Posted 20 декабря 2007, 12:38

Published 20 декабря 2007, 12:38

Modified 1 апреля 2024, 23:47

Updated 1 апреля 2024, 23:47

Мамсуров: Коррупцию могут победить мать, отец и учитель

20 декабря 2007, 12:38
О достижениях Северной Осетии, ее проблемах и приоритетах ИА Росбалт-Юг» рассказал президент республики Таймураз Мамсуров.

О достижениях Северной Осетии, ее проблемах и приоритетах ИА Росбалт-Юг» рассказал президент республики Таймураз Мамсуров.

- Таймураз Дзамбекович, какие социально-экономические проблемы существуют в республике и какие пути решения этих проблем?

- Республика не может уклониться от решения общероссийских проблем, потому что мы - часть России и вместе со своей страной и радуемся успехам, и решаем задачи, которые ставит жизнь. Люди считают, что их уровень жизни, личные доходы еще недостаточно высоки. На второе место они ставят проблемы безработицы. Дальше идут традиционные претензии к жизни: коррупция в органах власти и т.д.

- Каковы самые значительные достижения республики за последние годы, за время вашего руководства республикой.

- О достижениях не мне говорить, для этого есть статистика. Недавно мы стали победителями VI Всероссийского конкурса социально-экономического развития России «Золотой рубль», который проводит Национальная корпорация экономического развития при поддержке администрации президента РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства регионального развития РФ, Счетной палаты РФ. Северная Осетия была признана самой динамично развивающейся в экономическом плане республикой в ЮФО. Это, конечно, достижение. Есть конкретные успехи. За два года нам удалось за счет наращивания собственных доходов, налогооблагаемой базы снизить дотационность на 15 пунктов: с 56 до 41%. Приток инвестиций в республику только за этот год увеличился более чем в два раза.

- Как выполняются национальные проекты? Что получается лучше всего, чего не хватает?

- Стараемся реализовать возможность, которая предоставлена всем субъектам с принятием решений по национальным проектам. Тяжелее всего у нас идет аграрный сектор, потому что мы, по большому счету, не аграрная республика, малоземельная, но в то же время удельный вес в аграрном секторе частного сектора очень высок. И эта наша особенность не дает нам в полной мере пользоваться теми возможностями, которые нацпроект распространяет на всю страну. Но мы работаем и с Минсельхозом России, и с Россельхозбанком, получаем неплохие результаты. За два года в сельских районах республики построены два свинокомплекса, которые эксперты считают с точки зрения технологий самыми лучшими в России. Мы будем наращивать промышленное производство крупного рогатого молочного и мясного скота.

Что же касается реализации нацпроектов «Образование» и «Здравоохранение», мы хоть и не чувствуем себя в роли победителей, однако успешно продвигаемся в этих направлениях. Свои подходы у нас и к нацпроекту «Доступное жилье - гражданам России», потому что республика урбанизированная, более 70% населения живет в средних городах, что также является особенностью. В этом вопросе мы тоже не можем считаться отстающими.

- С каким из субъектов Российской Федерации или зарубежными странами Вам хотелось бы укрепить или наладить экономические отношения? Насколько результативным было участие республики в экономическом форуме в Сочи?

- Если говорить по субъектам, то, конечно, в таком государстве, как Россия, правильно иметь хорошие, добрые, плодотворные отношения со всеми субъектами Федерации. Мы идем по этому пути. У нас подписаны более двух десятков соглашений с территориями. В разной степени они приносят обоюдную пользу, поэтому мы будем их развивать.

Что касается зарубежных стран, то, по моему мнению, речь должна идти о странах, которые к России очень тепло относятся и которые Россию считают страной, с которой можно сотрудничать. У нас есть контакты не со странами, а с представителями фирм, корпораций, банков, которые работают в России. Причем в международных соглашениях баланс в нашу пользу. Мы экспортируем металлургическую продукцию, текстиль, стройматериалы и так далее, а завозим из-за рубежа высокие технологии. Текстиль везем в Италию. Ткани закупает джинсовый завод и сам же реализует продукцию по своим каналам в другие страны, в частности в Турции. В целом на VI Международном инвестиционном форуме «Сочи- 2007» мы подписали несколько десятков солидных контрактов на сумму более 26 млрд рублей, в том числе с Китаем о строительстве завода по производству стекла. Замечу, в Сочи были подписаны именно не протоколы о намерениях, а бизнес-планы, которые мы зафиксировали в виде двухсторонних соглашений.

- Ваше мнение по поводу выборности в члены Света Федерации?

- Я консерватор и по образованию, как инженер-строитель, и по духу своему. Если читать Конституцию РФ, то там четко написано, что Совет Федерации формируется таким образом: в него входят по одному представителю от субъекта от исполнительной и представительной власти. Опыт был, когда руководитель исполнительной власти субъекта и руководитель законодательного органа по должности входили в СФ. Сейчас действует другой порядок.

Выборы, если это очередной поклон демократии, я не считаю удачным вариантом. Конституцию по-другому трактовать нельзя.

- Прокомментируйте выдвижение Дмитрия Медведева как кандидата в президенты и его предложение действующему президенту возглавить правительство.

- Сразу скажу, что для меня сенсации не было. Очень долго в обойме возможных людей, которые смогут продолжить курс, начатый Владимиром Путиным, был Дмитрий Медведев. Причем одним из первых. Мне удавалось с ним встречаться по работе. Он взялся за самый неблагодарный и тяжелый участок, за социальный блок, где проблем накопилось великое множество. И я считаю его кандидатуру вполне приемлемым вариантом, с которым можно обратиться к населению страны, чтобы его поддержать. Я в числе тех, кто будет это делать и не только потому, что я член партии «Единая Россия», а потому что я достаточно консервативен. Россия - огромная страна, которая нуждается в поступательном развитии, а не в скачках, постоянных реформах и переустройстве. Для этого должна быть сохранена преемственность государственной власти. Других объяснений искать не нужно. Что касается должности руководителя правительства, я участвовал в съезде нашей партии, на котором президент согласился стать руководителем правительства России, если страну возглавит Дмитрия Медведев. Владимир Путин еще раньше совершенно откровенно, как это ему свойственно, сказал, что единственное условие для этого, чтобы настроения и мнения будущего главы государства и его настроения полностью совпадали. Так и произошло. И это большая удача для всех нас, для страны.

- 2 декабря выборы в Северной Осетии происходили сразу в трех уровнях. Это Госдума, парламент и органы местного самоуправления. Как вы оцениваете итоги выборов?

- Я оцениваю итоги достаточно позитивно - и по результатам, и по проведению, и по подготовке. У нас не было сенсаций, нет запредельной явки, запредельных цифр за «Единую Россию», хотя я дрался за партию (как ее боец, а не как глава республики). Итогом стало, тем не менее, пестрое голосование с явным преимуществом «Единой России». Другие партии получили достаточное количество голосов, и это подтвердило, что в республике очень много реальных возможностей выражать свои политические пристрастия в ходе голосования.

- По Вашему мнению, подразумевается ли полное урегулирование противостояния между Грузией и Южной Осетией?

- У Грузии и у нас разные варианты урегулирования. Мой вариант и как осетина, и как человека, знающего историю своего народа, и историю российского государства: Южная Осетия должна быть признана как самостоятельный субъект, со всеми атрибутами власти. Должны быть использованы самые демократические формы и методы, чтобы заявить о себе, – это референдумы. Поэтому моя точка зрения: надо признать Южную Осетию, а потом Южная Осетия пусть сама выбирает себе партнеров по жизни. Говоря это, я без оглядки могу сказать, что этим шагом будет включение в состав России. Потому что мы один народ. Между нами стоит Кавказский хребет, и сложившаяся историческая ситуация легко решается. Политически она должна решаться трезво. У грузинской стороны другой вариант урегулирования. Он предполагает, что один народ должен быть вечно разделен.

- Считаете ли вы урегулированным осетино-ингушский конфликт?

- Осетино-ингушский конфликт в том виде, в каком он существовал 15 лет, я считаю, урегулирован. Другое дело, зарубежные некоммерческие организации, так называемые «человеколюбы», не хотят смириться с этим очевидным фактом. Я встречался с верховным комиссаром по делам беженцев, верховным комиссаром по правам человека и каждого из них спрашивал: «Вы нам можете помочь разобраться, что такое урегулирование конфликта в окончательном виде?». Сколько процентов должно вернуться в места прежнего проживания, что должно произойти, чтобы зафиксировать это? И каждый ответил, что нет на земном шаре другого примера, когда бы 15 лет существовала ситуация, когда уже вернулось и живет здесь практически столько же людей, сколько их было до того, как они покинули Осетию. Меня, как руководителя республики, больше волнует самочувствие людей, которые живут в Осетии. Это более 100 национальностей, в том числе ингуши, которые живут в Пригородном районе. Он очень перенаселен, по плотности населения не уступает Москве и Санкт-Петербургу. Там есть проблемы: безработица, уровень жизни, инфраструктура. Но если под микроскопом рассматривать только эту часть республики, то конфликта там не увидишь. В том виде, в котором он был, он исчез.

- Какие дополнительные меры по борьбе с коррупцией в региональных и федеральных органах власти нужно, на Ваш взгляд, принять в ближайшее время?

- Много дискуссий было на эту тему. Побороть коррупцию, конечно, хочется. Меры по борьбе с коррупцией заложены в проекте федерального закона. Конечно, жесткие меры нужны, но мне кажется, что это больше вопрос внутренней культуры нации, государства, населения. На то, чтобы изменить политическую, юридическую культуру всей страны, нужна жизнь не одного поколения. Недавно и Солженицын об этом говорил…

Необходимо, конечно, принять и правительственные указы, но мне кажется, что на свете есть всего три человека, которые могут минимизировать коррупцию: это мать, отец и школьный учитель.

- Следовательно, коррупция неискоренима, учитывая нашу ментальность?

- Никто в мире ее не искоренил. Другое дело, необходимо создать обстановку, при которой она осуждается. Ведь исследования показывают, сколько взяточников, столько и взяткодателей. В хваленой Японии часто возникают коррупционные скандалы… в Америке… Да везде! Куда нам поехать, чтобы научиться бороться с коррупцией? Поэтому я считаю, что бороться с ней надо, ставить препятствия надо. Однако в целом, как с явлением, бороться с коррупцией надо за счет поднятия общей культуры, политического и юридического воспитания.

- Остается ли Беслан приоритетом для республиканского правительства, и какова сейчас там ситуация?

- Беслан для меня навсегда останется приоритетом. Делается там немало. Я не знаю, что нужно сделать, чтобы заявить, что точка поставлена и ничего там больше делать не надо. Еще не одно поколение руководителей республики этой проблемой будет заниматься. Личных претензий у жителей Беслана ни к кому нет, но они заслуживают того, чтобы у них было как можно меньше проблем, с которыми сталкивается в целом вся республика. Больше мне нечего сказать по этому поводу.

- Какие правительственные проекты существуют по сохранению национального культурного наследия? Что делается для развития туризма, в частности?

- Нам нужно, чтобы быстрее наступило время, когда Кавказ в сознании людей перестанет быть местом, от которого нужно держаться подальше. Каждый, кто здесь побывал, видит, что и стихийный, и организованный туризм у нас возрождается. Мы имеем Богом данные обстоятельства, при которых надо развивать туризм, особенно горный. Теперь у нас и водный туризм будет развиваться. Внимание сейчас приковано к огромному масштабному проекту – горно-рекреационному комплексу «Мамисон», включающему спортивный комплекс, действующий и в летний период.

- По оценкам специалистов, это будет самый крупный горнолыжный курорт в России?

- Да, его уникальность в том, что он имеет все характеристики для того, чтобы признать его таковым. Во-вторых, там нечего исправлять, там ничьих ошибок нет. Это девственная, нетронутая территория, на которой ведутся сейчас интенсивные проектные работы.

- Есть ли проекты по сохранению национального культурного наследия?

- У нас есть Национальный театр, Русский Академический, Музыкальный театр, Филармония. Мы возрождаем молодежные театры, Стараемся, чтобы все конфессии здесь спокойно себя чувствовали: у нас действуют православные храмы, мечети, синагоги, армянские храмы. Этим объектам более 100 лет. Стараемся заниматься библиотеками. Работаем. Уходящий год в республике был объявлении Годом культуры. Это было желание жителей Осетии. В зоне Зарамагской ГЭС ведутся интенсивные археологические раскопки, которые возвращают нас на много веков назад…

- … и тормозят ввод станции.

- Кто из мировых политиков близок Вам своими методами руководства?

- Столыпин, Косыгин, Черчилль.

Столыпин как новатор, который понял, что Россия будет вечно существовать, но вечно быть в стагнации невозможно. Нужны жесткие по форме и соответствующие тому времени методы. Нужно сделать управление более гибким, дать людям почувствовать, что они живут в государстве, где они свободны и могут реализовать сами себя. Самобытность России считалась ее украшением, а на самом деле это были духовные и очевидные тормоза.

У Косыгина, чему очевидцы мое поколение, был реальный шанс осовременить экономику, взять все лучшее из мирового опыта. Он уже тогда понимал, что страна запаздывает и это упущенная для государства возможность. Я считаю, что не дали Косыгину полностью реализовать себя.

Что касается Черчилля, это человек, который во главу угла всегда ставил интересы своего государства, своей нации. Сегодня Путин тоже этим многих зарубежных лидеров раздражает... Для Черчилля всегда было главным то обстоятельство, что получит его народ в зависимости от того, как развиваются события в мире. Его принципиальная позиция: у нас есть национальные интересы, и это самое главное.

Беседовал Виктор Серпионов

Подпишитесь