Замороженные цены оттают после выборов

25 октября 2007, 13:33
В силу вступило соглашение о замораживании цен на социально значимые продукты, подписанное накануне производителями и крупными розничными сетями. Большинство экпертов считает, что данный документ не поможет сдержать инфляцию и является своего рода «предвыборным пиаром». А после выборов цены резко скакнут вверх.

В силу вступило соглашение о замораживании цен, подписанное накануне российскими производителями и крупными розничными сетями. Решение о подписании такого документа было принято на совместном совещании производителей, ритейлеров, МЭРТ, Минсельхозпрода и ФАС.

Цены на продукты питания первой необходимости будут заморожены до 31 января 2008 года на уровне 15 октября 2007 года. Компании, подписавшие соглашение, обязуются зафиксировать отпускные и розничные цены, сети обязуются снизить торговую наценку до 10%. Соглашение касается хлеба черного и белого, молока не менее 1,5% жирности, кефира не менее 1% жирности, масла подсолнечного и яиц.

ФАС, рассмотревшая данный документ, считает его допустимым, поскольку он не создает возможности для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующих товарных рынках.

Но в правительстве не всем нравится это решение. Так, по мнению министра финансов Алексея Кудрина, это ошибка – заморозить цены нельзя. Министр уверен, что правительство должно бороться не с ценами как таковыми, а с тенденцией, и не допускать шоковых повышений цен на продовольствие – до 40%. «Массированное применение правительством политики административного замораживания цен на продукты первой необходимости было бы ошибкой, которая не способна решить проблему ограничения инфляции с одновременным удовлетворением потребительского спроса», - цитирует слова Кудрина «Независимая газета».

Большинство наблюдателей и экспертов считают, что данное соглашение не даст ожидаемого эффекта и представляет собой всего лишь предвыборный пиар. По мнению экономистов, с технической точки зрения инфляцию можно остановить с помощью замораживания цен, однако существуют доводы против.

К примеру, исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов вчера уже заявил о том, что молочники не будут замораживать цены на сливочное масло и сыр, поскольку не считают их «социально значимыми продуктами». По его словам, по сравнению со сливочным маслом есть более дешевые жиры – спрэды и маргарины.

Аналитики компании «Тройка Диалог» отметили, что большинство россиян покупает продукты в частных магазинах, а их владельцы могут проигнорировать соглашение – они вовсе не обязаны оставлять цены на продукты на прежнем уровне.

«Во вторых, в случае дальнейшего роста мировых цен на продовольственные товары производители и торговые предприятия компенсируют возможные убытки, когда срок соглашения истечет», - прогнозируют эксперты компании «Тройка Диалог».

Они констатируют, что Россия «импортирует» текущую инфляцию с мирового рынка продовольственных товаров. По словам экспертов, в других сегментах ситуация выглядит благоприятной: годовая инфляция в непродовольственном секторе остается на невысоком уровне 6%, а рост цен на услуги продолжает замедляться. «Между тем попытки денежных властей повысить объем ликвидности в банковской системе (посредством операций рефинансирования, наращивания бюджетных расходов или трансфертов бюджетных средств на счета в банках) едва ли помешают в борьбе с инфляцией, поскольку рост денежной массы замедляется», - подчеркивается в аналитическом комментарии компании «Тройка Диалог».

Как пишут «Ведомости», большинство руководителей торговых сетей считают, что особого ущерба замораживание цен им не принесет, а убытки можно будет компенсировать. Так, главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис говорит, что сети надеются компенсировать убытки за счет роста объемов продаж этих товаров. Замгендиректора сети «Мосмарт» Семен Слуцкий считает, что особенного ущерба эта мера сети не нанесет: «Есть ведь и другие продукты, на которых можно зарабатывать деньги. А в товарах, о которых шла речь, маржинальность изначально низкая».

Топ-менеджер одной из подписавших компаний на вопрос «Ведомостей», не против ли компания потерять прибыль, тяжко вздохнул и сказал после паузы: «По-честному? Надо регулировать всю цепочку, от колхозника, производящего сырье, до полки в магазине. У нас сырье подорожало больше чем вдвое с начала года. Но регулировать взялись только нас и сети, как самые прозрачные звенья цепи, на которые государство имеет очень эффективные рычаги давления».

В декабре объем продаж и так традиционно повышается, а известие о фиксации цен может привлечь больше покупателей, ритейлеры получают двойную выгоду, считает Андрей Верхоланцев из «Антанта капитал»: PR-эффект и дополнительную прибыль от высокомаржинальных товаров.

Нет никакого PR, возражает председатель совета директоров «Вим-Билль-Данн» Давид Якобашвили, соглашение не дает ни роста капитализации, ни роста продаж: «Мы взяли на себя ответственность и подписались под убытками».

Сергей Иванов из «Солнечных продуктов» думает, что сейчас цены на продовольствие вверх двигают фундаментальные причины и они бы росли и дальше. Но некоторые из опрошенных производителей признают, что заморозка произошла на пике. Цена на сырье уже практически стабилизировалась и дальнейшего повышения цен на подсолнечное масло не ожидается, говорит, например, директор по корпоративным отношениям Bunge Кирилл Болматов. Цены на сырье стабильны, значительный рост не прогнозировался, знает Павел Исаев из «Юнимилк».

На прибыли крупных сетей фиксация цен не отразится, уверена Наталья Загвоздина из «Ренессанс капитала»: наценка на низкомаржинальные товары у них и так не превышала 10%. Сети могут даже получить дополнительную прибыль, повысив цены на другие товары, говорит Загвоздина: «Перед новым годом покупают не крупы и хлеб, а икру с шампанским».

Могут пострадать мелкие производители, считает Андрей Никитин из «Уралсиба»: чтобы не терпеть убытков, они сократят производство нерентабельных товаров, и предложение товаров, цены на которые зафиксированы, сократится.

Ограничение торговой наценки неизбежно приведет к вымыванию товаров, попавших в список, и стагнации в соответствующих отраслях промышленности, пишет «Независимая газета». Впрочем, как отметила директор Института аграрного маркетинга (ИАМ) Елена Тюрина, нынешнее соглашение все-таки позволит стабилизировать рынок и успокоить ажиотажный спрос, а также сократить панические закупки впрок. «При этом главные риски ложатся на производителей молочных продуктов, которых ждет снижение рентабельности и рост издержек, – предупреждает эксперт. – К тому же в соглашении не участвуют поставщики энергии или наемные работники, которые неизбежно потребуют увеличения тарифов и оплаты труда». Опасность взлета цен после окончания периода заморозки смогут оценить все, кто помнит либерализацию цен правительством Гайдара в начале 1992 года. Как известно, размораживание цен тогда привело к подорожанию товаров в десятки и сотни раз.

На вопрос «Независмой газеты» о том, следует ли ожидать скачка цен после окончания действия соглашения, пресс-секретарь компании «Вимм-Билль-Данн» Антон Сарайкин ответить затруднился. «Цена на сырое молоко пока растет, и оснований для того, чтобы она в ближайшее время остановилась, нет, – отметил он. – Для нас сырое молоко все равно будет расти, но мы не будем повышать цену на социально значимую продукцию. Мы будем стараться и искать собственные ресурсы, работать с собственными издержками, чтобы компенсировать возможные потери от того, что мы не будем повышать цены».

Как предполагают наблюдатели, после 31 января 2008 года власти заставят производителей и торговые сети пролонгировать соглашение – уже перед президентскими выборами. Документ предусматривает продление по соглашению сторон, но не позднее чем за пять дней до окончания срока его действия.

Многие эксперты указывают, что для сдерживания инфляции необходимы меры таможенно-тарифного характера, но усилия, предпринимаемые в этой сфере правительством, недостаточны (уже принято решение о введении экспортных пошлин на пшеницу и ячмень на 10%, а также о снижении импортных пошлин на молоко и молочные продукты).

«Меры таможенно-тарифного регулирования - хорошие меры. Но при одном условии -- их надо принимать заранее. Сейчас какой толк от этих запоздавших мер? Это как любая запоздавшая мера: вроде бы не бесполезно, но толку мало. Почему это было не сделать несколько месяцев назад? Что происходит на мировых рынках продовольствия, было известно уже в начале и середине года», - сказал «Времени новостей» директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

При этом глава МЭРТ Эльвира Набиуллина заявила, что возглавляемое ею ведомство не намерено менять прогноз по инфляции на 2008 год. По ее словам, для сдерживания роста цен принят ряд мер, которые помогут вернуться к тенденции снижения темпов роста потребительских цен. Впрочем, временные рамки возврата этой тенденции она не назвала.

Соглашение о замораживании цен подписали: торговые сети «Ашан», «Била», «Гроссмарт», «Лента», «Копейка», «Мосмарт», «Метро кэш энд керри», «Реал», X5 Retail Group («Пятерочка» и «Перекресток»); производители - «Вимм-билль-данн», «Юнимилк», «Солнечные продукты», «Юг Руси», Росптицесоюз и Молочный союз. Президент группы «Букет» Владислав Буров подписал соглашение от лица участников Масложирового союза: не только «Солнечных продуктов» (входят в «Букет»), но и «Юга Руси», Bunge, «Эфко», «Астона», W.J.

#Экономика и бизнес #Главное #Андрей Никитин #Игорь Николаев #Лев Хасис #Давид Якобашвили #Эльвира Набиуллина
Подпишитесь