Posted 21 декабря 2007, 12:50

Published 21 декабря 2007, 12:50

Modified 1 апреля 2024, 23:46

Updated 1 апреля 2024, 23:46

По страницам «Южного театрального вестника»

21 декабря 2007, 12:50
Театральная общественность юга России уже привыкла к запоминающейся аббревиатуре «ЮТВ». О чем же писали на его страницах в последнее время?

Театральная общественность юга России уже привыкла к запоминающейся аббревиатуре «ЮТВ». Журнал, задуманный и созданный небольшой группой энтузиастов, выходит в городе Ростове-на-Дону. Все хлопоты, связанные с этим делом, взял на себя издательский дом «ГРАНД», и ежемесячник благополучно пережил период своего становления. О чем же писали на его страницах в последнее время?

Восьмой специализированный номер был полностью посвящен театральной жизни в Кабардино-Балкарии. Как известно, в нынешнем году северокавказская республика отмечала 450 лет добровольного присоединения к России. Тамошнего зрителя можно считать, в хорошем смысле слова, избалованным сценическим искусством, поскольку кроме двух национальных театров – кабардинского и балкарского, есть русский драматический, кукольный, музыкальный и недавно созданный театр «Фатум». Об этом и о многом другом писали ведущие литераторы и театроведы Нальчика.

Девятый номер представлял участников Международного театрального фестиваля «Комплимент».

Осенью в столице Донского Казачества городе Новочеркасске собрались ведущие театры Северного Кавказа. Две недели зрители Новочеркасска и Ростова-на-Дону могли оценивать уровень сценического мастерства коллективов из Осетии, Калмыкии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Абхазии.

В десятом номере подводились итоги фестиваля. Театральный форум не только порадовал зрителей и профессиональных театроведов новыми режиссерскими находками, но также выявил массу проблем системного характера, которые давно нуждаются в разрешении.

О трудностях материального характера, об отсутствии должной поддержки со стороны властных структур говорится и пишется много, однако общий кризис современного театра невозможно объяснить только этими двумя причинами. В России принято сваливать все неурядицы и неприятности на злую волю наших чиновников, но так ли уж безупречны руководители наших театров? Тщательно ли они подбирают репертуар, внимательно ли изучают зрительский спрос? К сожалению, надо признать, что фестиваль в Новочеркасске ответил на эти вопросы отрицательно.

Современные художественные руководители и главные режиссеры отвыкли работать с молодыми драматургами, отдавая предпочтение вечной, нестареющей классике. Они отвыкли рисковать, а следует помнить, что самые триумфальные спектакли в истории театра были поставлены на современном материале. Разумеется, риск провала всегда существовал, но без риска нет настоящего успеха. Другая проблема – это устойчивое нежелание вести предметный серьезный разговор. Куда проще ставить комедии и водевили. Еще одна болезнь современных жрецов Мельпомены – отношение к народным театрам, которые подчас выглядят искуснее, и уж, во всяком случае, свежее некоторых титулованных коллективов.

Достаточно большая статья была посвящена Туапсинскому театру юного зрителя. Уникальный театр, строго ориентированный на самых маленьких зрителей, создал в небольшом приморском городе Амбарцум Карабашьян. В современных условиях, когда большинство российских ТЮЗов давным-давно перепрофилировано, хранить верность своей собственной зрительской аудитории очень непросто.

Одиннадцатый номер открылся очень интересным материалом под названием «Волгоградский молодежный – новая театральная реальность».

29 сентября 2006 года в Волгограде открылся новый молодежный театр премьерой спектакля «Мое загляденье» по пьесе Алексея Арбузова. На эту пьесу выбор пал по нескольким причинам, одна из которых состоит в том, что пьеса, незаслуженно обойденная режиссерским вниманием в прежние годы, очень близка тем, кто прошел нелегкий путь создания театра.
29 сентября 2007 года Волгоградский молодежный открыл второй театральный сезон премьерным спектаклем «Фанатки» по пьесе Родиона Белецкого. В будущем году планируется выпуск спектакля о Великой Отечественной войне, так как 2008 – год победы в Сталинградской битве.

На сцене Ростовского музыкального театра недавно выступали мастера из знаменитого ГАБТа. В статье «Большие гастроли» содержится детальный и серьезный разбор балетных спектаклей «Кармен-Сюита» Жоржа Бизе - Родиона Щедрина в хореографии Альберто Алонсо, «Серенада» Джорджа Баланчина на музыку Петра Чайковского и «В комнате наверху» Филиппа Гласа в постановке Твайлы Тарп.

Статья «Кайсын Кулиев и театр» приурочена к 90-летию со дня рождения великого балкарского поэта и рассказывает о малоизвестных страницах его биографии. Кайсын Кулиев, учившийся перед войной на актерском факультете ГИТИСа, много сделал для развития сценического искусства в родной республике. Он переводил на балкарский язык Мольера, Шекспира, Лорку, Вишневского. Кроме переводов поэт также написал пьесу «Есть на свете любовь». Прототипами некоторых ее героев стали современники и односельчане Кайсына Кулиева.

Последний декабрьский специализированный номер целиком посвящен Ростовскому академическому театру драмы им. Горького.

Осенью этого года театр открыл свой 145-й юбилейный сезон. Со страниц журнала к читателям «Южного театрального вестника» обратился художественный руководитель театра, народный артист России Николай Сорокин. В этом номере можно прочесть рецензии на самые яркие премьеры последних лет, такие как: «Тигран Великий» (Ара Геворкян), «Обаятельна, умна, хитра» (Лопе де Вега), «Шут Балакирев» (Григорий Горин), «Белая гвардия») (Михаил Булгаков), «Дело Карамазовых» (Федор Достоевский). Две публикации рассказывают о творчестве ведущих артистов театра – Сергее Власове и Сергее Галкине. А завершает номер исторический очерк о том, как зарождался и развивался драматический театр в Ростове, как строилось, а затем восстанавливалось после войны уникальное здание театра, которое по праву считается визитной карточкой Ростова-на-Дону.

Александр Пряжников

Подпишитесь