Posted 27 октября 2007,, 12:10

Published 27 октября 2007,, 12:10

Modified 2 апреля, 00:21

Updated 2 апреля, 00:21

Аморальное жилье

27 октября 2007, 12:10
Законопроект об адресной программе "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" привел к предреволюционной ситуации в городе. Общественные слушания проекта в Законодательном собрании продемонстрировали какое-то фатальное несовершенство документа: за что ни возьмись – больше вопросов, чем ответов. Между тем, по мнению риэлторов, закон написан достаточно логично, если правильно сориентироваться, под кого он сработан.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»

Законопроект об адресной программе "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" привел к предреволюционной ситуации в городе, всколыхнув вопрос о земле. Общественные слушания проекта в Законодательном собрании (ЗС) продемонстрировали какое-то фатальное несовершенство документа: за что ни возьмись – больше вопросов, чем ответов.

Между тем, по мнению риэлторов, закон написан достаточно логично, если правильно сориентироваться, под кого он сработан.

Перестройка

Чиновники предлагают в рамках программы выставить 43 городские территории на торги вместе с проживающими там людьми. После выбора инвестора дома на этих территориях снесут и там, как на пустыре, возведут «плечо к плечу» высотки.

На публичных слушаниях выяснилось, что в перечень территорий, рекомендованных под снос, внесен квартал, примыкающий к Московскому проспекту, стоимость квадрата в котором достигает 5 тыс. долларов/кв.м. «Тут хорошие кирпичные комфортные дома и просторные благоустроенные зеленые дворы», - восстали на общественных слушаниях владельцы квартир. «У нас два года назад прошел капитальный ремонт, квартал благоустроен», - присоединились к «москвичам» жители Калининского района из Полюстрово.

Вместе с тем, в перечне нет ни одного депрессивного квартала, например, жилых анклавов, окруженных промзонами, которые логично было бы снести в первую очередь, отметил руководитель информационно-аналитического отдела bn.ru Сергей Бобашев. "В городе много аварийных адресов, требующих немедленного расселения - там жителей даже уговаривать не надо", - считает в свою очередь генеральный директор АН «БЕНУА» Дмитрий Щегельский.

Проигравших нет

А между тем, вице-губернатор Александр Вахмистров утверждает, что «выиграют все». Как показал анализ, 90% нанимателей улучшат свои жилищные условия в связи с тем, что получат жилье по нормам. Качество нового жилья будет выше. Ни один петербуржец не будет переселен без его на то согласия, заявил вице-губернатор на слушаниях. «Передислокация» будет осуществляться в пределах квартала. Но некоторые пожилые люди просят переселить их поближе к родственникам в другие районы - чиновники будут стараться удовлетворить эти пожелания.

Через 10 лет объем аварийного жилья удвоится, предрек вице-губернатор. И произойдет это за счет домов массовых серии 1958-1970 годов постройки. «Пока там жить можно, - на время успокоил он. - Дома не аварийные, их амортизационный износ составляет 21-40%».

Вопросы - кто будет доплачивать излишки площади в связи с укрупнением площади современных квартир, будет ли потеря комнат – остались без ответов, так как вице-губернатор сразу же после выступления торопливо без объяснений удалился.

Списки ведут знатоки

Выступавшие требовали назвать имена чиновников, которые внесли в «перестроечный перечень» дома в хорошем техническом состоянии.

Действительно, эти здания ну никак не попадают под критерии «участников» программы. Так, согласно проекту, в этот список должны включаться исключительно территории, на которых расположены дома, признанные либо аварийными, либо – «морально устаревшими»: панельные дома первых массовых серий и малоэтажны дома постройки до 1960 года. Ну, и подо что из этого можно подвести добротные «сталинки»?

По словам заместителя председателя Комитета по строительству Алексея Кайдалова, списки формируют администрации районов. «Они лучше знают обстановку не местах», - заявил он. Однако ни один из «знатоков», сидевших в зале, не смог ответить, почему крепкие дома должны пойти под слом.

Более того, перечень оказался анонимным. «Эти адреса дал Комитет по строительству», - сказал корреспонденту ИА «Росбалт-Петербург» глава Московского района Владимир Коровин. «Вот тебе здрассте! Все адреса давали только районы»,— искренне возмутился представитель комитета Виталий Крутов.

«Морально устаревшее жилье» - это, пожалуй, «изюминка» закона. Приравнять понятия: «моральное» или «аморальное» у Вас жилье к принятию решения: «изымать» его или «не изымать» - это вершина чиновничьей мысли!

«Плюсы и достоинства»

«У программы кроме очевидных плюсов, есть еще и… достоинства»,- заявил непредсказуемый председатель петербургского парламента Вадим Тюльпанов. Площадь нового жилья никак не может быть меньше прежней, привел он самый сильный аргумент.

Несмотря на то, что «у программы кроме плюсов есть и достоинства», коллеги спикера предложили разработчикам закона доработать его. Депутат ЗакСа Ватаняр Ягья считает, что кто-то нехороший «подсунул правительству адрес этого микрорайона со злым умыслом» (речь идет об одном из кварталов в Московском районе - прим. ИА "Росбалт-Петербург").

Вопрос о земле

Программа «раскачала» земельный вопрос. А это, как известно, предтеча многих революций и войн.

На слушаниях в городском парламенте большая часть вопросов касалась именно земельных отношений. В частности, встала в полный рост проблема отсутствия межевания земли.

В оценку недвижимости переселенцев будет включаться стоимость земельного участка, утверждает председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов. Эту оценку будут проводить независимые оценщики, заявил Алексей Кайдалов.

Но народ, похоже, не очень-то доверяет независимой оценке, заказываемой чиновниками. «Стоимость квадрата земли под пятиэтажкой больше, чем под 25-этажкой (куда будут переселять)», - обратил внимание чиновников депутат ЗакСа Алексей Ковалев. Он очень сильно сомневается, что эту разницу чиновники учтут. Кроме того, чтобы изъять землю, ее нужно сначала дать. Между тем, у большинства собственников квартир земля не оформлена в собственность, подчеркнул он.

Власть имеет право распоряжаться только той землей, которой владеет, считает участница слушаний г-жа Федорова. Под домами земля принадлежит собственникам помещений, а чиновники эту землю намерены продать инвестору. После продажи земли инвесторам владельцы квартир потеряют право на нее, и дом (новый) окажется в воздухе.

Согласно федеральному законодательству, даже в случае сноса аварийного дома у собственников, остается право на землю, напомнил участник слушаний Александр Алаханов. Распоряжение землей – это прерогатива населения, а муниципалы имеют право только управлять. Почувствуйте разницу: управлять и распоряжаться. «Во всем мире на жилье не смотрят. Страхуют и закладывают в банке только землю, которая и является единственной ценностью»,- подчеркнул Алаханов. Он отметил, что сначала нужно было утвердить Правила застройки, затем генплан и только после этого разрабатывать подобные законы. У нас же сделано все с точностью до наоборот.

Степень защиты

Президент компании «АВЕНТИН-Недвижимость» Валерий Виноградов напомнил, что расселение в рамках инвестпроектов может происходить только в добровольном порядке, так как изъятие земли и жилья по этой статье не предусмотрено ни Гражданским кодексом, ни Жилищным.

Что же касается «морально устаревшего жилья», под которое Смольный пытается подвести базу изъятия, то юридически такого термина нет и быть не может: в понятийный ряд городского закона его, конечно, можно занести, но юридической силы для изъятия собственности он не будет иметь. "Права жильцов на сегодня достаточно хорошо защищены", - убежден Виноградов.

Когда расселяют точечно квартиры – это одно, кварталы – это другое, отметил глава «АВЕНТИН-Недвижимость». Там всегда найдутся судьи, юристы, которые дойдут до Верховного суда, если нарушаются их права. Так произошло с реконструкцией мансард: явление не приняло массовый характер, потому что в доме проживали юристы.

Игра «в темную» или шаг к комфорту?

Вадим Тюльпанов считает, что реализация программы – «это не уничтожение петербургских домов, не первый удар топора в вишневом саду, а решительный шаг в процессе наделения 12% петербуржцев новым комфортным жильем».

Его коллега Алексей Ковалев убежден в противоположном: «Закон является основанием для того, чтобы инвестор мог заняться уплотнением кварталов. Это игра в темную, которую правительство уже не раз себе позволяет в ЗС».

Логика в принципе формирования «перестроечного перечня» становится прозрачной, если принять во внимание, что он составлялся под инвесторов, подсказал Дмитрий Щегельский. По его мнению, с хрущевками произойдет тоже самое, что с коммуналками – снимут сливки, а действительно ветхое жилье в непривлекательных кварталах останется нетронутым. Как сейчас «стоят» нефасадные коммуналки.

В Москве переселение людей из хрущевок и коммуналок прошло безболезненно потому, что руководство города заняло социально ориентированную позицию – не упирались в 18 квадратных метров (норму жилья) и оплату переезда для пенсионеров, считает заместитель генерального директора юридической фирмы "ЭКОТОН" Светлана Денисова.

Автора!

Как попали в список под снос добротные кварталы при том, что в городе столько аварийных домов (на сегодня официально зарегистрировано около 1 млн кв. м аварийного жилья)? Если не будет дан публичный ответ на вопрос, не огласят фамилии «знатоков», это будет означать только одно – заказ поступил свыше. Губернатор и за меньшие провинности подвергает чиновников публичной порке.

а депутат Ковалев предложил коллегам в открытом режиме провести заседание ЗакСобрания, на котором будет приниматься решение по законопроекту - чтобы народ знал своих героев.

Ирина Кравцова, ИА "Росаблт-Петербург"