Posted 10 декабря 2007, 16:10

Published 10 декабря 2007, 16:10

Modified 1 апреля 2024, 23:53

Updated 1 апреля 2024, 23:53

Парле ву франсе, АвтоВАЗ?

10 декабря 2007, 16:10
На днях вроде бы определилось будущее АвтоВАЗа. Вроде бы, поскольку подписанный с Renault протокол о взаимопонимании – это всего лишь протокол о взаимопонимании...

8 декабря глава ''Ростехнологии'' и председатель совета директоров ОАО ''АвтоВАЗ'' Сергей Чемезов, президент Troika Capital Partners Сергей Скворцов и президент компании Renault Карлос Гон подписали протокол о взаимопонимании. По этому документу сразу же после реструктуризации капитала АвтоВАЗа будет образован холдинг, в котором Renault и ГК ''Ростехнологии'' на паритетных началах будут владеть 50% акций ОАО ''АвтоВАЗ''.

Судьбе не раз шепнем - мерси боку

Итак, в минувшую субботу вроде бы определилось будущее АвтоВАЗа. Вроде бы, поскольку протокол о взаимопонимании – это всего лишь протокол о взаимопонимании.

Напомним, сначала - 7 декабря - состоялось очередное восьмое заседание совета директоров ОАО «АвтоВАЗ». Одним из 11 вопросов повестки был вопрос проведения мероприятий по ликвидации схемы перекрестного владения акциями компании, которая заключается в том, что около 66,5% акций российского автогиганта принадлежит его же трем дочерним компаниям.

По прозвучавшей на совете оценке, в настоящий момент завершен первый этап ликвидации перекрестной структуры собственности. Окончание же реализации всех процедур должно произойти в течение первого полугодия 2008 года.

В итоге ФГУП ''Рособоронэкспорт'' и Troika Capital Partners должны сосредоточить 75% плюс одну обыкновенную акцию автопроизводителя. Ожидается, что оставшиеся 25% акций будут у миноритарных акционеров ОАО ''АвтоВАЗ”.

Столь же важным был и вопрос о выборе стратегического партнера - на эту позицию претендовали FIAT, Renault или GM. И 8 декабря на пресс-конференции Чемезов сообщил, что окончательный выбор стратегического партнера сделан в пользу Renault, соответствующий протокол о взаимопонимании подписан.

Неужто вам покой не по карману

Партнерство будет выглядеть следующим образом. "Рособоронэкспорт" продаст Renault долю в капитале автозавода. Полученный Renault пакет после реструктуризации составит 25%+1 акция. Сумма сделки не разглашается, однако по словам Чемезова, цена продаваемого пакета близка к рыночной капитализации завода. По оценкам аналитика ИК “Антанта Капитал” Георгия Иванина, это «около $1.325 млрд».

Подписание собственно контракта с Renault планируется 25 февраля 2008 года.

АвтоВАЗ и Renault намерены обменяться технологиями и ноу-хау, особенно в области инжиниринга, производства и маркетинга с целью улучшения привлекательности, конкурентоспособности и качества продукции АвтоВАЗа, говорится в пресс-релизе АвтоВАЗа. Партнеры также обменяются менеджерами в различных сферах профессиональной деятельности «с целью усиления связи между компаниями и ускорения процесса преобразования АвтоВАЗа в автопроизводителя мирового уровня с производственными мощностями более 1 млн автомобилей в год».

Новый завод решено не строить, но инвестиции в действующее производство предполагаются крайне серьезные – по некоторым оценкам до $3,5 млрд.

Карлос Гон сообщил о планах сборки на предприятиях “АвтоВАЗа” моделей Renault и Nissan, но без уточнения конкретных названий. Сохранится и выпуск ВАЗов. “Делать из "Лады" иномарку никто не будет, - подчеркнул глава Renault - Она просто станет лучше”.

В целом Renault и АвтоВАЗ обещают удвоить производство автомобилей до 1,5 млн машин к 2014 году. Планируется запустить модели классов B и C и организовать производство 450-500 тыс. автомобильных двигателей в год. Автомобиль класса C будет стоить $12-16 тыс., класса B - $10-12 тыс.

В общем к 2013-14 году партнеры намерены войти, ни много – ни мало, в тройку мировых производителей автомобилей.

Пора-пора-порадуемся на своем веку

«На наш взгляд, данная новость в целом позитивна для российского автостроительного гиганта, - прокомментировали событие эксперты эксперты ИК «Файненшл Бридж», - хотя вряд ли, с точки зрения большинства отечественных автомобилистов, марка Renault является той машиной, которую они бы хотели видеть в качестве основы российского «народного автомобиля».

«Из всех претендентов на стратегическое партнерство, - со своей стороны отметили аналитики ЗАО "АТОН Брокер", - Renault обладает наибольшим опытом в разработке недорогих моделей, на которые делает ставку менеджмент "АвтоВАЗа".

Наконец, Марина Иркли из ИК “Велес Капитал” полагает, что подписав меморандум о взаимопонимании, АвтоВАЗ уже сделал значительный шаг вперед: «Необходимость партнерства с иностранной компанией назрела уже давно».

И ветер холодит былую рану

Все бы хорошо, но... Пока подписано не само соглашение, а протокол о взаимопонимании. При этом еще пару дней тому участники рынка не сомневались, что глобальным партнером АвтоВАЗа станет не Renault, а General Motors. Напомним, GM сделал Рособоронэкспорту официальное предложение о покупке акций АвтоВАЗа. Условия предлагаемого соглашения не разглашались, но стороны называли его “конкурентоспособным”.

Да и в самом протоколе с Renault число «белых пятен» довольно велико. Например, «АвтоВАЗ планирует получить от партнера технологии, однако на каких условиях это будет сделано, пока не ясно, - отмечают в “Велес Капитал”, - т.к. Renault рассчитывает на то, что АвтоВАЗ будет покупать платформу, что не сходится с планами самого АвтоВАЗа».

Тем временем General Motors сегодня уже объявил, что намерен расширить свое присутствие на китайском рынке и в ближайшие пять лет вложить в автомобилестроительную промышленность Китая $5 млрд. Об этом заявил руководитель китайского отделения GM Кевин Уэйл.

Неужели, обиделись?

Игорь Чубаха

Подпишитесь