Posted 18 октября 2007, 14:06

Published 18 октября 2007, 14:06

Modified 2 апреля 2024, 00:27

Updated 2 апреля 2024, 00:27

Экономическая линия Путина

18 октября 2007, 14:06
Экономический раздел «прямой линии» Владимира Путина был на редкость оптимистичным. Президент заверил, что банковского кризиса и дефолта не будет, а инфляция, хоть и проявила характер, но будет удержана в узде своевременно принятыми мерами.

Экономический раздел сегодняшнего телевизионного общения президента с народом был на редкость оптимистичным. Владимир Путин сообщил, что банковского кризиса и дефолта в России не будет, а инфляция, хоть и проявила характер, но говорить о том, что она вырвалась из узды, не приходится - правительство справится со всеми проблемами. Любопытно, что при этом из уст Путина не прозвучало ни одного тезиса относительно возможной экономической программы правительства на 2008 и другие годы. Стратегические вопросы экономики не освещались – эфирное время было отведено исключительно злободневным проблемам.

Глава государства был очень краток в тех вопросах, которые крайне беспокоят сейчас рынок и экономистов. Собственно, вопросов этих не так много и все они связаны с кризисом ликвидности, с отсутствием средств на рынке, а значит и с тем, что российские банки и компании оказались отрезаны от источников финансирования. «Привлечь кредиты на выгодных условиях сейчас практически невозможно», - эту фразу сейчас повторяют топ-менеджеры всех без исключения компаний и банков. Но в народном сознании любой кризис по привычке называется «дефолтом», несмотря на то что в первый и в последний раз Россия объявляла дефолт (то есть заявляла об отсутствии возможности обслуживать долги) в 1998 году. Разумеется, вопросы о том, будет ли в России дефолт и банковский кризис, прозвучали. На оба вопроса были даны отрицательные ответы.

С дефолтом все более или менее понятно. В эпоху сверхвысоких цен на нефть России нечего опасаться: ее экономика застрахована сверхпрочным и надежным «ремнем безопасности» в виде $434-миллиардных валютных резервов. Этих денег хватит на годы, если даже курс барреля рухнет в 10 раз. «Отношение внешнего долга к ВВП страны лучшее в Европе. Это подушка безопасности для экономики, для всех граждан страны, это то, что не даст довести ее до такого состояния, которое было в 1998 году", - напомнил скептикам Путин. И добавил, что в России бюджет верстается с профицитом, а внешнеторговый оборот наводнил страну экспортными деньгами. «Это тоже немаловажные условия, которые дают нам право сказать, что никакого дефолта не будет", - сказал Путин.

Что касается кризиса ликвидности, то здесь все сложнее. Развернутых объяснений того, почему мы застрахованы от банковского кризиса, не прозвучало. И это понятно: здесь попросту нечего сказать. Волнения на финансовом рынке с достаточной регулярностью происходят в каждой стране. Это процесс, родственный естественному отбору: банки, проводящие неудачную финансовую политику, должны закрываться, уступая дорогу более сильным.

У российской банковской системы сейчас две проблемы. Первая - системная: это общая слабость отечественных банков, которая проявляется в их небольшой, по сравнению с мировыми кредитными институтами, капитализации, непрозрачности и недостаточной включенности в мировую финансовую систему. Вторая - сиюминутная: сотрясающий сейчас мир кризис ликвидности. Первую проблему может решить не государство, но одно только время – банкам нужны годы, чтобы вырасти. А правительство может сделать для них только одно – открыть российский банковский рынок для иностранных банков, чтобы российские финансисты закалялись и крепли не в борьбе друг с другом, а с чемпионами. Но именно этого правительство делать не хочет, несмотря на требования стран-участников ВТО. Проблему ликвидности Минфин и ЦБ обещают решить, заверяя, что способны удовлетворить любой спрос на деньги со стороны российских банков. Другое дело, что условия, на которых этот спрос будет удовлетворяться – отнюдь не те, на которых можно было до последнего времени занять деньги на рынке. Именно это может обрушить ряд банков, несмотря на предложение помощи со стороны государства. И не во власти президента помешать почти стихийному процессу.

Путин также, по сути, назвал популистами тех, кто предлагает потратить золотовалютные резервы России: «В процессе предвыборных кампаний появляется много разговоров о том, что нужно раздать эти деньги. Раздать - это самое простое дело. Вопрос не в том, чтобы раздать». И действительно, очень многие политики уверены, что эти деньги так или иначе должны работать в экономике. Однако Путин придерживается того же мнения, которое все последние годы отстаивает Минфин – золотовалютные резервы должны быть изъяты из наводненной деньгами экономики: «Вопрос в том, чтобы создать условия для позитивного и поступательного развития всей экономики. И эту роль как раз играют золотовалютные резервы».

Как выяснилось, инфляция тоже не особо тревожит главу государства. Он повторил, что никаких ранее прогнозированных 8% по итогам 2007 года ждать не приходится – потому что уже за девять месяцев рост цен в стране составил 8,5 процента. А на что нужно рассчитывать, сообщил сегодня глава Минфина Алексей Кудрин – по его словам, инфляция дойдет до 10%. Вице-премьер оговорился, что это не его расчеты, а «цифры экспертов, которые высказываются на рынке». Он не стал добавлять, что на рынке высказываются и куда более радикальные прогнозы.

Вероятно, что через какое-то время свои прогнозы придется повышать и правительству, если вспомнить, что еще неделю назад Минэкономразвития говорило лишь о том, что инфляция преодолеет 9-процентный рубеж. Тем не менее Кудрин по-прежнему полон оптимизма и убежден, что в 2010 году инфляция упадет до 6%. «Я считаю, что это реалистично», - сказал Кудрин. А Миэкономразвития, в свою очередь, заверяет, что ценой борьбы с инфляцией не станет чрезмерное укрепление реального эффективного курса рубля – он на конец 2007 года лишь чуть-чуть превысит ранее сделанный прогноз, не превысив 5%. Это пообещал в четверг замминистра экономического развития и торговли Андрей Белоусов.

Впрочем, Путин постарался всех успокоить, заверив, что не успеют граждане России начать покупать новогодние подарки, как на рынках уже вовсю будет сказываться эффект от антиинфляционных действий правительства, и скачку цен будет положен конец уже в конце декабря. "Правительством принят пакет мер, которые, надеюсь, приведут к положительному результату, - сообщил Путин. - Надеюсь, что до конца года вы это почувствуете".

Виновником подорожания продуктов президент считает ценовое ралли на мировых рынках, монополии, перекупщиков и коррупцию. Он обрушился на эти беды, подчеркнуто критикуя лишь местные монополии и коррупционеров на уровне регионов. «На различных уровнях руководители, особенно в муниципалитетах, поддерживают эти монополии, или считают их своими», - заявил президент, отметив, что губернаторы должны знать, что он имеет в виду: «Они должны создавать рыночные отношения, а не крышевать тех, кого они считают «своими».

Президент считает, что большую роль в инфляции и взлете цен на молоко и хлеб играют торговые наценки: "Перекупщики во многих регионах и муниципалитетах действуют монопольно, а в этой сфере должно быть рыночное предложение оптового звена". Эти слова могут быть восприняты как официальная декларация кампании против сетей супермаркетов и розничной торговли продуктами питания, поставщиками которых являются именно эти перекупщики. Защищать их Путин явно не намерен. Ритейлеров уже неоднократно критиковали чиновники Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы, а также губернаторы и региональные чиновники. Именно последние, сказал Путин, должны разобраться с ростом цен и их дисбалансом даже внутри одного региона. Не совсем понятно, правда, как в условиях декларируемого свободного рынка губернаторы могут регулировать цены. Тем не менее, главы уже почти всех регионов отрапортовали, что они не допустят переписывания ценников на молоко и хлеб.

Впрочем, говорит президент, мировой рост цен на зерно на руку отечественной экономике. Ведь если СССР был крупным импортером зерна, то сейчас России экспортирует почти 10 млн тонн зерновых в год. А в мире, напоминает Путин, растет спрос на биотопливо, получаемое из зерна. «Зерно идет на производство энергетических смесей», - сказал он. Поэтому, по его мнению, есть шанс, что скоро Россия сможет славиться на мировых рынках не только «Газпромом» и крупными нефтедобытчиками, но и производимого из зерна биоэтанолом.

Пакет антиинфляционных мер, предложенных правительством – заградительные экспортные пошлины на зерно и либерализацию молочного импорта – вызвал бурную дискуссию на рынке. И многие экономисты говорили, что это не поможет в борьбе с инфляцией. Однако Путин сегодня сказал, что эти меры вполне достаточны, и проблема только в том, что нужно их осуществлять очень аккуратно, чтобы не подорвать собственное сельское хозяйство ввозом дешевых молочных продуктов. «Надеюсь, решения правительства будут оптимальными», - уточнил он. Вера президента в правительство не должна обескураживать – ведь это то самое правительство, которое он, судя по всему, собирается возглавить после выборов.

Андрей Михайлов

Справка. Это уже шестая "прямая линия" Владимира Путина. Всего на "прямую линию" с президентом поступило рекордное количество вопросов - более 2,5 млн. Как и в прошлом году, вопросы задавались в основном по телефону (только 92 тыс. - по Интернету). "Прямая линия" проходила уже в шестой раз, ее трансляцию вели телеканалы "Россия", "Первый", информационный канал "Вести", радиостанции "Маяк", "Радио России" и "Голос России".

Первая "прямая линия" состоялась 24 декабря 2001 года. На прошлой же телеконференции президента, которая прошла 25 октября 2006 года, Путину было задано 2 млн 334 тыс. 43 вопроса, в том числе по телефону - 2 млн 236 тыс. 312 вопросов, через Интернет - 97 731. По итогам той телеконференции Владимир Путин дал 12 поручений правительству.

Подпишитесь