Posted 22 ноября 2007, 22:03
Published 22 ноября 2007, 22:03
Modified 2 апреля, 00:05
Updated 2 апреля, 00:05
На днях в Баку завершился XI Съезд дружбы, братства и сотрудничества тюркоязычных государств и народов. Впервые тюрки всего мира собрались за пределами Турции – страны, где мероприятие проходило первые десять раз. В нынешнем съезде участвовали более тысячи делегатов и гостей из тридцати стран. Тюркоязычные государства были представлены делегациями из Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркмении и Узбекистана (к огорчению организаторов, делегация из этой страны была малопредставительной). Седьмая государственная делегация прибыла из Турецкой Республики Северного Кипра, непризнанной ООН, но зато признанной Анкарой и Баку. Делегации тюркоязычных народов прибыли из Башкирии, Чувашии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Татарстана, Карачаево-Черкесии, с Алтая, а также из Крыма, Румынии, Болгарии, Косово и греческого региона Западная Трайка.
Первый общетюркский съезд в подобном формате состоялся еще в 1993 году. Изначально предполагалось, что мероприятие будут принимать разные тюркские государства, но претворить замысел в жизнь долго не удавалось. До 2001 года тюрки ежегодно собирались в Турции. Затем наступил пятилетний перерыв, и следующий форум прошел лишь в 2006 – там же. В 2007 году выбор пал на Баку, что отражает рост амбиций азербайджанского руководства, которое все четче позиционирует свое государство в качестве регионального лидера.
Именно в Азербайджане три года назад прошел учредительный съезд «комсомола» Организации «Исламская конференция» (ОИК) – Молодежного форума ОИК «За диалог и сотрудничество». Здесь же в начале ноября этого года под патронажем президента Ильхама Алиева и его супруги Мехрибан состоялась учредительная конференция инициативы ОИК «Молодежь за альянс цивилизаций».
По мнению казанского историка Рафаэля Мухаметдинова, представлявшего Татарстан уже на девяти курултаях, бакинский съезд был самым представительным по количеству официальных лиц, ученых и общественных деятелей тюркского мира. Так, членами турецкой делегации были премьер-министр Реджеп Таййип Эрдоган и девятый президент страны Сулейман Демирель, уделяющий последнее время особенно много внимания тюркским и тюркско-российским интеграционным инициативам. Делегацию Турецкой республики Северного Кипра возглавлял президент Мехмет Али Талат.
Открывая съезд, президент Азербайджана Ильхам Алиев призвал тюркоязычный мир к объединению. «Чем сильнее будет наше единство, тем лучше каждая из наших стран будет отстаивать свои интересы», – заявил он. Алиев отметил, что «дружба Азербайджана и Турции основана на принципе «одна нация – два государства», и это стратегическое сотрудничество позитивно влияет на укрепление связей между всем тюркским миром». «Экономические и энергетические проекты между Турцией и Азербайджаном: введенные в эксплуатацию нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, строящаяся железная дорога Баку-Тбилиси-Карс послужат сплочению всего тюркского мира», – убежден азербайджанский президент.
Алиева поддержал турецкий премьер-министр Эрдоган, напомнивший «слова великого Ататюрка» (отца светской турецкой республики Мустафы Кемаля), сказавшего: «Радость Азербайджана – это радость Турции, а его горе – наше горе». «Исторические процессы в одно время разделили Азербайджан и Турцию. Теперь же перед нами большие возможности, и мы должны этим полностью воспользоваться. Последние 15 лет показали, что ничто не сможет нас остановить. Архитекторами нашего будущего единства должны быть мы сами», – продолжил Эрдоган.
Анкара и Баку единым фронтом выступили против «организованного, имеющего большие финансовые возможности мирового армянства», противостоящего, по словам президента Азербайджана, обоим тюркским государствам. Ему, указал Ильхам Алиев, необходимо противопоставить «свое единство и силу», использовав возможности как Азербайджана и Турции, так и их диаспор. Президент напомнил о деятельности армянской диаспоры, направленной на международное признание геноцида армян 1915 года. Он подчеркнул, что в действительности геноциду со стороны армян подвергались азербайджанцы и турки. «Ярким доказательством тому является геноцид в Ходжалы, где армяне истребили женщин, детей, стариков», – заявил Алиев. «Однако мир об этом молчит», – констатировал он.
Наконец, призвав «противопоставить армянской лжи историческую правду», Алиев напомнил об оккупации Арменией 20% азербайджанской территории. «Мы неоднократно заявляли, что в случае безрезультатности мирных переговоров мы будем использовать другие методы для освобождения захваченных территорий. Оккупированные территории Азербайджана будут освобождены, и этот день недалек», – пообещал азербайджанский президент.
Эрдоган высказал солидарность с такой позицией, сообщив, что во время своего недавнего визита в США поднимал вопрос об оккупации азербайджанских территорий. Он назвал Карабах «нашей кровоточащей раной», а наличие азербайджанских беженцев – «неприкрытым произволом». «Мировое сообщество никак не реагирует на происходящее. Мы видим, как мировые страны играют против нас. Минская группа (ОБСЕ) – США, Франция и Россия – придерживаются неправильной политики. Турция всегда будет рядом с Азербайджаном в деле освобождения оккупированных земель», – заключил Эрдоган.
Чтобы придать вес словам лидеров, Съезд дружбы, братства и сотрудничества принял заявление, в котором отмечается, что «попытки парламентов некоторых стран выразить ошибочное отношение к историческим событиям являются предвзятым подходом в отношении всего тюркского мира». «Несмотря на официальное заявление Турецкой Республики об открытии своих архивов исследователям для получения реальной картины произошедшего, и несмотря на инициативу создать совместную с Арменией исследовательскую комиссию, она (Армения) не ответила на обращение (Турции)», – говорится в документе.
Также в заявлении утверждается, что перед Первой Мировой войной на территории Турции проживало лишь 150 тысяч армян, а «произошедшее в 1915-1918 годах было связано с военными операциями между турецкой армией и армянскими вооруженными формированиями, которые, поддавшись на провокацию некоторых западных государств и России, нанесли удар в спину воевавшей Турции». В то же время «армянами было с особой жестокостью убито более 2 миллиона турок». «Изучение исторических споров является задачей не политиков, а историков», – заключают авторы заявления.
Помимо цитировавшегося документа, съезд принял пакет рекомендаций. Предлагается совместными усилиями информировать мировую общественность «о преступлениях, совершенных армянскими оккупантами в отношении азербайджанцев», признать в парламентах всех тюркоязычных государств события в Ходжалы геноцидом и, наконец, инициировать в Европейском суде по правам человека вопрос о защите прав азербайджанцев, изгнанных из Карабаха.
Съезд отметил необходимость аналогичного объединения усилий ради вывода Северного Кипра из международной изоляции и налаживания экономических, культурных и политических связей с этим непризнанным государством. Также делегаты решили совместно обеспечить защиту прав туркманов Ирака. По мнению казанского историка Рафаэля Мухаметдинова, все это демонстрирует, что главными инициаторами курултая выступают «страны, имеющие проблемы», такие как Азербайджан и Северный Кипр. «Многие делегаты упирали на необходимость большей сплоченности семи тюрских государств, которая позволила бы выступать на международной арене единым фронтом», – отмечает он.
Участники форума наметили концепцию создания Объединения тюркских государств и Постоянного секретариата глав государств. Они решили проводить совместные мероприятия по проблемам тюркских народов, расширить связи между диаспорами в Европе, усилить поддержку Турции в вопросе вступления в Евросоюз. В рекомендациях съезда отмечается важность создания тюркскими народами евразийского политико-экономического союза и привлечение к этому Грузии и Таджикистана. Делегаты форума договорились принять меры по созданию общего алфавита тюркоязычных стран и академии наук тюркского мира, а также помочь учебными пособиями тюркоязычным народам, проживающим в России, Украине, Молдове, Македонии, Болгарии, Ираке и Грузии.
Будут ли все означенные рекомендации воплощены в жизнь или останутся благими намерениями – большой вопрос. В будущем году в Баку состоится очередной саммит глав тюркоязычных государств – мероприятие, «парное» тюркским курултаям. В прошлом году на этом саммите Реджеп Таййип Эрдоган призвал к созданию Содружества тюркоязычных государств, «которое подготовит условия для их экономической интеграции и позволит им выступать на международной арене с единой позиции». Весной этого года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о создании Союза центральноазиатских государств. Учитывая, что все они, за исключением Таджикистана, населены тюрками, можно считать, что речь идет практически о том же самом. Однако обе интеграционные инициативы, стартовав, немедленно забуксовали, в том числе из-за осторожной позиции руководств Туркмении и Узбекистана.
По окончании съезда глава Фонда братства и сотрудничества тюркских государств и народностей (основного организатора мероприятия) Абдулхалук Чай заявил, что если раньше курултаи носили ознакомительный характер, то теперь они будут решать проблемы. «Эрдоган и Алиев договорились о создании в Турции постоянного секретариата и штаба съезда. Триста миллионов тюрков должны обладать единым языком, культурой, политикой и экономикой», – убежден господин Чай.
Не все, однако, разделяют подобный оптимизм. «В течении десяти лет на этих съездах говорится одно и то же», – заметил «Росбалту» доктор исторических наук Дамир Исхаков, который мог бы представлять на бакинском съезде Татарстан, но, как и некоторые другие татарстанцы, отказался от приглашения. «На предыдущем форуме было просто скучно сидеть. Бесконечное обсуждение одних и тех же вопросов надоело, решения их в практической плоскости не происходит», – вспоминает Исхаков. Кроме того, добавил он, российские тюрки чувствуют себя на курултаях довольно неуютно: «Мне надоело находиться на вторых ролях рядом со смотрящими на нас свысока представителями независимых тюркских государств».
Рафаэль Мухаметдинов, напротив, остался доволен как самим курултаем, так и его обширной культурной программой, в частности, трехчасовым спектаклем, представляющим сцены из жизни древних каганатов эпохи войны тюрок с Китаем и классической оперой «Лейла и Меджнун». «Решения съезда носят рекомендательный характер», – пояснил он «Росбалту». «Роль форума состоит в том, чтобы аккумулировать идеи и информацию для тюрских государств», – считает он.
Историк напоминает, что некоторые из ранее высказанных предложений уже успешно реализованы. Среди них – переход тюркских государств на латиницу и издание 55-томной энциклопедии тюркских народов, выполненное в рекордно короткий срок – всего за два года. Наконец, тюрки совместно провели целый ряд фестивалей. «Проекты в культурной сфере потихонечку идут, – говорит ученый, – но в политической сфере пока звучат только декларации, подвижек не происходит». Идеи содружества тюркоязычных государств витают в воздухе. Скорее будет претворен в жизнь замысел Эрдогана о создании общего для всех тюркских государств учебника по древней истории. Книга должна будет охватывать период истории тюрок со времен гуннов до принятия ислама.
Правда, и в сфере культуры не все гладко. «Вот уже семь лет предлагается проводить конкурс эстрадных исполнителей тюркского мира «Тюрковидение», однако воз и ныне там», – рассказывает Рафаэль Мухаметдинов, – А ведь это было бы интересно нашим народам, отлично послужило бы пропаганде единства тюркского мира». «Почему бы не организовать гастроли знаменитых тюркских исполнителей, например, Таркана, не только в крупных городах России, но и в тюркских республиках, где певец собрал бы благодарную аудиторию?», – недоумевает историк.
Дамир Исхаков констатирует системный кризис тюркского движения. «В результате последних событий внутриполический вектор Турции сместился», – отмечает ученый. «Вместо национально-ориентированных политиков, воплощающих идеалы Ататюрка, к власти пришли те, кого называют исламистами» – напоминает он. Прежние конструкции, предполагающие сплочение тюркских народы вокруг Анкары, строились на идеях националистов, и фиаско этих политических сил в самой Турции, естественно, сказывается на ее связях с тюркским миром. «Турецкая элита никак не может выйти за пределы прежних взглядов, – считает историк», – Должны быть предложены новые идеи. Пока их не будет, дело не сдвинется с мертвой точки». Разработкой таких идей, по словам ученого, занимается Платформа «Диалог Евразия». «Они сейчас на стадии становления, и хороши тем, что включают в себя не только тюрок, но и в целом Россию, – подчеркивает Дамир Исхаков, – Это более подходящий вариант, так как мы все-таки находимся в составе российского государства».
Рафаэль Мухаметдинов также согласен с тем, что организаторам курултая пора переходить на следующий этап. «Да, он (курултай) является хорошим источником информации и для руководства тюркских государств, и для самих участников, – рассуждает историк, – но было бы лучше, если бы между делегатами и руководством их стран была более тесная связь». Он считает, что следует разработать механизм, который бы превратил рекомендательный характер решений форума в обязательный. Например, решения могли бы обсуждаться и закрепляться парламентами стран-участниц. «Но это, – констатирует Мухаметдинов, – пока не получается, поскольку каждое государство, не будучи готовым поступиться и малой долей суверенитета, стремится самостоятельно разрешать эти вопросы».
Мухаметдинов, выступивший на курултае с докладом «Об общих идейных основах тюркского единства на современном этапе», по-своему видит будущее общетюркской идеологии. «Ее базой не может быть ислам, поскольку, по крайней мере, половина тюрок являются мусульманами только на словах», – объясняет историк. «Нам нужна светская идеология, построенная на этнических принципах доисламского периода. Она подошла бы и тем тюркам, кто не исповедует ислам, а религии бы остались вопросы нравственности, укрепления семьи и так далее», – рассказывает он, отмечая, что эти предложения понравились многим участникам тюркского съезда.
Яна Амелина, Казань