Posted 14 декабря 2007,, 18:00

Published 14 декабря 2007,, 18:00

Modified 1 апреля, 23:50

Updated 1 апреля, 23:50

Кольский расскажет миру про жизнь

14 декабря 2007, 18:00
России предлагают на паритетных началах с учеными других стран заняться изучением жизни на Земле в рамках международного проекта ICDP. Кольский полуостров уже "вписался" в проект, он по причине уникального геологического строения стал полигоном для запуска программы. Несмотря на то, что отечественные геологи принимали активное участие в первом этапе программы, Россия официально пока еще находится за бортом международного проекта.

России предлагают на паритетных началах с учеными других стран заняться изучением жизни на Земле в рамках проекта ICDP (Международная программа научного межконтинентального бурения). У нас еще есть шанс до мая следующего года. Именно тогда будут сформированы участники аналитической группы программы. Проект уже запущен, самое активное участие в нем на первом этапе «принял» Кольский полуостров. Перспективы участия России в столь серьезном проекте обсуждались на конференции в Институте геологии Карельского научного центра РАН в Петрозаводске.

Хочу все знать!

Ученым-глобалистам чрезвычайно интересна граница архея и протерозоя (2,5 - 2,0 млрд лет назад). А все потому, что горные породы, представляющие эти геологические периоды, буквально кишат отголосками планетарных событий, непосредственно предшествующих зарождению жизни на Земле.

Так, например, есть признаки, что именно тогда возникла привычная нам атмосфера и гидросфера. Как утверждают геологи, в это время появляются древнейшие фосфориты, легкие карбонаты, слоистые сульфаты, что говорит о радикальных изменениях как в атмосфере, так и морской воде. На этой границе обнаружена и первая органика, первая нефть (это еще предстоит доказывать), происходит накопление черных сланцев, в которых фиксируют отклонения по изотопному составу - признак перетрубации углеродного цикла.
Все это напрямую связано с возникновением и эволюцией жизни на Земле.

Также обнаруживаются признаки первого оледенения на планете. Норвежский ученый русского происхождения Виктор Мележик решил вплотную заняться этим вопросом. Еще семнадцать лет назад он работал в Кольском научном центре, сегодня он - скандинавский исследователь, работающий в двух крупнейших научных организациях (Геологическая служба Норвегии и Университет города Бергена).

Планетарный обман?

«Допустим, Земля — круглая, но в моей работе это не помогает», - говорит Шерлок Холмс доктору Ватсону... Проект ICDP и для «лириков», и для «физиков» - для любого мироощущения. Его результаты могут взять на вооружение как прагматики, так и теоретики. Что было причиной, что следствием в те далекие времена? Зачем все это знать?

«Но если мы не знаем, откуда появился, например, кислород на планете, то не будем знать, куда и когда он может исчезнуть, - рассуждает ученый Мележик. - Хорошо бы это знать, чтобы понять, где мы, куда идем». Так как-то спокойнее. Другой вопрос - насколько существенны техногенные выбросы? Может быть, выбросы одного вулкана на Камчатке перекрывают вклад всех автомобилей вместе взятых, а двух — еще и индустриальные выбросы? Проект может разрушить многие устоявшиеся концепции, повлиять на большую политику, утверждает ученый. На Киотский протокол, например - подорвать процветающую торговлю квотами.

Мир напуган глобальным потеплением. Связь потепления с парниковым эффектом – это величайший обман, считает он, слишком политизированная тема. «Если потепление неминуемо, тогда в первую очередь нужно думать о переселении городов и стран, которые окажутся в зоне затопления (Сантк-Петербурге, Нидерланды и т.д.), а не тратить деньги на бурение в Антарктиде, - говорит профессор. - Много средств уходит в ложном направлении».

Ответы на, казалось бы, чисто фундаментальные вопросы, далекие от сегодняшней жизни, оборачиваются и практическими выводами. Месторождения нефти становятся более древними. Пристальное изучение границы двух древнейших периодов может ответить на вопрос, где ее искать.

Избранные

Земля как будто сознательно скрывает от человека материальные доказательства своего зарождения, заметает следы, накладывая одно событие на другое. На планете не так много выходов пород архея и протерозоя. Есть они в Австралии, Африке, Северной Америке и России.

Еще меньше «красноречивых» (хорошо сохранившихся) и легкодоступных разрезов. Нам повезло: в России, на Кольском полуострове и в Карелии, есть наиболее полно представленные фрагменты из каменной «метрики» Земли, утверждает Мележик. Поэтому полуостров и стал полигоном для запуска программы.

«Прекрасные разрезы! - с теплотой в голосе, как о первой большой любви, говорит ученый. - Думаю, что лавы и содержимое их пустот многое расскажут о природе окисления и составе той морской воды». По его словам, на полуострове богатейшая биологическая история, которая началась чуть более 2 млрд лет назад. «Основные системы тогда оперировали также, как и сейчас, - отмечает он. - Мы поставили задачу создать внутренне непротиворечивую модель появления жизни на Земле».

«Да, проект очень амбициозный, но силы для его реализации есть, - заявил он перед академиками РАН и другими столпами геологии на конференции в Петрозаводске. - Будут объединены интеллектуальные силы всего мира. Блефа тут нет!»

Интеллектуальные силы всех стран объединяйтесь!

Проект IСDP (учредители программы – более двадцати стран, включая США, Германию, Норвегию, Финляндию) предусматривает три этапа реализации. Первый уже выполнили. На него скинулись: IСDP – $500 тыс., NFR (Норвегия) – 170 тыс., DFG (Германия) – 140 тыс., NSF (США) – 70 тыс., NASA (США) - 70 тыс.

А освоили эти средства россияне. Если говорить еще точнее, то петербуржцы - государственное геологическое унитарное предприятие «Минерал» под руководством директора ГГУП Николая Филиппова. Именно они были выбраны международным консорциумом в качестве операторов проекта в России на первом этапе, организовали бурение и предоставили основной рабочий материал для изучения.

Следующий шаг (2008 год) – архивирование керна, которое оценено в $300 тыс. На это потратится Норвегия. К аналитике полученного полевого материала (керна) приступят в 2009 году. Это самый интересный и затратный этап. В него планируется вовлечь лучшие лаборатории мира. На это, по предварительным расчетам, потребуется $15 – 20 млн.

Проект уникальный

Непосредственно бурением занималась финская компания, а обрабатывали и описывали керн российские геологи. В рамках проекта было пробурено более десятка скважин. Это дало информацию о 500 млн лет развития Земли.

Бурение проходило в стерильных условиях, как в операционной. Смазочным материалом служила вода (обычно используется мазут). Стерильность создавалась для того, чтобы получить биологически чистые образцы глубинных пород, чтобы минимизировать погрешности при анализе на изотопный состав. Именно он дает абсолютный возраст пород. Кроме того, будет изучаться органо-химический состав. Тут тоже примеси ни к чему.

К тому же керн пространственно ориентирован, что позволит восстановить палеогеографию и палеотектонику, так как имеется возможность достоверно определить положение магнитных полюсов в период формирования пород. Документация велась в режиме online: ежедневно она уходила в Потсдам – штаб-квартиру IСDP . Это тоже была экзотика.

Особенности национального бурения

«Таких проектов на территории России еще не было», - подчеркнул Николай Филиппов. Реализация зарубежного заказа в условиях русской действительности дала блестящий результат — быстроту и качество. «Когда я представил заказчикам график работ, они не поверили, что можно уложиться такими объемами в полгода. Но решили рискнуть «небольшими деньгами» и провести опыт – смогут русские выполнить обещанное или нет», - вспоминает глава ГГУП «Минерал».

С самого начала в этом проекте было много организационных особенностей. Ну, во-первых, финской компании позволили бурить в погранзоне. Это в прежнее советское время было делом неслыханным. Во-вторых, солярка подвозилась по расписанию, финансирование поступало, как по часам. Что для нашей действительности нехарактерно.

Несмотря на имевшиеся сбои в графике выполнения работ, последнюю скважину закрыли, как и планировали – 30 октября. Ну это-то, скорее, для нас традиционно. Но этот срок дался непросто. Керну повезло больше всех. Если на него «дышать боялись», то с геологами не церемонились, даже с девушками — студентками. Иногда приходилось ночевать в не отапливаемых палатках при минус 10 «за бортом». Бурение велось круглые сутки, исключая переезды со скважины на скважину.

Финским парням пришлось смириться и с отсутствием финской бани. К чему они не могли привыкнуть, так это особенностям работы в нашей глубинке. Когда детали оборудования выходили из строя, тут же складывали руки и требовали отправить «железо» на завод. Все заканчивалось тем, что детали восстанавливал местный народный умелец из соседней деревеньки. Когда финскому пролетариату называли стоимость работы, они заметно удивлялись дешевизне сервиса, при этом думая, что это в евро. Потом оказывалось, что это в рублях.

Геологические работы – это сплошные непредсказуемые обстоятельства, которые невозможно предусмотреть договором. Поэтому иностранцы работали в напряженных, нередко внедоговорных условиях. Вот такой стресс им пришлось у нас перенести. Но, возможно, это будет самое замечательное и яркое время в их жизни.

Формы участия

О своем намерении участвовать в проекте заявили более 20 стран. В том числе, Австралия, Бельгия, Канада, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Норвегия, Швеция, Великобритания, США. В Российской академии наук (РАН) обсуждается вопрос возможного участия нашей страны в проекте.

Профессор Мележик отметил, что на третьем этапе планируется сформировать несколько рабочих групп, каждая из которых займется своим исследованием. В частности, изучением «биозаписи», изотопного соcтава компонентов, условий накопления осадков, геохимией вулканических процессов. Профессор пояснил, что есть две формы участия в проекте: на паритетных условиях, что предусматривает софинансирование «50/50», и подряд: заплатили — сделали.

Норвегия, например, участвует как полноценный партнер. Там проект ISDP назван приоритетным. «У нас нет проблем, - подчеркнул Мележик. - Человеческих, технических и финансовых ресурсов - достаточно». Чего же тогда не хватает профессору? Оказывается, ему обидно за Отчизну. «Низкий уровень участия России, на территории которой собирался исходный материал для исследований - это неправильно», - убежден он совершенно бескорыстно.

Престижу для

Чем бы могли заняться российские ученые? Виктор Мележик высокого мнения о технических возможностях ВСЕГЕИ (Санкт-Петербург). В его лабораторном центре могли бы заняться определением абсолютного возраста пород. В Москве есть сильная биогеохимическая группа. Также столица нашей Родины сильна палеонтологами.
Изучение изотопного состава благородных газов могут провести на достойном уровне специалисты г. Апатиты.

Что даст участие на партнерских условиях? Доступ к результатам любой из рабочих групп. Не стоит сбрасывать со счетов то, что участие в проекте — это, по сути, презентация на международном уровне.

Другой немаловажный момент: «совместный труд - он сплачивает». Эту фразу Эдуард Успенский приписывает прагматичному коту Матроскину. «В международную науку вписаться лозунгами нельзя. Проект – это наш шанс войти туда, - считает Михаил Минц, доктор геолого-минералогических наук - завлабораторией тектоники раннего докембрия Геологического института РАН (Москва). - Реально мы оказались изолированными. Нам предлагают удачный вариант прорвать блокаду».

Владимир Щипцов, директор Института геологии Карельского научного центра РАН, также считает, что «для России это важнейший проект», «это интеграция знаний на международном уровне, доступ к новейшей аналитике». Это повышает наш имидж, как страны. Мы должны участвовать в нем. Тем более, что исходный материал собирался на нашей территории. «Решение такой глобальной задачи не доступно для одного коллектива», - подчеркнул он.

И академик РАН Дмитрий Рундквист отметил, что «это очень престижный проект для отечественной геологии». Однако он очень сильно сомневается, что страна (в лице РАН) будет участвовать в нем на паритетных началах.

Учись, студент

Приветствуется привлечение в проект молодежи. «Наши студены за один полевой сезон увидели столько, сколько далеко не каждый опытный геолог за всю свою жизнь, - отметил Мележик. - Они прошли уникальную практику». Это поднимает престиж геологии.

«Молодежь начинать понимать, что не обязательно быть юристом или дантистом, чтобы достойно жить». Они не отягощены знаниями (в данном случае это плюс), у них «незамыленный», более объективный глаз. Наконец, они дерзкие, активные. Эту мысль в разных вариантах он озвучил неоднократно перед 70-летними патриархами отечественной геологии. Патриархи это сообщение-намек выслушали без комментариев.
Поддержка поступила от ученых среднего поколения. То, что участие молодых приветствуется, это очень важно для России, считает директор Института геологии и геохронологии докембрия (Санкт-Петербург) Александр Вревский. «У нас в науке демографический провал, - отметил он. - Молодые, наконец, увидят, что есть перспективы и в геологии. Фундаментальной науке очень нужны молодые кадры, владеющие достижениями современной международной науки. Да и их напор – это залог успеха проекта».

Ожидается, что в двадцатых числах декабря профессор Мележик прочтет лекции в Санкт-Петербурге: во ВСЕГЕИ и Институте геологии и геохронологии докембрия.

Ирина Кравцова