Posted 23 ноября 2007,, 21:13

Published 23 ноября 2007,, 21:13

Modified 2 апреля, 00:04

Updated 2 апреля, 00:04

"Психи" остались без охраны

23 ноября 2007, 21:13
Специализированные психиатрические больницы, где отбывают срок признанные невменяемыми опасные преступники, оказались без охраны. ФСИН выразила готовность взять это бремя на себя, но необходим специальный закон, который смогут теперь принять только депутаты Госдумы следующего созыва.

Специализированные психиатрические больницы, где отбывают срок призанные невменяемыми опасные преступники, оказались без охраны. Правда, ФСИН выразила готовность взять на себя охрану этих объектов. Но для этого необходим специальный закон, который смогут теперь принять только депутаты Госдумы следующего созыва.

В России всего семь специализированных психиатрических больниц, в которых лечатся пациенты, опасные для общества. Эти учреждения находятся в Казани, в Красноярске, в Орле, в Санкт-Петербурге, в Подмосковье – в Истринском районе, а также в Челябинской и Ярославской областях. Больница в Петербурге на Арсенальной улице, как считается, предназначена для самых опасных психбольных. Но, несмотря на это, ее еще в 1989 г. передали Министерству здравоохранения. Позже и другие психиатрические клиники перешли под крыло Минздрава. При этом совершенно не был продуман вопрос обеспечения внутренней охраны подобных лечебниц - законодатели его как-то упустили из внимания.

В итоге все 90-е годы охрана „психов“ все-таки существовала, хотя юридически была вне закона. Но уже в 2002 г. в специализированных психбольницах была полностью снята и внутренняя охрана, которую ранее осуществляли подразделения МВД. Более того, с постов в коридорах были демонтированы тревожные кнопки. В итоге сотрудники Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) несут ответственность за заключенных только за забором психиатрических учреждений. Внутри же забота о буйных пациентах ложится полностью на обслуживающий персонал больниц.

Между тем, атмосфера в больнице далеко не тюремная. Спецконтингент здесь не изолирован от внешнего мира - разрешено приходить родственникам, приносить передачи, у пациентов есть сотовые телефоны, в холлах стоят телевизоры, больные могут заниматься в спортзале.

Пониженные меры безопасности не могли не сказаться на обстановке в подобных учреждениях. И уже к 2004-2005 гг. в психиатрических клиниках стали с завидной периодичностью вспыхивать бунты и волнения. Увеличилось количество побегов, появились случаи убийства соседей по палате среди пациентов.

„Ситуация у нас сложилась абсурдная, - рассказал „Новым Известиям“ главный врач специализированной психиатрической больницы интенсивного типа Санкт-Петербурга Виктор Стяжкин. - Представьте себе, что вооруженный до зубов конвой везет сюда особо опасного убийцу - в автозаке с решетками, со всеми мерами предосторожности, обычно с ним и кинолог с собаками. А в дверях больницы преступника сдают на руки безоружной и беззащитной тете Мане, которая ведет его мыть, стричь и переодевать“.

Кстати, данная проблема поднимается далеко не в первый раз. Этой весной Федеральной службе исполнения наказаний уже удалось откреститься от „психов“. Тогда в СМИ просочилась информация, что психиатрические больницы могут перейти под крыло тюремного ведомства. ФСИН тут же опровергла все сообщения на эту тему. „Вопрос о возвращении психиатрических лечебниц в ведение нашей службы даже не поднимался“, - заявил тогда начальник медицинского управления ФСИН РФ Александр Смирнов.

По его словам, в советское время психиатрические больницы, куда направлялись признанные невменяемыми осужденные, действительно находились в ведении МВД. Однако в конце прошлого века эти больницы передали в Минздравсоцразвития, а сама уголовно-исполнительная система перешла в ведение Минюста, напомнил Смирнов. „Обратной рокировки не планируется“, - подчеркнул он. Начальник медицинского управления ФСИН лишь намекнул, что „прорабатывается вопрос о создании для спецлечебниц особой охраны“.

Так, по словам главврача Санкт-Петербургской психлечебницы, „в последнее время возникли надежды на перемены“. „Недавно новый министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова, узнав о наших условиях работы, пришла в ужас“, - сказал он.

Именно после того, как новый министр озаботилась этим вопросом, по клиникам прошли специальные рейды. В течение двух недель сотрудники ФСИН обследовали больницы, в которых лечатся опасные для общества пациенты. Более того, директор ФСИН Юрий Калинин уже приказал сотрудникам своего ведомства приготовиться к приему функции охраны и надзора спецконтингента в специализированных психиатрических больницах.

Казалось бы, вопрос решен. Но не тут-то было. Приготовления ФСИН к охране новых объектов были завершены еще 10 ноября. Но приступить к делу „фсиновцы“ не могут, поскольку для этого нужно принять новый закон. А произойти это теперь сможет только после 2 декабря, и то далеко не сразу. Немало времени уйдет на подсчет результатов выборов, потом - формирование фракций, назначение спикеров и председателей комиссий... В итоге социально опасные граждане будут предоставлены сами себе еще немало времени.

Иван Петров