек (228 тысяч убитых). По американским данным, северокорейцы потеряли убитыми около 600 тысяч человек, а китайцы - около 900 тысяч. Китайцы исчисляют свои общие военные потери в 460,6 тысяч человек (в том числе 145 тысяч убитых). Общие потери сил ООН составили 118,5 тысяч убитыми, 264,5 тысяч раненых и 93 тысячи пленных. Потери мирного населения Кореи по самым разным оценкам исчисляются в 3 миллиона. Было уничтожено более 80% корейского производственного потенциала и транспортных средств. Огромный ущерб причинили бомбардировки: авиация ООН практически стерла с лица земли Пхеньян. Результатом конфликта стала настоящая гуманитарная катастрофа на Корейском полуострове.
Боевые действия закончились 27 июля 1953 года перемирием. Ни одна из сторон не добилась победы. Война закрепила раскол Корейского полуострова и усилила политические позиции как режима Ким Ир Сена на севере, так и режима Ли Сын Мана на юге.
Теперь пусть КНДР, КНР, США и РК решают вопрос о том, кто должен быть упомянут в мирном договоре. Кстати, между ними существуют разногласия по этой теме. Стороны расходятся во мнении о том, кто должен быть легитимным участником переговоров. В одном варианте легитимными участниками переговоров могут быть государства, чьи подписи стоят под соглашением о перемирии - Китай, Северная Корея и США. (РК исключена из этого списка потому, что тогдашний южнокорейский президент Ли Сын Манн отказался подписывать мирное соглашение, поскольку требовал воевать до победного конца). В другом варианте состав «тройки» меняется по принципу того, чьи войска в настоящее время находятся на Корейском полуострове, а это КНДР, РК и США.
Тем не менее, как считает Малашенко, «рано или поздно воссоединение корейской нации произойдет, хотя это будет очень болезненно для Южной Кореи и не так гладко для обеих сторон, как в случае с ФРГ и ГДР».
Это спорный вопрос. В середине 90-х годов действительно казалось, что слияние Кореи пойдет по германскому варианту. Однако, несмотря на кризисы и серьезные испытания, северокорейский режим не рухнул, а южнокорейские политики хорошо «просчитали», во сколько обошлось ФРГ германское объединение. Они пришли к выводу, что для южнокорейской экономики такой вариант станет неподъемным грузом.
Сейчас в Сеуле восторжествовал прагматичный и реалистичный подход к вопросу слияния. Он сводится к тому, что объединение является конечной целью, от которой никто не отказывается, но торопиться с этим не стоит.
Как сказал в интервью «Росбалту» заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН Александр Воронцов, «начатая южнокорейским президентом Ким Дэ Джуном «политика солнечного тепла», или ее модифицированный вариант - курс нынешнего президента Но Му Хена на сближение и сотрудничество - продолжает работать», но на данном этапе «задача нынешней южнокорейской администрации в отношении КНДР заключается в том, чтобы не допустить экономического коллапса в Северной Корее и избежать любого военного конфликта на Корейском полуострове». «Посредством экономического сотрудничества, созданием благоприятных внешних условий, РК будет способствовать поступательному сближению, чтобы в будущем цена объединения двух Корей оказалась максимально низкой», - сказал эксперт.
Иными словами, Сеул проводит политику, направленную на примирение, накопление взаимного доверия, сближения в торгово-экономической областях. В этом, кстати, у южнокорейской администрации возникли серьезные противоречия с администрацией Буша, требующей решительных и скорых шагов в направлении объединения.
Однако корейцы, чьей национальной чертой является терпение, не спешат. И на юге и на севере хорошо понимают, что только посредством развития северокорейской экономики, ее модернизации и реформирования, постепенно подтягивая жизненный уровень населения КНДР к приемлемым стандартам, Сеул медленно он неуклонно будет подходить к тому, чтобы объединение не нанесло удара по нации. Германского варианта, при котором «встреча» востока и запада стала шоком для простых граждан, в Корее не будет.
Но это задача не сегодняшнего или завтрашнего дня. Это задача далекого будущего. Кстати, такой вариант вполне устраивает и Северную Корею.
Дмитрий Пановкин