Posted 8 октября 2007,, 12:15
Published 8 октября 2007,, 12:15
Modified 2 апреля, 00:34
Updated 2 апреля, 00:34
В Великий Новгород из четырехмесячного плавания по Балтике и Атлантике вернулся 50-летний яхтсмен-одиночка Алексей Федорук. Неблагоприятные погодные условия преследовали его на протяжении всего пути. 20 мая он вышел в плавание из Великого Новгорода по реке Волхов на своей яхте "Фасон". При подходе к Петербургу его встретил сильный ветер, в Балтике - шторм, в Северном море - шторм, в Атлантике - штормило так, что о продолжении путешествия за океан, как планировалось изначально, не могло быть и речи. Когда же погода, наконец, успокоилась, и можно было попытаться его переплыть, было уже поздно. Федорук не смог бы вернуться на родину в этом году. Поэтому, доплыв до Азорских островов, он повернул назад, и, побывав в Испании, где встретился с дочкой и познакомился с зятем, вернулся в Россию. Погода дома не баловала, да, и российские пограничники оказались слишком строги к путешественнику.
-Алексей Николаевич, откуда у вас это увлечение морем, с чего все начиналось?
-Море меня зацепило с детства. Я много читал об истории парусного флота, где-то в 6-7 классе сшил первые паруса, начал делать лодки из обломков. Попытался стать профессиональным моряком, но не получилось. В новгородский яхт-клуб я пришел уже будучи студентом 1 курса Политехнического института. Затем был первый выход на крейсерской яхте в Ладогу. 17 лет назад построил яхту "Фасон" из гоночной лодки олимпийского класса. "Фасон" плавал в Ладогу, ходил в Финляндию, город Уусикаупунки.
-Вы один ходили в плавание?
-У нас был семейный экипаж: сын - яхтенный рулевой 1 класса, жена и дочь выполняли функции матросов. До 2003 года мы все время ходили вместе. Затем, уже с другим экипажем, плавали в Белое море, в Архангельск, на Соловки, где принимали участие в Соловецкой регате.
-А когда стали плавать в одиночку?
-В 2004 году я стал основательно готовиться к одиночному плаванию. Поставил на яхту авторулевое управление, опробовал его на Ладожском озере. В прошлом году совершил первое одиночное безостановочное плавание из Санкт-Петербурга в Архангельск по Балтике, Баренцеву, Северному морям, Северной Атлантике - всего 3 тысячи миль. А в этом году решил совершить трансатлантический переход. Не получилось.
-Почему не получилось?
-Во Франции было очень холодное лето, дожди в Великобритании вызвали наводнение. Когда я вышел в Атлантику, у меня был выбор - либо взять курс на север, либо на юг. Я попробовал пройти южным курсом, достиг Азорских остров, но потратил много времени на преодоление Ла-Манша, на запад не пускал ветер. Когда я достиг тех широт, откуда можно было благополучно плыть в Америку, время уже ушло. Это был бы путь в один конец. Я не смог бы вернуться обратно в этом году, поэтому принял решение возвращаться домой.
-Какие трудности Вы испытывали в пути?
-Огромные. Я собрал весь недостающий мне опыт неблагоприятного плавания в этом сезоне. Меня постоянно преследовали поломки, постоянно штормило, особенно на обратном пути: Ла-Манш - шторм, Северное море - шторм, Балтика - шторм, на входе в Санкт-Петербург - шторм.
-С пограничными службами проблем не возникало?
-С иностранными - все было отлично. С нашими полгранслужбами возникали трудности, но я сам нарушил порядок, я не пришел с моря на тот причал D, куда должен был прийти, а вынужден был, опять же из-за неблагоприятных погодных условий, уйти в бухту. Они расценили это как нарушение порядка прохождения границы, хотя в тех условиях, было бы безумием подходить к их причалу, я погиб бы сам и разбил яхту.
-И чем дело закончилось?
-Пограничники разобрались и выписали мне штраф. В принципе они правильно поступили, может быть, заодно на будущее, чтобы и другим не повадно было. А за рубежом работают профессионалы, они прекрасно понимают, что такое - человек пришел с моря. От них я видел только уважительное отношение. В Англии, узнав, что я прибыл из Санкт-Петербурга с одной остановкой в Дании, мне выписали бесплатную транзитную визу на 6 месяцев, пожелали счастливого плавания и сказали, что я очень смелый человек. Никаких проблем не было с приходом на Азорские острова, в Испанию. Вот только по приходу на Родину пришлось немного нарушить порядок.
-Никто в пути не охранял вашу безопасность?
-Из-за скудного бюджета, у меня даже нет спасительного плота на яхте. Уповал только на силы небесные. И они меня не подвели, доплыл. А страшно было всегда. Особенно в океане. Волны, ночь, под тобой 5 тысяч миль и никого вокруг. Страшно было столкнуться с каким-нибудь предметом. С кораблем не страшно, оттуда могли заметить. Если на этом зацикливаться, то можно сойти с ума, и я придумал, как с этим бороться. Я представил себя мертвым, мол, все равно не вернусь, если только Господь не позволит. Очень тяжелое ощущение. На обратном пути было уже легче.
-А если так страшно, зачем же плыть?
-А на этот вопрос нет ответа. Почему влечет море? Влечет, и ничего с этим не сделаешь.
-Были ли проблемы с запасами продовольствия, пресной воды?
-Нет, мне помог опыт первого плавания вокруг стран Скандинавии. Так что и с водой, и с продуктами у меня проблем не возникло. Продуктов хватило, хотя кое-что кончилось - лук, чеснок, овощи, некоторые консервы, но я пришел без пополнения. А вот пресную воду я пополнял, но немного, по канистре. Хотя, если стартовать из Санкт-Петербурга, запаса пресной воды было бы достаточно.
-И сколько надо взять с собой воды?
-На одного человека я брал 130 литров. Это вода, которая используется только для питья и приготовления пищи, гигиена минимальная. Газа тоже хватило. Я брал шесть 5-литровых баллонов. Но, надо заметить, что на судне 3-разовое питание не предусмотрено. Питался в основном консервами, макаронами, кашей с молоком. Все продукты закупались в обычных магазинах, никаких спецзаказов, сухих пайков не было. Все обычное.
-А когда Вы спали?
-По-разному, в узких местностях сон был, конечно, рваный, иногда по 15-30 минут, в океане мог поспать и по 5-6 часов, но каждый час просыпался для сверки курса. В узких местностях я не спал по ночам, а днем позволял себе поспать - если кто-то будет плыть, он меня увидит.
-Алексей Николаевич, где вы останавливались?
-Все остановки были неплановые, остановка была запланирована в Америке, но я туда не доплыл. В Дании была поломка, я простоял там сутки. Следующая поломка авторулевого была в Англии перед выходом в Атлантику. Здесь я простоял 4 дня, посмотрел Лондон, он оказался светлым и зеленым, а не серым и мрачным, как мне представлялась ранее по книгам советской литературы. Ведь я - советский человек. Еще была остановка на Азорских островах. В Испании я встретился с дочерью, она теперь живет в Барселоне, познакомился с зятем. Это наша с ним первая встреча, все у них хорошо.
-А дальше что? Будете опять пытаться переплыть океан?
-Во время этого путешествия выявились недостатки. Надо еще поработать и над яхтой, и над собой, прежде чем идти в Атлантику. Следующий год для меня очень важный. Если все получится и если найду финансовую поддержку со стороны государства, я хотел бы участвовать не в престижной, а достаточно народной гонке, именно одиночек на маленьких яхтах, которая будет из Англии на Азорские острова.
-Кто ее организует?
-Англичане. Эта гонка достаточно демократическая, в противовес большому спорту. Организует ее Джестер, основатель первых трансатлантических гонок. В 2006 году сделали попытку провести трансатлантические гонки, но из-за тяжелых погодных условий из 10 лодок дошли только две, остальные вернулись обратно в Англию. В 2008 году планируется провести подготовительные гонки по маршруту из английского города Плимута на Азорские острова. А в 2010 году будет юбилей - 50 лет первой гонке одиночек через Атлантику. Предполагается, что будут организованы большие гонки из Плимута в Америку. На сегодняшний день я единственный в России, кто может принять участие в этой гонке, имея яхту подобного класса.
Беседовала Марина Голубева