Posted 24 декабря 2007, 19:09

Published 24 декабря 2007, 19:09

Modified 1 апреля 2024, 23:44

Updated 1 апреля 2024, 23:44

Капитализм – не венец творения

24 декабря 2007, 19:09
Если первые годы после крушения СССР антикапиталистическая идеология существовала исключительно в парализованном состоянии, то сейчас наряду с нацболами и национал-социалистами становятся заметными и последовательные идеологические борцы с капитализмом. Борис Кагарлицкий в книге «Политология революции» представил подробный обзор левых антикапиталистических сил.

«Политология революции», Борис Кагарлицкий
Издательство«Алгоритм», Москва, 2007

Если первые годы после крушения СССР антикапиталистическая идеология существовала исключительно в парализованном состоянии, то сейчас больной вполне пришел в сознание и начинает проявлять себя все более активно. Причем наряду с нацболами, занимающимися не политикой, а городским экстримом в духе паркура, и национал-социалистами, разыгрывающими с подачи власти скорее национальную, чем социальную карту, становятся заметными и последовательные идеологические борцы с капитализмом. В этом ряду следует рассматривать и книгу Бориса Кагарлицкого.

Крах СССР вызвал мощнейший кризис во всем мировом левом движении, но как говорится, что для гусеницы смерть, для бабочки – рождение. Ортодоксальные коммунистические движения, покорно примирившееся с малоприглядным лицом реального советского социализма, умерли, но сама идея борьбы за справедливое устройство мира, где люди имеют равные права и равный доступ к основным жизненным ресурсам, осталась такой же привлекательной. И вокруг нее начали группироваться новые силы на всех континентах. Ничего удивительного. Пожив при реальном капитализме в России, начинаешь ясно понимать, что тотальное consumer society может быть чем-то приемлемым только при наличии жестких оппонентов, которые сдерживают поползновения «реального капитализма» превратить людей в запрограммированные существа, рожденные исключительно для eating-drinking-fucking-shopping. Помнятся биллборды, заполонявшие центр одного западного города. На биллборде молодая привлекательная девушка, увешанная пакетами, летящей походкой стремилась к дверям очередного магазина – а поверх шла жизнеутверждающая надпись – «Рождена для шоппинга». Перспектива оказаться среди людей, рожденных исключительно для такой нехитрой функции, способна возродить интерес к левой идеологии даже у тех, кто хорошо помнит все убожество реального советского социализма…

Но вернемся к «Политологии революции». Борис Кагарлицкий представил вниманию читателей подробный обзор левых антикапиталистических сил сегодняшнего дня на всех континентах. Разумеется, этот обзор не беспристрастен, но он восполняет зияющий пробел в представлениях россиян о современных левых Европы и Латинской Америки. Автор касается и антикапиталистических движений и на других континентах, но больше всего уделяет внимания все же этим двум частям света. Благодаря представленной в книге информации можно гораздо лучше понять, что же происходит сегодня в Латинской Америке, и почему вдруг там стали так популярны левые антиглобалистские правительства. (В качестве иллюстрации: в одной из стран бунт народа был спровоцирован тем, что коррумпированное правительство решило приватизировать воду и передало часть водных ресурсов в распоряжение одной из транснациональных компаний). Приватизация воды – это вам почище приватизации нефти, газа, лесных ресурсов… Эдак скоро можно дойти и до приватизации воздуха.

Рассказывает Кагарлицкий и о первом вооруженном восстании против глобализации – вооруженной борьбе за права местного населения, теснимого монополиями, которая была развернута в мексиканском штате Чиапас под руководством легендарного субкоманданте Маркоса. Повстанцы начали вооруженную борьбу, заняв 1 января 1994 года город Сан-Кристобаль. И надо сказать добились огромных успехов – под их давлением мексиканское правительство вынуждено было существенно улучшить социальную инфраструктуру Чиапаса, чего местное население не могло добиться мирными средствами в течение десятилетий. А Маркос – успешный партизан и при этом поэт, стал героем не только местных индейцев (его фигурки с Калашниковым в руках –главный местный сувенир, продающийся в любой деревушке), но и левых европейских интеллектуалов.

Касается автор и российской ситуации, весьма критически рассматривая сегодняшний российский левый фланг, и в том числе нашего нового левого Михаила Ходорковского, который, похоже, не против прикинуть на себя личину борца за социальную справедливость. Кагарлицкий отмечает, что, находясь на свободе, Ходорковский занимался банальной скупкой мандатов, формируя фракцию ЮКОСа, и совершенно не тяготел к левым. С не меньшим скепсисом он анализирует и деятельность других претендентов на лидерство в левом лагере.

И все же, брошенная в пучину дикого капитализма, страна начинает постепенно приходить в себя. Выясняется, что свойственные российскому менталитету искания справедливости, правды, смысла жизни никуда не делись. Более того, все большее количество людей начинает понимать, что процветающее и относительно гармоничное западноевропейское общество во многом было построено под давлением коммунистических идей и страха буржуазных правительств перед социалистическими революциями. СССР, являясь жестким тоталитарным режимом, парадоксальным образом способствовал смягчению нравов и социальных противоречий капиталистического мира. Точно также все более ясным становится, что капитализм это не венец творения, а всего лишь очередной этап, который должен привести к другому, желательно более гармоничному обществу. У России есть все предпосылки стать родиной новой антикапиталистической по сути идеологии, которая приведет к следующей более гармоничной социальной системе. Надо ли говорить, что эта новая идеология не будет связана ни с ортодоксальной и омертвелой КПРФ, ни с уличными экстремистами, ни с карманными справедливцами. Новая идеология родится в среде молодых образованных космополитичных российских интеллектуалов. После этого встанет интересный вопрос – как отнесется к этому правящая элита? Пока все это кажется гипотетическими рассуждениями, но мир стал меняться так быстро, что от гипотетических рассуждений до их реального воплощения зачастую проходят даже не годы, а месяцы.

Татьяна Чеснокова

P.S. Вы хотите предложить для рецензии ваши книги? Пишите [email protected]
Предпочтение отдается книгам общественно-политической направленности.

Подпишитесь