Posted 29 декабря 2007, 13:37

Published 29 декабря 2007, 13:37

Modified 1 апреля 2024, 23:41

Updated 1 апреля 2024, 23:41

Россия - не друг, не враг, а так...

29 декабря 2007, 13:37
События уходящего года заставили российскую дипломатию распределять усилия по лини «Запад-Восток». Анализируя события уходящего года, можно более-менее четко спрогнозировать основные внешнеполитические события и тенденции года грядущего.

Принято считать, что российская внешняя политика отличается непоследовательностью и отсутствием четкой градации в системе "друг – враг – партнер". Подобные утверждения не беспочвенны. Меж тем, борьба за будущее на мировой арене перемещается в плоскость противостояния цивилизаций. События уходящего года заставили российскую дипломатию как главного проводника внешнеполитического курса страны распределять усилия по лини "Запад-Восток".

Перед Россией уже не стоит задача присоединения к "цивилизованному миру" – сейчас это поняли как на западе, так и на востоке. Вместе с тем, у некоторых российских партнеров все еще существуют опасения (или надежды), что в Москве вынашивают тайные планы создания новых агрессивных блоков и военно-политических союзов. И это несмотря на то, что из российской столицы не раз звучали сигналы о претворении в жизнь "принципа равноудаленности".

Россия старается развивать равные партнерские отношения со всеми странами. Самым главным сигналом об этом, конечно, явилось выступление президента России Владимира Путина на международной конференции по безопасности в Мюнхене, где глава российского государства еще раз подчеркнул, что время «холодной войны» прошло.

Если рассматривать остальные важные внешнеполитичесие события года, то, по словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, они "во многом являются производными от мюнхенской речи".

Одной из таких "производных" стало приостановление Россией 12 декабря участия в ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе). Длительные переговоры и другие попытки убедить Запад ратифицировать и выполнять ДОВСЕ не привели к конкретным результатам, и, чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки, было принято решение обострить ситуацию. Однако, как неоднократно заявляли в российском МИДе, эти жесткие шаги "не закрывают дверь" для дальнейших переговоров по данному вопросу.

Можно сказать, что на направлении обычных вооружений Россия "обыграла" Запад хотя бы тем, что не позволила в одностороннем порядке, "по факту", завершить диалог по проблеме. Обострив ситуацию, сделав реверанс в пользу общественного мнения, ожидавшего резких действий, Москва в то же время оставила за собой возможность добиваться ожидаемых результатов постепенно, в течение долгого периода.

К сожалению, того же самого пока не произошло с ситуацией вокруг противоракетной обороны (ПРО). В начале июля в Кеннебанкпорте Владимир Путин предложил президенту США Джорджу Бушу отказаться от идеи разместить элементы ПРО в Восточной Европе в обмен на совместное использование арендованной Россией радиолокационной станции (РЛС) в Азербайджане. Было предложено объединить возможности, которыми определяется защищенность каждой из сторон. Путин "переиграл" Буша на его территории, однако впоследствии американская сторона, видимо, опомнившись, пошла на попятный. Через шесть недель Вашингтон дал ответ, который, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, разочаровал российскую сторону. Вместе с тем, по его же словам, в Москве не теряют надежды, что российский подход будет воспринят Западом, "хотя шансы на это уменьшаются".

Зато в уходящем году более-менее определилась ситуация по линии ОБСЕ – Евросоюз – НАТО. С этими организациями Россия перестала вести пустой диалог, оставив попытки создать видимость выхода из кризиса. Москва обозначила конкретный круг интересующих ее тем, "перекинула свой мяч на другую половину поля" и теперь может спокойно ждать, когда там придумают, как и о чем можно говорить с Россией.

Другие серьезные проблемы, с которыми столкнулась российская внешняя политика в 2007 году, и которые перейдут в 2008-й – это Иран и Косово.

Что касается Ирана, то в США, как и в России, считают конечной целью сохранение режима нераспространения оружия массового уничтожения. Расхождения между позициями заключаются в том, каким путем сохранить этот режим. Как отметил в одном из своих интервью глава МИД РФ Сергей Лавров, "Мы в "шестерке" (посредники в урегулировании ситуации вокруг Ирана: Россия, США, Китай, Великобритания, Франция и Германия) четко зафиксировали, что наша цель – убедиться, что иранская ядерная программа мирная и не имеет военного компонента". Вместе с тем он отметил, что "если, продвигаясь к заявленным целям, наши американские партнеры будут преследовать цель смены режима, то это будет некорректное партнерство. Это будет подмена понятий, и мы будем против этого выступать".

В иранском вопросе для России будет приемлем такой сценарий развития событий, при котором удастся избежать вооруженных конфликтов и (или) смены правящей верхушки в Иране. При этом России нужно убедиться в мирной направленности иранской ядерной программы и развивать с Тегераном экономические связи.

Иной вариант – Косово. По этой проблеме в уходящем году шли тяжелейшие переговоры. Здесь России не удалось убедить Запад. Позиции сторон по-прежнему кардинально расходятся. США и ряд европейских государств стремятся любой ценой, в том числе и ценой нарушения международного права, обеспечить независимость Косово. Россия допустить этого не может, хотя бы исходя из принципа политического престижа.

К сожалению, с самого начала югославского кризиса, Россия не имела плана внешнеполитической стратегии на Балканах и удивляла мир своей непредсказуемой тактикой. В результате резолюция Совета Безопасности №1244 стала показателем деградации некогда сильной международной организации – ООН. Единственным достоинством резолюции стал сам факт ее появления как попытка вернуть мир в рамки международного права. И сегодня этот документ вспоминают все чаще. Основываясь на косовском прецеденте, Россия пытается привлечь внимание всего мира к проблеме роли Организации Объединенных Наций, восстановить престиж этой организации и ее дееспособность.

"В российском МИДе считают успехом непринятие в этом году Советом Безопасности ООН одностороннего решения по Косово", – заявил замминистра иностранных дел России Александр Яковенко. "СБ ООН должен принять решение на основе компромисса между сербами и албанцами. Именно вердикт СБ ООН по статусу края может быть легитимным", – подчеркнул он. "Существует базовая резолюция 1244 СБ ООН, которая определяет то, как будет действовать ООН применительно к статусу Косово. В соответствии с этой резолюцией, признание Косово невозможно", – отметил российский дипломат.

Тем не менее, ожидается, что вскоре после наступления Нового года Косово объявит о своей независимости. Ее готовы признать США и ряд стран ЕС. Россия же, скорее всего, попытается блокировать через Совбез ООН вступление Косово в эту организацию.

Как заявлял заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации РФ Василий Лихачев, "в Москве рассматриваются все возможные варианты в случае, если Косово в одностороннем порядке объявит о своей независимости". По словам Лихачева, эти варианты будут включать политические, экономические, организационные и международно-правовые аспекты.

Итак, в косовском вопросе Россия не смогла заставить США и ЕС прислушаться к своей точке зрения, зато продемонстрировала способность придерживаться попранных международных принципов.

Новая система мировых координат предполагает формирование мощных экономических центров в разных регионах мира. С экономической мощью эти центры обретают и политическое влияние. Как нельзя лучше эта мысль верна для пространства СНГ.

Октябрьский саммит в Душанбе, приняв концепцию развития СНГ и план ее реализации, сделал важный шаг в сторону от разобщенности. Центробежные тенденции сменились тенденциями центростремительными. По мнению главы российского внешнеполитического ведомства Сергея Лаврова, "эти тенденции опираются на очищенные от какой-либо идеологии интересы всех участников".

"Выяснилось, что если мы избавимся от разных фобий, то у всех 12 стран – членов СНГ есть общие интересы: в экономике, инфраструктуре транспорта и энергетики. Есть общие проблемы в миграционной сфере, и они решаются только коллективно. А в гуманитарной сфере мы просто обязаны переступить через политизированные вопросы и сделать все, чтобы был реализован интерес граждан всех наших стран к общению – научному, культурному, в конце концов, спортивному", – считает Лавров.

И, наконец, в уходящем году с формированием таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана мощный стимул получили интеграционные процессы в ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество). Это сообщество составляют Россия, Киргизия, Таджикистан, Белоруссия, Казахстан и Узбекистан. Россия, Белоруссия, Казахстан – лидеры этого образования.

Вообще же 2007 год был богат различными событиями. Кроме уже перечисленных можно вспомнить противостояние России и Великобритании, России и Эстонии, ситуацию на Ближнем Востоке, события на Украине, в Грузии. Все это, так или иначе, затрагивает интересы России. Работа на этих направлениях важна и будет продолжена.

Дмитрий Пановкин

Подпишитесь