Posted 7 ноября 2007,, 07:00

Published 7 ноября 2007,, 07:00

Modified 2 апреля, 00:16

Updated 2 апреля, 00:16

Депутат Госдумы обвиняет «Автотор» в недобросовестном лоббизме

7 ноября 2007, 07:00

МОСКВА, 6 ноября. Сохранение режима исключительных таможенных и налоговых преференций калининградскому автосборочному предприятию ЗАО «Автотор» нарушает принцип здоровой конкуренции и имеет признаки коррупции. Об этом заявил во вторник член комитета по безопасности Госдумы РФ Николай Павлов на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной проблеме налоговых и таможенных льгот в автосборочном бизнесе. Павлов пояснил, что обеспокоен ситуацией, когда стремление исполнительной власти стимулировать отечественное автопроизводство наталкивается «на «подводные камни» недобросовестного лоббизма со стороны руководства «Автотора» и главы совета директоров этого предприятия Владимира Щербакова».

Речь, по его словам, идет о предоставлении уникальных льгот предприятию, позволяющих ввозить в страну под видом машинокомплектов почти готовые машины. Парламентарий сообщил журналистам, что направил председателю правительства РФ Виктору Зубкову и генпрокурору РФ Юрию Чайке соответствующие депутатские запросы, в которых просит провести проверку «пролонгации индивидуальных льгот калининградскому ЗАО «Автотор», вступающих в противоречие с постановлением правительства РФ 166 «О промышленной сборке» на предмет выявления возможных противоправных действий чиновников и представителей бизнес-структур».

«У нас поменялся глава правительства, и уместно задать ему вопросы об этой ситуации», - пояснил Павлов. Депутат напомнил, что, выступая в Госдуме, Зубков объявил задачу борьбы с коррупцией одной из ключевых. «Возникает вопрос, что стоит за странной ситуацией со льготами одному предприятию? Особая ценность этого производства или что-то другое? Мы понимаем, что просто так ничего не делается, и мы имеем право полагать, что здесь что-то не так, что может иметь место какая-то коррупционная составляющая. Мы никого ни в чем не обвиняем, но можем задавать вопросы. И такие вопросы задаем через депутатский запрос», - заявил Павлов.

Он напомнил, что в конце весенней сессии комитет по промышленности, транспорту и связи нижней палаты по протокольному поручению Госдумы обратился в правительство за разъяснениями о законности исключительных преференций калининградскому «Автотору».

«В ответе, который поступил из правительства, выражалась полная поддержка обеспокоенности депутатского корпуса по данной проблеме, однако решения по отмене необоснованных льгот на уровне исполнительной власти до сих пор почему-то не принято», - подчеркнул депутат.

Со своей стороны, принявший участие в пресс-конференции советник главы Национального антикриминального и антитеррористического Фонда, полковник КГБ СССР в отставке Олег Нечипоренко заявил о том, что в случае с «Автотором» «лоббизм является элементом недобросовестной конкуренции, а его методом является коррупция». Свой интерес к скандальному делу с непрозрачным лоббированием льгот для «Автотора» Нечипоренко объяснил тем, что представляемый им Фонд, который возглавляет экс-министр МВД Анатолий Куликов, как раз специализируется на выработке рекомендаций для органов власти по проблемам, связанным с противодействием оргпреступности и коррупции. Ситуация же с калининградским предприятиям, когда речь идет о необъяснимых, по мнению Нечипоренко, решениях чиновников, по его оценке, представляют угрозу не только развитию автопрома, но и экономической безопасности государства в целом.

Участники пресс-конференции выразили убежденность в том, что правительство Виктора Зубкова не оставит без внимания вопрос наведения порядка с необоснованными льготами. «Эта лавочка должна закрыться», - убежден депутат Павлов.

Напомним, что Федеральная таможенная служба предъявила «Автотору» налоговые претензии на сумму 2 млрд рублей. ЗАО «Автотор», по мнению таможни, ввозило на территорию Калининградской области фактически готовые иномарки, а по документам это оформлялось как ввоз отдельных агрегатов деталей для промсборки. «Автотор» на протяжении нескольких лет пользуется уникальными льготами и преференциями по ввозу комплектующих. Минувшим летом Объединение автопроизводителей России во главе с гендиректором ОАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным обратилось с открытым письмом в правительство РФ, в котором потребовало отменить «односторонние льготы «Автотору». Инициативу автопроизводителей поддержали в Минпромэнерго и Минэкономразвития РФ. Был подготовлен проект соответствующего постановления. Однако, несмотря на это, в мае правительством Михаила Фрадкова преференции ЗАО «Автотор» были продлены.