Posted 31 декабря 2007,, 09:27

Published 31 декабря 2007,, 09:27

Modified 1 апреля, 23:40

Updated 1 апреля, 23:40

Настоящее и будущее таблеточных королей

31 декабря 2007, 09:27
В 2007 году процесс слияний и поглощений на фармацевтическом рынке РФ был существенно динамичней, чем в предшествующем, отмечают эксперты. Впрочем, это не единственная тенденция уходящего года.

ОАО «Аптечная сеть 36,6» завершила приобретение 100-процентной доли в аптечной сети «ЛеО» в Кемеровской области. Эксперты отмечают, что в 2007 году процесс слияний и поглощений на фармацевтическом рынке РФ был существенно динамичней, чем в предшествующем. Впрочем, это не единственная «годообразующая» тенденция.

Они работают на таблетки

Аптечная сеть «ЛеО» является второй крупнейшей сетью в Кемеровской области. Оборот «ЛеО» в 2006 году составил $12,5 млн. Общее число розничных торговых площадок составляет 27 единиц, в том числе 5 салонов оптики, ветеринарная аптека и клиника.

Уточним, что 19 декабря «Аптечная сеть 36,6» уже сообщала о завершении шести сделок по приобретению аптечных сетей, в общей сложности объединяющих 29 аптек в Сочи, Новочеркасске, Анапе и Новороссийске. В итоге количество аптек «Аптечной сети 36,6» к концу 2007 года составило 1187 площадок (390 - в Москве).

Как сообщил по поводу последней сделки президент компании Джери Калмис, приобретение ведущих игроков с высоким уровнем рентабельности бизнеса позволяет «Аптечной сети 36,6 сразу занять доминирующие позиции в регионе, «что является частью нашей стратегии экспансии на динамично развивающиеся региональные рынки».

Вслед за событием не заставили себя ждать и оценки аналитиков. «Мы умеренно позитивно оцениваем достаточно динамичное увеличение общего количества торговых точек «Аптечной сети 36,6», в том числе и в перспективных регионах, - заявили эксперты ИК «Финам». - Обилие сделок по приобретению новых аптечных сетей позволит компании, по нашему мнению, сохранить высокие темпы роста продаж в розничном сегменте, что в настоящий момент является одним из основных факторов инвестиционной привлекательности сети в условиях низких показателей рентабельности компании».

«Мы позитивно оцениваем новость по приобретению новой сети аптек, - в свою очередь заявляет эксперт АК «Барс Финанс» Евгения Лобачева. - Тем не менее, очевидно, что компания не справилась с планом по открытию новых аптек в 2007 году: до выполнения плана не хватает 263 аптек».

«Мы ожидаем, что после получения денег от сделки по Sale and lease back по недвижимости у компании появятся новые возможности для выполнения планов по расширению сети», - уточнила Лобачева.

Собственно, укрупнение аптечных сетей — одна из главных тенденций уходящего года. Причем, как сообщил в интервью корреспонденту «Росбалт-Бизнес» директор по исследованиям DSM Group Сергей Шуляк, в 2007 году процесс слияний и поглощений был существенно динамичней, чем в предшествующем.

Сладкая прибыль от горьких пилюль

Следующей системообразующей тенденцией уходящего года на фармацевтическом рынка можно назвать продолжающийся, правда, замедляющийся рост объемов продаж в денежном эквиваленте.

По данным ФАГ «Про-консалтинг» объем фармацевтического рынка России в 2006 году составил порядка $11 млрд, что на 30% больше, чем в 2005 году (на 32% в евро и 26% в рублевом эквиваленте).

А за период январь-октябрь 2007 года (по данным DSM Group) объем коммерческого рынка готовых лекарственных средств (ГЛС) в ценах закупки аптек составил $4,5 млрд, что больше аналогичного периода 2006 года на 20,9%.

Похожая оценка объемов присутствует и в материалах исследования компании RMBC. По их данным за первые девять месяцев 2007 года объем розничного рынка ГЛС в России вырос на 21% в рублевом эквиваленте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг $4,5 млрд в оптовых ценах и $5,86 млрд в розничных ценах (без учета ДЛО).

Как сообщил нам Шуляк, в целом по итогам года следует ждать роста объемов продаж в долларовом эквиваленте на 22%. А по предварительным оценкам ЦМИ "Фармэксперт" объем российского фармрынка в потребительских ценах, включая НДС, за весь 2007 год в госпитальном секторе составит $1,58 млрд, в секторе дополнительного лекарственного обеспечения - $1,7 млрд, в коммерческом секторе — $7,9 млрд.

Кстати, рост объемов определяется не ростом потребления. Так, по данным RMBC за 9 месяцев уходящего года объем реализации лекарственных препаратов в натуральном выражении несколько сократился (-1,8%) и составил 2,66 млрд упаковок. «Таким образом, тенденция удорожания средней упаковки, характеризующая переход на более дорогие препараты, наблюдалась и по итогам первых девяти месяцев 2007года: в текущем анализируемом периоде средняя стоимость упаковки ГЛС составила $2,2 (57,1 руб.) в розничных ценах, тогда как год назад – $1,71 (46,84 руб.)», - уточняют в компании.

Микстура будущего

Эксперты прогнозируют рост объемов продаж и в наступающем году. По оценкам аналитического отдела ЦМИ "Фармэксперт"объем российского фармрынка в потребительских ценах, включая НДС, за 2008 год в госпиталном секторе составит $1,7 млрд, в секторе дополнительного лекарственного обеспечения - $2,45 млрд, в коммерческом секторе — $9,35 млрд.

Среди «годообразующих» тендеций в "Фармэксперте" называют то, что доля государственных денег будут постепенно уменьшаться. «А значит, - поясняют эксперты, - компании, делающие ставку на обслуживание государственного заказа, будут терять свою долю агрегированного стоимостного объема рынка».

«Таким образом, мы увидим все большую дифференциацию между коммерческим и государственным рынками сбыта, и фармкомпаниям будет все труднее реализовать свои возможности одновременно в двух этих секторах, - прогнозируют аналитики «Фармэксперта». - Создание госкорпораций, обеспечивающих госсектор рынка, становится все более актуальным, однако в работе этого сектора проявляется новая специфика. Частный капитал теряет интерес к обслуживанию государственного заказа, и государству придется самому выстраивать систему производства и сбыта (распределения) продукции».

По мнению аналитиков, наибольшая доля денежной массы продолжит обращаться в коммерческом секторе (до 70% от общего объема фармрынка), а значит компании, реализующие свои товары через этот рыночный канал, получат возможность существенно нарастить свою долю рынка. «Однако сложность процесса увеличения доли связана с ужесточением конкуренции в этом секторе и ростом концентрации лидеров в рейтинге TOP-компаний. - считают в «Фармэксперте». - Второй процесс оказывает растущее негативное влияние на развитие среднего и мелкого бизнеса (в мировых масштабах к такому виду бизнеса можно отнести все отечественные фармкомпании)».

Игорь Чубаха