Posted 3 ноября 2007,, 07:01

Published 3 ноября 2007,, 07:01

Modified 2 апреля, 00:17

Updated 2 апреля, 00:17

Код апокалипсиса российского кино

3 ноября 2007, 07:01
Уровень IQ российских кинофильмов плавно стремится к нулю. На один более или менее приличный фильм, с точки зрения наличия в нем мысли, приходится с десяток однодневок. Тем не менее, кассу собирают именно последние. И это, к сожалению, закон жанра.

Уровень IQ российских кинофильмов плавно стремится к нулю. На один более или менее приличный фильм, с точки зрения наличия в нем мысли, приходится с десяток однодневок. Тем не менее, кассу собирают именно последние. И это, к сожалению, закон жанра.

Для тех, кому по...

Среди лидеров последнего уик-энда и октября в целом числятся российские «Код апокалипсиса», «20 сигарет», «Бой с тенью-2», «12» и «Монгол». Две последних ленты, при всей их противоречивости, нельзя отнести к легкомысленным. Это, скорее, исключение из правил. При том, что и творение Никиты Михалкова и эпос Сергея Бодрова собрали более $6 млн за 25 дней проката каждый - в десятку лучших российских фильмов по итогам 2007 года они, скорее всего, не попадут. А вот истории о том, как няня спасает мир (свыше $7 млн за 11 дней проката) и российский братан при помощи верного кулака добивается справедливости, наверняка застрянут в списке лучших made in Russia. К слову, «20 сигарет», при всей их нравоучительности и социальном подтексте, также сложно отнести к высокоинтеллектуальным лентам.

Но самые «умные» премьеры ожидают нас вскоре. В ближайшее время на отечественные экраны выйдут: «Нулевой километр», «Скалолазка и последний из седьмой колыбели», «Беглянки», «Русалка», «Ночные сестры». К значительным отечественным новинкам ближайшего периода стоит отнести, разве что, историческую ленту «1612» Владимира Хотиненко. Любовная история в период смутного времени наверняка заинтересует множество зрителей, тем более, когда за штурвалом съемочного процесса работает такой мастер.

Собственно, поворотным моментом в изменении вектора российского кинопроката стали отнюдь не знаковые «Ночной дозор» и «Турецкий Гамбит», а вполне проходные «Жара» (более $15 млн), «Любовь, морковь» (свыше $11 млн) и «Питер FM». То, что эти кинопроизведения в следующем году не вспомнят ни поклонники Тимати, ни почитатели таланта Кристины Арбакайте, - как пить дать. Зато карманы актеров значительно потяжелели, что не может не радовать их поклонников. В результате оглушительного успеха вышеуказанных шедевров российские продюсеры осознали формулу успеха отечественного киноискусства образца 2007 года: мощная рекламная и PR-поддержка, наличие знаковых публичных персон среди актерского состава и, желательно, приличный бюджет.

Сегодня каждый месяц в широкий прокат выходят 10-15 отечественных лент (в ноябре – 12 из 47), из которых лишь одну, две картины можно отнести к хорошим. Несколько лет назад все русофобы кричали о том, что отечественный рынок кинопроката заполонил голливудский ширпотреб. Однако сейчас российские фильмы занимают 25% российского кинопроката. Что это меняет? Большинство наших картин не дотягивают до уровня относительно неплохого американского или европейского фильма. В конечном итоге, что лучше, средний голливудский блокбастер или плохая отечественная копия?

Хитовая статистика

В октябре реальную конкуренцию отечественным хитам смогла составить лишь романтическая комедия с Беном Стиллером «Девушка моих кошмаров» (около $5 млн). Однако в целом, с начала 2007 года, во главе списка лидеров отечественного проката (с учетом сборов в странах СНГ) остаются импортные картины: «Пираты карибского моря» (чуть менее $31 млн) и «Шрек-3» (свыше $23 млн). Третье призовое место - за “Волкодавом” (более $20 млн). Далее следуют четвертый «Гарри Поттер», «Жара», «Трансформеры», «Человек-Паук 3», «Ночь в музее», «Такси-4» и «Любовь-Морковь».

В США в лидерах уик-энда - ужастик «30 дней ночи», комедия «Почему я женат» и спортивно-семейная мелодрама «План на игру». Причем последняя лента за 22 дня сумела собрать свыше $63 млн. В целом, по итогам 2007 года в США и Канаде отметку в $300 млн преодолели 4 блокбастера: «Человек-Паук 3», «Шрэк Третий», «Трансформеры» и «Пираты Карибского моря 3». В близи отметки в $300 млн остановился четвертый «Гарри Поттер». Далее следуют: «Ультиматум Борна», «300 спартанцев», «Рататуй» и «Симпсоны в кино». Замыкают десятку лучших 2007 года «Реальные кабаны».

В десятку самых кассовых фильмов за всю историю кино в США и Канаде пока не вошла ни одна лента 2007 года. В лидерах, как и прежде, «Титаник» ($601 млн), «Звездные войны» эпизоды 4, 1 и 3 ($461-380 млн), «Шрэк 2» ($441 млн), «Инопланетянин» ($435 млн), «Пираты карибского моря 2» ($432 млн), «Человек-паук» 1 и 2 ($404 и $374 млн) и «Властилин rолец-3» ($377 млн). В двадцатку самых кассовых лент за всю историю сумели пробиться три ленты 2007 года: «Человек-Паук-3», «Шрэк Третий» и «Трансформеры».

Что впереди

Среди ближайших премьер, способных повлиять на список лидеров 2007 года, стоит отметить три ленты отечественного производства и шесть импортных произведений. Раньше других на наших экранах засветится «Хэллоуин 2007». Это римейк классического «Хэллоуина» Карпентера. В новой версии внимание режиссера, а значит и зрителей, сосредоточилось не на положительном аспекте, а на отрицательном герое – Майкле.

Далее отечественных зрителей будет поражать фэнтези «Восход тьмы» – что-то среднее между «Властелином колец» и «Пятым элементом». Главный герой ленты, узнав в себе воина сил света, отправляется в далекое путешествие, чтобы найти шесть элементов, которые помогут ему предотвратить восход тьмы.

Наверняка, возьмет свою кассу и новый отечественный мультик «Элька». Белый медвежонок Элька обнаруживает возле своего дома Волшебный Тоннель, который соединяет Северный и Южный полюс. Находит там себе подругу и спасает дружественный континент от злых людей. Животный мир в мульте озвучивают: Алексей Булдаков, Александр Филиппенко, Юрий Гальцев и другие российские звезды. На благосклонность российских зрителей рассчитывают и производители голливудского аналога «Эльки» – «Би Муви: Медовый заговор». Очередной американский эпос на тему защиты животных от человеческого влияния.

На кассовый расклад ноября может повлиять и вышеупомянутый фильм Владимира Хотиненко «1612». Безусловно, вниманием не будет обойдена и европейская историческая драма «Золотой век» - о благословенном для англичан веке королевы Елизаветы I.

22 ноября в отечественном прокате стартует высокобюджетный (более $150 млн) мультфильм-фэнтези «Беовульф» о благородном рыцаре, отправившемся низвергнуть злобное чудовище. В главных ролях - Анджелина Джоли и Энтони Хопкинс. Одновременно в конце ноября стартует и семейная сказка «Зачарованная» – некий аналог «Кролика Роджера», где совмещены элементы мультика и художественного фильма. Наивная принцесса попадает из мультипликационной сказки в современный Нью-Йорк. Соответственно, мультяшный жизненный опыт натыкается на житейские мелочи большого города.

Благодаря мощной рекламной поддержке может рассчитывать на солидный куш и комедийная мелодрамма «Шекспиру и не снилось». В ленте почти полностью занята труппа сверхуспешного ТВ-сериала «Моя прекрасная няня»: Анастасия Заворотнюк, Сергей Жигунов, Борис Смолкин, Ольга Прокофьева.

Между тем

По данным http://www.kinobusiness.com/ на 30 июня 2007 года, в России действует 1397 современных киноэкранов в 622 кинотеатрах. За первое полугодие 2007 г. было открыто 112 новых залов и 23 кинотеатра. Рост общего числа современных кинозалов в стране составил за год 25,5%, - таким образом, темпы открытия новых залов удерживаются на уровне прошлого года (25%).

Ведущим игроком российского кинорынка по-прежнему остается сеть «КАРО Фильм», под управлением которой находятся 128 залов в 26 кинотеатрах - 9% всех кинозалов страны. В пятерке лидеров числятся также: «Киномакс», «Формула Кино», «Синема Парк» и питерская «Кронверк Синема», вышедшая на федеральный уровень.

В Московском регионе на конец июня действовали 97 кинотеатров (358 экранов). Всего за год (с июля 2006 г.) киносеть Москвы выросла на 20,5%. В Санкт-Петербурге на тот же период действовали 32 кинотеатра (148 экранов). Рост рынка кинопоказа в Санкт-Петербурге за год составил 37%. К лидерам питерского рынка можно отнести: «Кронверк Синема», «КАРО Фильм», Rising Star Media и «Мираж Синема».

Дмитрий Черный, ИА «Росбалт-Петербург»