Posted 18 декабря 2007,, 09:23

Published 18 декабря 2007,, 09:23

Modified 1 апреля, 23:49

Updated 1 апреля, 23:49

СПС: Лидеры попрощались и не ушли

18 декабря 2007, 09:23
Партийные лидеры «Союза правых сил», чувствуя свою ответственность за поражение на выборах, в полном составе ушли в отставку. И тут же почти в полном составе вернулись назад. Произошло это на съезде СПС в понедельник.

Прошедший накануне съезд СПС оставил двойственное впечатление. Когда начальник подает в отставку и не уходит, - есть в этом нечто печально-знакомое. В конце концов, разве не в этом так страстно обвиняют Владимира Путина демократы, и, прежде всего, тот же СПС? Но Путин хотя бы с президентского поста уходит. А его обвинители на доступных им руководящих постах остались.

Мало того: одного из демократов-обвинителей, Бориса Немцова, едва подавшего в отставку, тут же стали выдвигать кандидатом в президенты России. И успешно выдвинули. То есть, при этом как бы подразумевалось, что пост главы государства не так ответственен, как руководящая внутрипартийная должность в СПС? Или логика была такой: за проигранные выборы у нас Борис Ефимович несет ответственность, а на посту президента он еще не успел напортачить, - пусть поработает?

Историками зафиксировано, как Сталин подавал в отставку на XIX съезде ВКП (б) – КПСС. И как побледнел от ужаса молодой лидер Маленков, которому вождь предложил передать власть, и замахал руками в адрес зала, чтобы ни в коем случае не вздумали принять сталинскую отставку, - но залу это и не нужно было объяснять. А сегодня, - как раз к слову, - на покой попросился Фидель Кастро. Любопытно, уйдет или нет? Если нет, - будет еще случай из той же оперы. А если уйдет, так и вовсе интересно, - что ж получается, диктатор Кастро ушел, а убежденные демократы Немцов и Белых остались?

Но нельзя отрицать и другого: процедура «прощания и неухода» лидеров СПС была демократической. Не просто тайное голосование, - а рейтинговое тайное. И даже выдвижение в президенты единственного кандидата Немцова все-таки было демократичным, при довольно многих голосах «против». На Сталина и Маленкова нисколько не похоже.

…Сам съезд проходил в киноконцертном зале гостиничного комплекса «Измайлово». По сравнению с прошлым форумом, когда делегаты готовились к думским выборам в Октябрьском зале Дома Союзов, это существенное изменение. Партия явно победнела. В тесноватом зальчике сидячих мест хватило не всем. Зато какие люди пожаловали! В первом ряду сидел Анатолий Чубайс. Там же, в качестве почетных гостей, - Владимир Буковский и Валерия Новодворская, два узника карательной психиатрии рядом. Было что вспомнить.

Речь председателя федерального политсовета СПС Никиты Белых была логичной и самокритичной. Отметив, что выборы в Госдуму, разумеется, совершенно несправедливы, оратор довольно быстро перешел к ответственности самого руководства СПС. И объявил, что час назад весь федеральный политсовет принял решение об отставке. Прозвучало очень солидно, как «речь не мальчика, но мужа».

Весь дальнейший съезд выглядел как постепенная процедура непринятия этой отставки. За возвращение лидеров назад высказались три абсолютно разных и по своему весьма авторитетных человека: Анатолий Чубайс, Валерия Новодворская и Эдуард Воробьев.

Новодворская и Чубайс – своего рода «два полюса» демократического движения. «Аполлоническое», дисциплинирующее начало лучше всех символизирует Анатолий Борисович. «Дионисийскую» буйную стихию – Валерия Ильинична. Кое в чем они поспорили и тут: Новодворская считала, что СПС выборы выиграл, окончательно размежевавшись с властью. Но Чубайс такой причудливой логики не принял. Отметив, что «стратегию невозможно выстроить на ложной оценке», он зафиксировал: выборы-таки проиграны, и уже второй раз подряд.

Речь Чубайса была без сомнения самой сильной на съезде. Он взял на себя труд объяснить, почему СПС сделал крайне неудачный поворот в предвыборной кампании, в одночасье превратившись из «друга всех пенсионеров» в яростного обличителя власти. «Это был ответ на нового лидера «Единой России» - Владимира Путина, - рассказал Чубайс. – Чтобы пойти по пути «Мы полностью одобряем Владимира Владимировича Путина, а вот партию его мы ненавидим», надо было обладать квалификацией лидеров «Справедливой России». Изящно пнув Сергея Миронова, Чубайс констатировал: «Мы сказали, что не согласны с «Единой Россией» и ее новым лидером. И получили немедленный ответ».

В медных устах главного энергетика страны особенно хороши сентиментальные нотки. Возражая против той оценки 90-х годов, которая доминирует в СМИ в последние месяцы, Чубайс сдержанным тоном заметил: «Хорошо, что этого не слышат Борис Николаевич Ельцин, Анатолий Александрович Собчак, Миша Маневич… Они этого уже не слышат. Хотя, как знать». Оценят ли этот сентиментализм миллионы простых обывателей, которые в 90-е годы целыми городами сидели без работы и сосали лапу, - действительно, «как знать».

Но по поводу отставки партийного руководства взыскательный Чубайс сказал: «Не время, ребята!» И Новодворская, хотя она и не член СПС, просительно сказала: «Я надеюсь, что вы переизберете Белых». «Против того, чтобы проигравший командир обязательно подавал в отставку» высказался и уникальный генерал Эдуард Воробьев – советский генерал-полковник, ставший СПСовцем. На такой крепкий «треножник» как не опереться.

Были ли иные мнения? Были. Маша Гайдар, например, предложила принять-таки отставку политсовета, а кандидата в президенты не выдвигать вовсе. «Если у партии есть финансовые и организационные средства, их следует употребить на другие цели, - отметила Маша. – У партии есть долги».

Вот эту простую истину, – а то, что у партии долги есть, было очень хорошо видно по зальчику, - отстаивала именно молодая девушка, а желающих понять ее мужей оказалось немного. К слову сказать, Чубайс своим посещением съезд-то почтил, а вот финансированием он СПС, похоже, больше не чтит. Об этом на съезде говорилось неоднократно, но как-то очень деликатно и вскользь, будто из опасения «дразнить льва».

В общем, сторонники отставки оказались в меньшинстве. Но один человек из руководства СПС мужественно взял самоотвод: это главный организатор избирательной кампании партии Антон Баков. «Мне необходимо кому-то объяснить, что я не крал денег», - заметил он. Речь Бакова не у всех вызвала умиление. «Я не могу не верить Антону Алексеевичу, - сказал делегат из Костромы Николай Сорокин. – Остается предположить, что деньги просто усохли. Знаете, усушка, утруска». Баков не остался в долгу и невежливо заявил с трибуны, что «Сорокин просрал выборы в Костроме», потому и злобствует.

…С выдвижением в президенты дело как обстояло, так и обстоит непросто. Все понимают, что демократический кандидат должен быть один, - иначе это уж просто позорище. Более того, уже Григорий Явлинский – лидер «Яблока», которого все винят в построении культа своей личности, - уже Явлинский отказался от своей кандидатуры в пользу Владимира Буковского. А что же СПС? А СПС решил так: выдвинуть Бориса Немцова и наделить его полномочиями для ведения переговоров с другими демократическими силами и другими кандидатами, дабы к выборам из этих трех (еще ведь и Михаил Касьянов есть) остался один.

«Да договорятся Немцов с Буковским, - успокоил корреспондента «Росбалта» ветеран СПС и Мосгордумы Дмитрий Катаев. – Думаю, что и с Касьяновым они тоже договорятся. Я-то беспокоюсь не о том, как нашим кандидатам дойти до финиша, а о том, как им до старта дойти! Два миллиона подписей ведь еще надо собрать. Даст Бог, один, может быть, дойдет».

Тайное голосование по «Немцову в президенты» и по новому составу проходило одновременно, хотя это были совершенно разные типы голосования. С Немцовым все просто: одна фамилия в бюллетене, 114 - «за», 23 - «против», два бюллетеня недействительных, и вся недолга.

Куда сложнее с политсоветом. Его, прежде всего, расширили – с 25 человек до 34, чтобы все-таки новых людей-то ввести. Потом выдвинули более 60 кандидатур – и старых, и новых. И устроили «рейтинговое голосование»: чьи фамилии чаще всего встретятся в бюллетенях. Чемпион – Немцов, 126 голосов. На втором месте – Белых со 116-ю голосами, и на третьем – Чубайс, за которого голосовали 113 делегатов. В политсовет также избраны Леонид Гозман, Мария Гайдар, Виктор Некрутенко, Эдуард Воробьев, Алексей и Владимир Кара-Мурза и многие другие, известные в узком кругу и пока неизвестные.

Наконец, после 22 часов, председателем федерального политсовета был вновь избран Никита Белых, его заместителем – Леонид Гозман. 84 голоса «за», 21 - «против» (видимо, не все делегаты досидели допоздна). Все было вполне демократично. Съезд с облегчением завершил работу.

Леонид Смирнов