Posted 11 декабря 2007, 11:19

Published 11 декабря 2007, 11:19

Modified 1 апреля 2024, 23:53

Updated 1 апреля 2024, 23:53

Евросоюз: никто не хотел воевать

11 декабря 2007, 11:19
Попытки создать единые вооруженные силы ЕС постоянно проваливаются. Причина проста – во внешней политике стран Евросоюза нет согласия. И единая европейская армия станет реальностью только тогда, когда государства ЕС договорятся о своих внешнеполитических приоритетах.

В последнее время попытки придать ускорение процессу европейской интеграции затронули весьма чувствительную для стран ЕС оборонную сферу. Однако не стоит ожидать здесь какого-либо качественного перелома. Процесс создания собственных вооруженных сил Евросоюза и общей оборонной политики идет уже не одно десятилетие. Однако неизменно пробуксовывает.

ЕС прикладывает большие усилия для того, чтобы интеграционный проект в области обороны успешно развивался. На прошлой неделе стало известно о серии предложений Европейской комиссии, направленных на либерализацию рынка вооружений европейских стран. Эти меры, вписывающиеся в общую стратегию Еврокомиссии по созданию единого европейского рынка, должны содействовать повышению конкурентоспособности индустрии вооружений в странах ЕС. По мнению человека №2 в Еврокомиссии – комиссара по делам промышленности Гюнтера Ферхойгена – с помощью открытия национальных рынков вооружений удастся при сохранении существующих расходов поднять качественный уровень европейского ВПК. По словам Ферхойгена, общеевропейский рынок вооружений важен также с точки зрения укрепления автономного положения Евросоюза в мире.

Но главным образом европейских чиновников раздражает низкая эффективность военной индустрии стран ЕС. Согласно прошлогоднему докладу Европарламента, эффективность оборонного сектора стран ЕС в 10 раз меньше американского. Это при том, что государства Евросоюза тратят в совокупности в среднем только в два раза меньше средств на оборону, чем Соединенные Штаты.

Помимо проведения структурных реформ рынка вооружений страны ЕС увеличивают ассигнования соответствующим институтам Евросоюза. В конце ноября министры обороны стран ЕС почти в полтора раза увеличили бюджет Европейского оборонного агентства (ЕОА): с 22 млн евро в 2007 году до 32 млн евро - в 2008-м. По сравнению с военными бюджетами стран ЕС (около 200 млрд евро в 2006 году по оценкам Стокгольмского международного института проблем мира) цифры небольшие, однако рост расходов почти в 1,5 раза – показателен. Эти средства должны пойти на решение проблемных вопросов: развитие стратегического транспорта, средств защиты и разведку. По этому случаю Хавьер Солана, отвечающий за внешнюю политику ЕС, призвал страны Евросоюза «тратить лучше, тратить больше, тратить больше вместе».

Однако его призыв оказался услышан не всеми. Когда Франция предложила одобрить трехлетний бюджет ЕОА, это решение было заблокировано Великобританией. Представитель страны, которая на оборонные расходы выделяет больше всех остальных стран ЕС (порядка 50 млрд евро в этом году) заявил: «Мы не поддерживаем бюджет, не зная, за что мы платим».

Проблемы, которые имеются у ЕС в сфере общей оборонной политики, отчетливо проявились в случае с миссией в Чад. Напомним, что еще летом этого года ЕС получил согласие Совбеза ООН на осуществление гуманитарной миссии на востоке этой африканской страны. Ситуация там обострилась после событий в суданском Дарфуре. По различным оценкам, в восточных районах Чада скопилось сейчас около 400 тыс. беженцев, многие из которых становятся жертвами местных враждующих группировок и боевиков из соседнего Судана.

Европейскую миссию в Чад на площадках ООН и ЕС лоббирует Франция. У этой страны в Чаде имеются серьезные интересы. Не стоит забывать, что до 1960 году Чад был французской колонией. Там до сих пор размещены французские военные части. Благодаря французам на своем посту сумел удержаться президент Чада Идрисс Деби во время попытки переворота в апреле прошлого года. В 2003 году Чад стал экспортером нефти. По этому поводу высказывается мнение, что европейские солдаты будут не только выполнять гуманитарную миссию на востоке страны, защищая беженцев, но и отстаивать интересы западных стран. Запад боится, что в случае смены руководства Чада новое правительство по примеру Судана заключит сделку на поставки нефти с Китаем. Характерно, что президент Чада не согласился на присутствие ООНовских миротворцев: его устроила только миссия ЕС под фактическим руководством Франции. Кстати, войска этой страны, уже расположенные в Чаде, станут частью европейского контингента, когда он в итоге туда отправится.

В середине октября Евросоюз принял окончательное решение отправить в Чад 3700 солдат «для защиты гражданских лиц, работников гуманитарных организаций и поставок гуманитарной помощи». Еще до того, как ЕС дал зеленый свет этому плану, европейская миссия столкнулась с серьезными проблемами. Выяснилось, что у ЕС нет подходящих для этого вооруженных формирований. Пришлось задействовать так называемые «боевые группы ЕС», создающиеся с 2004 года и рассчитанные на решение иных, краткосрочных задач.

Хотя Франция предоставила половину всего контингента и 50-процентное финансирование, с огромным трудом смогли найти желающих отправить в Чад своих военных и помочь с финансированием среди остальных стран Евросоюза. Как достижение подавалось согласие Польши, Швеции, Австрии и Испании отправить в Чад от 80 до 300 своих военнослужащих.

Однако и в этом случае не удалось выдержать сроки начала миссии. Первоначально она планировалась на ноябрь, затем ее перенесли на начало декабря. Теперь заявляют, что едва ли получится отправить европейских солдат в Африку в этом году. Сейчас европейским частям не хватает 10-ти вертолетов и одного полевого госпиталя. Европейские военные считают, что миссия – на грани срыва.

В то же время ЕС еще в 1999 году решил учредить так называемые Европейские силы быстрого реагирования, и сейчас, по крайней мере официально, имеет в своем распоряжении 100 тыс. военнослужащих и обслуживающего персонала, согласно так называемому «Хельсинкскому каталогу вооруженных сил». В нем прописаны обязательства стран ЕС предоставить в случае необходимости определенные вооруженные формирования. Эти части, насчитывающие 60 тыс. «штыков», должны быть способны к развертыванию в любой точке земного шара в течение 60-ти дней. Согласно заявлениям европейских чиновников, к 2007 году такие силы были созданы. Однако история с миссией в Чад свидетельствует об обратном: не то что 60 тыс., даже менее 4 тыс. солдат страны ЕС собирали несколько месяцев.

Подобная ситуация заставляет Францию активнее выступать за создание общеевропейских вооруженных сил, с помощью которых можно было бы реализовывать и внешнеполитические проекты. Президент Саркози заявил недавно, что нужно посвятить больше сил созданию независимых европейских военных структур. Французский министр обороны также объявил не так давно, что во время своего президентства в Совете ЕС (второе полугодие 2008 года) Франция будет придавать большое значение этому вопросу.

Традиционным противником Франции, как это было в очередной раз продемонстрировано в вопросе о трехлетнем бюджете ЕОА, является Великобритания. Хотя недавно министр иностранных дел этой страны Дэвид Милибэнд, получивший печальную известность в России после своего предложения изменить российскую Конституцию для возможности экстрадиции Андрея Лугового, выступил с неожиданным для Великобритании заявлением.

«Честно говоря, это немного приводит в замешательство, когда европейские государства, имея под ружьем около 2 млн мужчин и женщин, способны выставить только порядка 100 тыс. солдат», - заявил он, ссылаясь на обязательства стран ЕС по «Хельсинкскому каталогу». «Европейские страны имеют порядка 1200 вертолетов, а в Афганистане их только 35. При этом европейские страны не предоставили ни одного вертолета в Дарфур, несмотря на их острую нехватку там», - добавил он.

Тем не менее, несмотря на замешательство Милибэнда, позиция Великобритании остается неизменной. Так, англичане очень жестко отреагировали на просьбу французского министра по европейским делам Жан-Пьера Жуайе «поучаствовать, по крайней мере, в финансировании миссии в Чад, чтобы показать, что это европейское предприятие». Британский министр по делам Европы Джим Мерфи заявил, что «мы предложили политическую поддержку и где нужно, свой технический опыт, но мы не обещали никаких денег или вооруженных сил». Он также добавил, что Великобритания и так серьезно вовлечена в конфликты в Ираке и Афганистане. На фоне таких заявлений позиция Милибэнда выглядит, по крайней мере, как лицемерие.

С другой стороны, слова Мерфи отражают разочарование Великобритании по поводу позиции Франции (и других стран) в отношении иракского и афганского конфликтов. Ведь Великобритания – часть Евросоюза, но никто не торопится оказывать ей финансовую и военную помощь. Поэтому она спокойно отвечает Франции тем же по поводу ее африканского проекта. Вновь становится очевидным, что в корне разногласий по поводу единых европейских вооруженных сил лежат различные внешнеполитические установки стран ЕС. Общие вооруженные силы – это следствие консенсуса в отношении внешней политики ЕС, а такового пока не наблюдается: слишком разнятся между собой интересы входящих в Евросоюз государств.

Подпишитесь