Posted 5 декабря 2007, 06:42
Published 5 декабря 2007, 06:42
Modified 1 апреля 2024, 23:57
Updated 1 апреля 2024, 23:57
Русская Православная Церковь (РПЦ) приостановила свое участие в Смешанной православно-католической богословской комиссии, работа которой проходила недавно в итальянском городе Равенна. Делегация Московского Патриархата покинула одно из первых заседаний комиссии, не согласившись с участием в нем представителей Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ).
Представитель РПЦ при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Илларион подчеркнул, что представители Московского Патриархата отказываются принимать участие в любых мероприятиях совместно с ЭАПЦ, которая, с точки зрения РПЦ, повинна в грехе раскола единой Православной Церкви Эстонии – на канонической территории Московского Патриархата.
Тем временем свое посредничество в урегулировании конфликта в православном мире предложил Ватикан. Римский престол считает, что диалог католицизма и православия не имеет смысла без участия Московского Патриархата.
О том, как видит причины и последствия этой драматической ситуации Эстонская Апостольская Православная Церковь в окормлении Константинопольского Патриархата, корреспонденту "Росбалта" рассказал ее глава, митрополит Стефан.
- Уважаемый митрополит Стефан, каково мнение Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) по поводу предложения Ватикана, изложенного кардиналом Вальтером Каспером, о посредничестве между ЭАПЦ и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата (ЭПЦ МП) в «межправославной проблеме признания автономной Церкви Эстонии»?
- У этого вопроса много аспектов, и мне хотелось бы подойти к нему как можно шире. Нет никакого секрета в том, какова на самом деле история Эстонской Республики, и какое место в ней занимают советская оккупация и сталинские репрессии. Наша автономная церковь была образована Константинопольским Патриархатом в 1923 году, когда независимость Эстонии была признана уже многими странами. С 1923 по 1940 годы все православные Эстонии принадлежали нашей церкви.
После подписания пакта Молотова-Риббентропа МП пытался в 1941 году поглотить нашу церковь, но мы сопротивлялись. И все знают, что наша автономия практически была разогнана 9 марта 1945 года со стороны МП, который основал здесь свой епископат. Годом раньше митрополит Александр был вынужден отправиться в изгнание в Стокгольм, где продолжил нашу деятельность.
В 1978 году митрополит Эстонский Алексий признал, что православные эстонцы живут в своей стране и верны своей Церкви, что зафиксировано в одном из его писем в Константинополь. В этом письме он просил у Константинополя разрешения взять их в свою юрисдикцию. Это доказывает, что православные эстонцы сохранились, хотя Церковь их была разгромлена.
В 1991 году, после восстановления Эстонской Республики, эти православные четко заявили, что хотят восстановить ту же самую Церковь, которую имели до оккупации и разгрома Церкви в 1945 году. В 1996 году Константинопольский Патриархат восстановил автономную ЭАПЦ, несмотря на все заявления и протесты МП.
Поэтому, если представитель МП митрополит Илларион говорит официально, что мы существуем только с 1996 года, то это ложь, и эта ложь тем грубее, что преподносится она не несведущим людям, а специалистам по православию и католицизму, собравшимся в Равенне. А эти люди прекрасно знают историю – там собрались представители 14 автокефальных церквей и двух православных автономий.
Митрополит Илларион – умный человек, поэтому ничего другого, кроме желания навредить нам, я в его заявлениях не вижу. В связи с этим понятно, что заявления подобного рода со стороны представителей МП в наш адрес никто в Равенне всерьез не воспринимал. Они сами создали ситуацию, которая обернулась против них. В результате они начали угрожать нам тем, что, если не уйдем мы, уйдут они. Формальной претензией в наш адрес было то, что мы – не автономная церковь. Однако ни православные, ни католики не поддались на эти угрозы, и делегации МП пришлось покинуть Смешанную комиссию. Я беру на себя ответственность и утверждаю, что это была именно угроза, которой, правда, никто не испугался.
Сегодня МП действует в том стратегическом ключе, который отражает политику Кремля. Однако мы все хотим, чтобы МП участвовал в межконфессиональном диалоге. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, считаю, что это нормально, когда независимые католики, которые не участвуют в конфликте между ЭАПЦ и ЭПЦ МП, предлагают посредничество, которое я с радостью принимаю. Мы всегда говорили, что хотим братских отношений с МП. Притом, что мы – их жертвы, и достаточно натерпелись от них, мы всегда старались относиться к ним по-братски.
Хочу высказаться четко: предложение Рима, по сути, призывает уважать реальность, а она такова: ЭАПЦ хоть и мала, но существует, и все мы должны жертвовать собой во имя решения гораздо более важных и насущных проблем. В основе конфликта православных церквей в Эстонии – право и права человека. ЭАПЦ заявляет: мы свободны, и свободны сами решать свою судьбу. До тех пор, пока МП сомневается в нашей автономии, мы будем сопротивляться. Но мы не ведем наше сопротивление так недружественно и грубо, как они.
- Осознает ли ЭАПЦ, что после постановки Ватиканом вопроса таким образом, что без дальнейшего участия МП межконфессиональный диалог становится невозможным, продолжение диалога начинает зависеть от ситуации в Эстонии?
- До тех пор, пока МП игнорирует нас, решения проблемы не будет, и МП не сможет продвигаться дальше в диалоге. Мы живем и действуем по Евангелию, согласно которому нет великих и малых, а есть верующие и неверующие. Это, собственно говоря, и есть урок Равенны.
Ни одна церковь не может разрешить МП вести себя так. Я был два раза у Алексия и три – у Корнилия (митрополит Корнилий - глава Эстонской Православной церкви Московского Патриархата, - прим.ред.), и молил, чтобы мы простили друг другу наши грехи и начали жить в Эстонской Республике в подлинно православном духе, как и положено братьям. Нам нужно примирение, и я буду ждать его столько, сколько потребуется. Это мое убеждение, и это то, чего ждут все православные.
- В чем, по-вашему, подлинная суть посреднического предложения Ватикана: предлагает ли кардинал Каспер посредничество между ЭАПЦ и ЭПЦ МП, или шире – между Константинопольским и Московским Патриархатами?
- Декларация кардинала Каспера о том, что проблема должна быть разрешена между Москвой и Константинополем, ошибочна – это проблема между ЭАПЦ и МП. Мы не являемся епископатом Константинополя, и последний не может принять решения за нас. Надеюсь, что Рим не ошибается в своей цели; в противном случае результата не будет, а жаль.
- Вы упомянули в своем ответе права человека. На Х Русском Народном Соборе представители МП критиковали саму концепцию прав человека и фактически предлагали ее «русификацию». Как вы относитесь к такой критике и каково ваше отношение к правам человека?
- Ни одна Церковь, если это Церковь, не может быть равнодушна к свободе, солидарности, праву и правам человека. Все эти понятия исходят из Евангелия, которое куда более требовательно к их соблюдению, чем те требования, которые предъявляются в миру сегодня. Христос говорил, что возлюбить друга или брата – это не подвиг, подвиг – возлюбить врага. Проблема – в применении этих основ. Говорить легко – это ни к чему не обязывает, а вот пожертвовать собой во имя этих ценностей – вот подлинный подвиг. Когда нас возводят в ранг епископа, мы клянемся сделать все во имя мира, даже ценой своей жизни. И оценивать нас будут по поступкам, а не по словам. В остальном же оставляю это на суд ваших читателей.
- Как следует из ваших слов, движение к компромиссу между ЭАПЦ и МП должно начаться с признания Москвой автономии ЭАПЦ. А в чем, в таком случае, вклад ЭАПЦ в компромисс?
- Мы воспринимаем ситуацию в Эстонской Республике как испытание. И мы должны сделать все, чтобы примириться. Наша жертва – просить прощения у наших братьев, даже если мы знаем, что правда на нашей стороне, и мы – жертвы. Однако православие различает грехи видимые и невидимые: все, что мы делаем, мы делаем сознательно или подсознательно. Вот в наших подсознательных грехах нам и предстоит раскаиваться.
Справка:
Митрополит Таллиннский и всея Эстонии Стефан родился 29 апреля 1940 года в Букаву в Бельгийском Конго (ныне Демократическая республика Конго). Его родители родом с Кипра.
Учился в школе The Holy Virgin of Victory и в иезуитской гимназии в Букаву.
В 1960-1965 учился теологии на семинаре св. Сергия в Париже.
В 1964-1968 изучал теологию в университете Сорбонны.
В 1968 стал профессором теологии.
В 1963 был посвящен в дьяконы, в 1968 – в священники.
В 1972-1987 служил главным викарием в Марселе от греческой митрополии.
В 1987 был посвящен в епископы и назначен епископом в Ниццу.
До работы в Эстонии работал генеральным секретарем и председателем комиссии по СМИ Собрания Православных Епископов Франции, также отвечал за православные радиопрограммы.
9 марта 1999 избран на церковном конгрессе ЭАПЦ митрополитом ЭАПЦ.