Posted 10 декабря 2007, 18:12

Published 10 декабря 2007, 18:12

Modified 1 апреля, 23:53

Updated 1 апреля, 23:53

Не греет, или Полемические заметки о телесериале «Ликвидация»

10 декабря 2007, 18:12
Стараниями телевизионщиков, любящих и умеющих себя хвалить, фильм пропиарен как «качественная командная работа» и «самый успешный российский сериал», раздавивший в рейтингах саму «Бригаду», не говоря уже об «Идиоте» и «Мастере и Маргарите». Звучит не по-идиотски мастерски, напротив - громко и многообещающе. Но странное складывается ощущение, когда начинаешь смотреть эту «картину маслом».

Всего половина из четырнадцати серий телевизионного фильма «Ликвидация» показана на канале «Россия», но уже хочется поговорить об этой картине и вообще обо всем, что ее сегодня окружает. Стараниями телевизионщиков с главного федерального канала, любящих и умеющих себя хвалить, фильм пропиарен как «качественная командная работа» и «самый успешный российский сериал», раздавивший в рейтингах, как Бог черепаху, саму «Бригаду», не говоря уже об «Идиоте» и «Мастере и Маргарите». Звучит не по-идиотски мастерски, напротив - громко и многообещающе. Но весьма странное складывается ощущение, когда начинаешь смотреть эту «картину маслом», простите меня за еще одно заимствование из «Ликвидации» и ее рекламы.

По жанру картина задекларирована как «исторический детектив». Казалось бы, все компоненты, необходимые именно для такого определения жанра, собраны воедино. Причем весьма умело. Есть и закрученный сюжет, и историческая узнаваемость, и любимые актеры, и яркий местный колорит… А цельного полотна из мозаики что-то не складывается. Может быть, еще рано? Может, пока время не приспело: так сказать, пружина интриги до конца еще не развернулась?.. Но не понятно – почему. Почему не получается единого «пейзажа после битвы», и все тут?! Вспоминается, по закону парадоксальных ассоциаций, анекдотическая рекламация на еще стоящую на гарантии, но упорно не желающую работать печь-микроволновку: «Ну, не греет, блин!..».

Почему сериал «не греет»? – вот вопрос. Тем более что «Ликвидация» - вовсе не из разряда тех слепленных на коленке телефельетонов, рецепт выпечки которых состоит из максимума гемоглобина на экране плюс еще немножко амурных непоняток в стиле: «Я тебя люблю, а я тебя еще больше нет». Вовсе нет, сериалы, сработанные «Централ Партнершип», больше называемого профессионалами от кино ЦПШ, делаются обычно хорошими режиссерами и на базе хороших сценариев. «Ликвидация» режиссера Сергея Урсуляка по сценарию Алексея Пояркова не исключение. Вроде бы все весомо, грубо, зримо. Но вот только не греет, блин!

Людям старого поколения в удивительной стране, где донских казаков на телеэкране изображают лондонские геи и где гаранта Конституции детям рисуют в виде «главного мишки», аббревиатура ЦПШ по инерции больше знакома как Центральная партийная школа. Так что же дает нам почувствовать эта «сериальная партшкола» на самом центральном из наших каналов?

С первых же эпизодов телепродукции, разрекламированной на канале «Россия» в забойном стиле «Гипер-супер-экстра-люкс!», меня преследовало четкое ощущение дежа-вю. Хотели того или нет авторы сериала, но так или иначе они замахнулись на «Место встречи изменить нельзя». С той разницей, что на этот раз нет ни Говорухина с Высоцким, ни братьев Вайнеров. Да и эра милосердия еще не приспела… Поэтому буду говорить все, как есть. Итак, заимствований в картине, представляемой как «новый национальный миф», - море разливанное, не обязательно Черное! Тут легко прощупываются, как мощный пульс у биндюжника с Привоза, и «Одесские рассказы» по Бабелю, и добротный украинский сериал «Смерть шпионам» с его изощренными абверовскими диверсантами, и даже незабвенная «Судьба человека» Сергея Бондарчука по Шолохову - вспомните беспризорника Мишку Карася, бросающегося к Машкову-Гоцману со слезами и с пронзительным криком: «Папка!»…

Там же, где начинается отличие от других картин и сказок, сериал, мягко говоря, сыпется. И вообще, надо сразу определить для себя, как смотреть этот фильм. Как исторический детектив – так на канале задекларировано – «Ликвидация» не выдерживает никакой критики. С

лишком уж много фактологических ляпов. Не говоря уже о том, что сама главная фабульная приманка близка к абсурду: преступным миром Одессы якобы заправляет обросший блатными да и всякими другими связями немецкий резидент-абверовец, замаскировавшийся под советского офицера-контрразведчика. Уж и нацистская Германия перестала существовать, и Абвер с Гестапо союзники или разгромили, или перевербовали до последнего сексота, а злодей-фарисей все продолжает исступленно вредить зализывающей раны после войны стране Октября. Несмотря на то, что ее давно уже поставил на колени товарищ Сталин с его вездесущими спецслужбами. На то, что каждый третий, если не второй, с энтузиазмом доносит на своего соседа. На то, что малейшего подозреваемого на одной шестой части суши с архипелагом Гулаг в придачу не сажают в милицейский «обезьянник», а вульгарно расстреливают, в лучшем случае – высылают туда, где двенадцать месяцев зима, а остальное лето… Впрочем, зачем задумываться и соотносить кино с реалиями? Разве не для того, чтобы забывать о них, и даны сериалы?

Но тогда получается, что «Ликвидация» это не более чем откровенная развлекаловка. Существует же такой классический жанр, как бурлеск. Вспомните многочисленные кино- и телеверсии (не обязательно музыкальные) «Трех мушкетеров». Цикл «Анжелики» по романам Анны и Сержа Голон, наконец! Спасибо ЦПШ уже за то, что «Ликвидация» не сделана по рецептам «Моей прекрасной няни» с идиотским лошажьим смехом по команде за кадром. Хотя, надо признать, что Любовь Полищук (кто на родине Крупской и Брешко-Брешковской не был влюблен в эту потрясающую женщину!) гутарит в «Няне» с акцентом, весьма похожим на говор одесситов в фильме Урсуляка. Именно в нем и должен был состоять главный «цимес» нового телесериала. Но получилось ли это на самом деле?

Впрочем, просмотр киноэпопеи это как любовь: на первых сериях, поначалу, несколько больно, потом втягиваешься и, наконец, начинаешь получать удовольствие. Если, конечно, расслабишься. А вот этого сделать до конца при просмотре «Ликвидации» как раз не удается. Слишком раздражает истерик-маршал Жуков (Владимир Меньшов) с выпученными глазами и явным похмельным синдромом. Не убедительны и все женские линии, помимо злодейки-подруги вора Чекана и уже упомянутой тети Песи. Нечего играть и Михаилу Пореченкову, экс-агенту «Федеральной безопасности» - второй доктор Ватсон из него никак не получается. Зато великолепен одесский Шерлок Холмс – Давид Гоцман (Владимир Машков). В принципе, Машков везде хорош, в каждой из картин с его участием. Тем больнее видеть, что даже он с его темпераментом и внутренней силой не вытягивает фильм с натужным сценарием и с ходульными героями в стиле эфэсбэшное «Маски-шоу». И вот парадокс: при этой пестрой поверхностности ощущение Одессы-мамы, ставшей теперь для нас совершеннейшей заграницей, тем не менее, авторам картины передать удалось…

Как сказал бы Гоцман, царь Давид одесской уголовки: «Таки чисто формально мне было уже за одну Одессу дико интересно!»

Кирилл Привалов

Подпишитесь