Posted 5 декабря 2007, 08:14
Published 5 декабря 2007, 08:14
Modified 1 апреля, 23:57
Updated 1 апреля, 23:57
Один из лидеров БЮТ Сергей Терехин, которого прочат на пост министра экономики в новом правительстве Украины во главе с Юлией Тимошенко, считает, что Украине следует как можно скорее перейти на новый формат экономических отношений с Россией. А в самой Украине с приходом премьера Тимошенко возможна реприватизация и ревальвация гривны, рассказал политик в интервью «Росбалту».
- Несмотря на то, что коалиция БЮТ и НУНС сдала первый экзамен на прочность, избрав своего спикера Арсения Яценюка, в кулуарах Верховной Рады активно обсуждаются слухи о том, что Юлия Тимошенко не заинтересована в результативном голосовании за кандидатуру премьера. Поскольку, мол, лидер БЮТ делает ставку не на пост главы Кабмина, а на пост президента в 2009 году. Это так?
- Перекреститесь! Тимошенко мечтает быть премьер-министром! Даже несмотря на то, что стратегически, с точки зрения элементарной политологии, ей это невыгодно. Ведь придется разгребать все то, что наделал Янукович, а значит, брать на себя негатив. Но она хочет и будет премьером!
- Вас прочат на пост министра экономики. Тем более, что вы уже занимали это кресло во времена первого премьерства Тимошенко в 2005 году. Как экономический блок нового правительства, если оно будет сформировано, выполнит обещания БЮТ по возврату за два года утраченных вкладов Сбербанка СССР?
- Мы будем выполнять это предвыборное обещание. Для начала мы проведем инвентаризацию всех утраченных вкладов. И я заверяю, что эта сумма намного меньше, чем 132 млрд, как заявляют некоторые политики. Сумма в 132 млрд гривен появилась после сверки 1992 года. Но после 92 года у нас уменьшилось население, практически на 4 миллиона. В среднем вкладчикам «Сбербанка» сегодня за 60 лет. Все эти годы происходили миграционные процессы, то есть много наших граждан уехало в другие республики бывшего СССР. И мы не несем перед ними ответственности: ведь взяли на себя обязательства вернуть деньги только гражданам Украины. Думаю, что многие люди просто не захотят морочиться, чтобы где-то забрать свои сто гривен (около $20, - прим.).
БЮТ уже озвучивал свою оценку суммы утраченных вкладов. Это приблизительно 50 млрд гривен в коэффициенте пересчета 1,05. Думаю, что наше правительство должно будет подтвердить все эти цифры, перевести их в электронную картотеку, чтобы человек не ехал в отделение «Сбербанка», где у него лежала книжка, а мог получить деньги в любом другом отделении. Технологически это может занять полгода, если было около пяти миллионов счетов. И думаю, что если нам не будут ставить палки в колеса, то мы точно за два года выплатим все утраченные вклады.
- Возвращать будете "живыми" деньгами?
- Это вопрос! После инвентаризации мы посмотрим, какая средняя сумма вклада, а потом попытаемся быстро вернуть такие вклады. А что касается больших вкладов, которые тоже были, то, возможно, мы попробуем занять деньги, выпустив специальный заём, а потом отдадим деньгами. Мы будем анализировать, как ведет себя макроэкономика и инфляция, как поведет себя реальный рост доходов населения. Если будут какие-то угрозы, то мы предложим взять облигации, вроде тех, что были в СССР. Но, естественно, не по 3%-ной ставке, а на более эффективной основе.
- Но большинство экономических экспертов уже сегодня прогнозирует гиперинфляцию, если правительство Тимошенко пойдет на выплаты утраченных вкладов «Сбербанка». Такие риски есть?
- Ну, елки-палки! Ну, какие это эксперты говорят?
- Например, директор Института экономики Игорь Бураковский.
- Пусть учит экономику! Вот вы, человек бедный, да? В день бедный человек кушает один батон и выпивает одну бутылку кефира. Если он становится богаче, он же не ест два батона? И не выпивает две бутылки кефира, правда? А что он делает? Он смещает свое потребление в иной по качеству сегмент продукции. То есть, начинает покупать товары долгосрочного потребления, например, холодильники.
Поэтому, выплаты не вызовут инфляцию. Теоретически, инфляция через увеличение потребительского спроса возможна. Но не в такой ситуации. У нас в Украине ВВП через два года будет триллион. Можно при таких условиях людям отдать 50 млрд? Конечно же, можно!
- Аналитики также не исключают реприватизации, которая может стать источником средств для возвращения населению утраченных вкладов. Тимошенко пойдет на повторение опыта 2004-2005 гг., когда была перепродана «Криворожсталь»? Реприватизация повторится?
- Какое ваше дело?! У правительства есть единственный источник денег – это расходная часть бюджета. И почему вы не спрашиваете, когда нынешний Кабмин говорит, что повысит пенсии, о том, где они взяли эти деньги? Да потому, что понятно, откуда они их взяли – из бюджета. Отстаньте от меня с такими вопросами!
- Нет, все-таки, повторение реприватизации возможно?
- Обязательно будет! Что такое реприватизация? Если кто-то что-то украл, а потом нашли этого, который украл, и то, что он украл, – потом что происходит? Все возвращается настоящему собственнику.
- Не секрет, что украинская экономика на протяжении всех лет независимости так и не смогла преодолеть негативное внешнее торговое сальдо. То есть, страна остается экспортно-зависимой. Как новый Кабмин во главе с Тимошенко будет выравнивать этот дисбаланс?
- Мы пошлем ноту протеста Федеральной резервной системе США, которая держит слабым доллар! А если серьезно, то мы никак не будем решать этот вопрос. Потому что это факторы, которые не связаны с внутренним поведением правительства. Можно, конечно, себе представить превращение «Эксимбанка» в бюро по экспортному кредитованию. Можно! Но это дело не одного года.
- Будет ли ревальвация гривны, а значит усиление национальной валюты по отношению к доллару, при правительстве Тимошенко? Не секрет, что большинство сбережений украинцев – в долларах. Значит, ревальвация ударит по карману простого человека, как это уже было в 2005 году, когда при премьере Тимошенко за одну ночь, в результате скачка курса гривны, сбережения украинцев «похудели» на $10 млн.
- Валютный курс – это термометр. Как валютный курс может негативно отразиться на состоянии вашего тела? А никак! Проблема в том, что сейчас жесткая привязка к доллару привела к тому, что Нацбанк Украины фактически субсидирует недооценкой гривны карманы некоторых экспортеров. И, тем самым, уменьшает потребительский спрос внутри страны. Мы будем настаивать на том, чтобы курс был отпущен, чтобы Нацбанк позволил свободное котирование курса, чтобы в этой стране спекулировал не Нацбанк против всей остальной банковской системы, а чтобы банковская система работала внутри себя. В 2005 году мы говорили, как это сделать.
- Повышение цен на газ уже в 2008 году со стороны «Газпрома» повлияет на экономику Украины, и как именно?
- Повлияет, конечно. Будут смещены издержки по производству. Если смотреть на себестоимость товаров, которые производятся с использованием газа, то, очевидно, будут меньше зарплаты, больше текущих издержек.
- Как правительство Тимошенко будет преодолевать эти негативные последствия?
- Вы знаете квинтэссенцию работы любого правительства? Это не борьба с ценами, а это должна быть борьба с бедностью. То есть, грубо говоря, правительство должно обеспечить упреждающим ростом доходов рост цен. Всё!
- Ваш Кабмин будет поднимать вопрос о повышении ставки транзита газа для России? Ведь, несмотря на последние договоренности по газу, депутаты вашей коалиции поспешили заявить, что ставка транзита, поднятая до $1,7 – это несоразмерно с повышением цены на газ до $179,5.
- Логично сделать не только это! Логично вообще предложить самому Евросоюзу покупать газ на границе Украины и России. Давайте мы лучше заключим договор с ЕС и будем с них собирать столько, сколько у них собирает Чехия или Венгрия. То есть, в три и даже три с половиной раза больше. И морока с Россией и ее политическим давлением уйдет в прошлое!
Конечно, это не может быть просто наше решение. Для этого надо проводить переговоры с Европейской комиссией. А, в свою очередь, национальные правительства ЕС должны передать компетенцию по газовым проблемам наднациональному органу.
Между прочим, недавно в Праге проходила очень интересная конференция, посвященная энергетическим проблемам Европы. Она сводилась к тому, что делать, если Россия повторит опыт 2006 года, когда 2-4 января прекратились поставки газа. Так вот, было принято единодушное решение о необходимости диверсификации источников поставок газа в Европу. Это само собой разумеется. Но немаловажно и то, что было единогласное мнение экспертов, что страны Европы должны прекратить конкурировать между собой, когда они занимаются контрактацией российского газа. Они должны передать всю компетенцию по контрактации газа наднациональному органу – Еврокомиссии.
Тогда и Украине, как транзитной стране, будет намного проще разговаривать с кем-то одним. Давайте, платите нам за транзит, сами договаривайтесь с Россией по цене на поставки газа. То есть, мы переведем наши отношения вот туда – в Европу. И если Россия будет говорить: хорошо, покупайте у нас газ по европейской формуле, то Украина только перекрестится. Так будет только лучше!
- Каким вы видите в целом будущее экономических отношений Украины и России?
- Радужным. Ну, что я могу сказать? Просто радужным. Помнится мне, когда-то я полгода убеждал моего российского визави Христенко, что проект ЕЭП (Единого экономического пространства, - прим.) надо начинать с создания Зоны Свободной Торговли без изъятий и ограничений. Но ничего не получилось.
- То есть, правительство Тимошенко реанимирует идею ЕЭП?
- Обязательно! И лучше это делать на двусторонней основе. Ведь почему они не строят ЕЭП в тройке? Почему Кабмину Януковича не удалось реализовать этот проект? Потому что самой России это не надо.
- А как Тимошенко заинтересует Россию?
- Россию можно заинтересовать только силой. Поэтому Украина сначала войдет в ВТО, потом в группу переговоров с РФ, потом поговорим по экспортным пошлинам на нефть, которые противоречат правилам GATA, а потом – о создании Зоны свободной торговли без изъятий и ограничений. А потом, может быть, подпишем Протокол доступа к рынкам товаров и услуг для Российской Федерации!
Беседовала Анна Стешенко