Posted 6 ноября 2007,, 12:54
Published 6 ноября 2007,, 12:54
Modified 2 апреля, 00:16
Updated 2 апреля, 00:16
«Записки недобитка», Руслан Линьков
«Амфора», Санкт-Петербург, 2007 г.
Начнем с того, что с этой книгой произошла нехарактерная для сегодняшних дней история. Книга была скуплена на корню по выпуску в продажу. Не потому, что выдающееся литературное дарование автора не давало спокойно спать поклонникам, считавшим дни до выхода «Записок». Просто один веселый человек запустил в нужном месте слух, что в этой книге Руслан Линьков напишет свои соображения по поводу так и не раскрытой до конца трагической истории убийства депутата российского парламента Галины Старовойтовой. Тут надо пояснить, что в свое время автор был доверенным помощником Галины Старовойтовой, находившимся с ней в момент убийства, получившим пулю в голову и чудом оставшимся в живых.
И есть люди, которые опасались увидеть на страницах линьковских записок свои имена и фамилии, причем совсем не в том контексте, который был бы им приятен. Напрасно потратили деньги, потому что соображений о настоящих организаторах убийства Старовойтовой в книге Линькова нет ни полслова, об этом – в следующей книге, которая пока еще только лежит в «Амфоре» и ждет своей очереди.
Руслан Линьков – человек активный и четко прорисованный на зыбком туманном фоне петербургского политического бомонда. Он удобная мишень, так что ему неоднократно доставалось от разных людей, и шокирующее название книги отвечает правде жизни.
«Записки недобитка» - книга лирическая, своего рода «записки на манжетах», которые набрасывал очень молодой человек, живущий очень активной политической жизнью. Жизнью на грани фола. Основное время действия – начало перестройки, место действия – Петербург, действующие лица – политики и журналисты. Никакой прописанной драматургии, никаких сложносочиненных сюжетов – скорее картинки с выставки амбиций. Страшных тайн автор не раскрывает, и даже виду не подает, что знает таковые (хотя есть подозрение, что кое-какие знает).
По жизни Руслан Линьков – человек, который неформально знаком с целым рядом российских политиков «первого эшелона», видел их в разных ситуациях, а уж слышал столько разного, что страшно представить… Но на эти знакомства и «тайные знания» он в своих записках намекает очень не навязчиво. (Ну, было дело, поработал ВВП водителем, подвез Галину Старовойтову с помощником по депутатскому делу, ну и что?).
По книге складывается портрет автора – неунывающего политического экстремиста, не из тех, упаси боже, что взрывают поезда и отпиливают головы оппонентам тупыми ножами, а из тех, что любят черный политический юмор во всех его проявлениях. О своих идеологических пристрастиях автор говорит вполне ясно «Из ныне здравствующих людей, так или иначе связанных с политикой, считаю достойными уважении только Леру Новодворскую и Владимира Буковского». Так что, сами понимаете, во всех своих оценках автор не сдержан, не толерантен, не политкорректен, а как раз наоборот. Хотя некоторый налет самоиронии скрашивает даже самые оголтелые его выпады. (Впрочем, нельзя не признать, что оголтелые выпады адресованы исключительно оголтелым личностям).
В книге много политических зарисовок из сложного и бурного времени начала-середины 90-х. Некоторые вещи, происходившие кажется так еще недавно, сегодня уже абсолютно невозможно встроить в реальность.
Презентация книги, состоявшаяся в Петербурге в клубе «Че», прошла под слоганом «Ностальгия по сложному времени». И эти слова очень точно отражают разницу между временем середины девяностых – пестрым, бурным и сложным, разрушавшим жизнь и одновременно дававшим шанс, и сегодняшним днем все возрастающего единообразия и лозунгов «Сила Петербурга в плане Путина». Тогда было сложнее, но интереснее, сегодня проще, но тоскливее. Люди, хотя бы отчасти участвовавшие в бурной политической жизни конца века, не могут не чувствовать ностальгии по тем временам. И эта ностальгия – связующая нить книги. Ну, а тем, кто не участвовал, остается читать и завидовать.
Татьяна Чеснокова
P.S. Вы хотите предложить для рецензии ваши книги? Пишите [email protected]
Предпочтение отдается книгам общественно-политической направленности.