Posted 17 октября 2007, 15:49
Published 17 октября 2007, 15:49
Modified 2 апреля 2024, 00:28
Updated 2 апреля 2024, 00:28
Закон о бакалавриате и магистратуре пробился сквозь российский парламент. В среду члены Совета Федерации сначала отклонили, а затем одобрили "изменения в отдельные законодательные акты в части установления уровней высшего профессионального образования", как это официально именуется. Государственная дума приняла этот закон в третьем чтении 11 октября.
Таким образом, Россия обязуется к 2010 году ввести у себя многоуровневую систему высшего образования типа системы "бакалавр - магистр", а также систему зачетных единиц (credit system) вместо зачета часов и единую форму приложения к диплому. Эти меры необходимы для того, чтобы российские дипломы признавались международным сообществом. Собственно, это и стоит за словами "болонский процесс", внесшими столько сумятицы в общественное сознание.
В июне 1999 года в итальянском городе Болонья представители 29-ти европейских стран подписали конвенцию, обязуясь создать к 2010 году единое европейское пространство в сфере высшего образования. В сентябре 2003 года к ним присоединилась Россия. Подписание конвенции означало, что российские дипломы будут признаны на Западе, и россиянам в поисках работы за рубежом не придется сдавать дополнительные экзамены. Но для этого должен быть выполнен ряд условий.
По сути, вместо одной ступени высшего образования, теперь будет две: бакалавриат и магистратура (так сказать, высшее высшее). Вместо того чтобы учиться пять лет практически по любой специальности, студент сначала поучится на степень бакалавра 4 года, а по некоторым специальностям (например, после техникума) всего три. Многие бакалавры сразу начнут работать - простыми инженерами и мастерами на производстве, учителями, линейными менеджерами, журналистами и т.д. Но для определенных видов деятельности - занятие наукой, ядерная энергетика и тому подобное - потребуется высшее образование более высокого уровня, до которого надо будет поучиться еще пару лет.
Для поступления в магистратуру надо будет сдавать экзамены по конкурсу. Для кого-то, возможно, не сразу, в другом вузе и вообще в другой стране. Каково будет соотношение числа бакалавров и магистров, пока никто не знает, но число бюджетных мест будет определяться потребностями экономики и других сфер. Кроме того, по некоторым специальностям сохранится старая пятилетняя система обучения, которая получит хитроумное название "специалитет". Сейчас оговорено, что по системе специалитета будут изучать медицину, но это уже займет, очевидно, не пять лет, а больше. В аспирантуру (а также ординатуру и т.д.) смогут поступать магистры и специалисты, но не бакалавры. Отсрочки от армии в новой вузовской системе сохраняются.
Прохождение закона через верхнюю палату парламента было неспокойным. Сначала 80-ю голосами против 31-го при 18-ти воздержавшихся закон отклонили. И почти тут же, после краткой речи спикера Совета Федерации Сергея Миронова, этот же документ одобрили: 113 за, 12 против, воздержалось 7. Дело, впрочем, не только в настроениях сенаторов. Отношение к образовательной реформе в российском обществе очень болезненное - и, скорее всего, в большинстве случаев отрицательное.
С одной стороны, за много лет у граждан сложилось мнение, что "советское образование было лучшим в мире" и не надо его менять. Все попытки объяснить, что это на самом деле не так, что МГУ, МВТУ и Физтех - это далеко и далеко не все "советское высшее образование", а только малая часть его, зачастую не встречают понимания.
С другой стороны, студенты и их родители подозревают, что государство просто хочет сэкономить на образовании, "срезав" у большинства один оплачиваемый год, а бюджетную магистратуру сделают очень маленькой. Вполне возможно, что так в реальности и будет. К тому же, если срочную службу в армии сократят до одного года, но пройти ее заставят всех, то получится, что у типичного юноши-бакалавра отняли один вузовский год, заменив его годом казарменным. Трудно ожидать, что это всем понравится.
И министр образования Андрей Фурсенко, и многие европеизированные профессора неоднократно разъясняли, что разделение на бакалавров и магистров - далеко не главное в "болонском процессе" (и даже, может быть, не обязательное в нем). Что не может в XXI веке сохраняться старая система, когда всех студентов стригли под одну гребенку, и по всем специальностям все учились одинаковые пять лет, слушая одни и те же курсы. Главная цель - обеспечить гибкую систему образования, дабы человек мог поучиться, поработать, понять, что ему в действительности надо и что от него надо работодателю, взять какие-то курсы в других вузах и так далее.
Но все эти красивые слова в бедной стране работают плохо. В постсоветской России накоплен печальный опыт весьма многих вузов, которые, радостно нацепив на себя яркие блестки, назвавшись "университетами" и "академиями", внутри себя если что и поменяли, то только к худшему. А позитивных примеров куда меньше.
Леонид Смирнов