Posted 11 января 2008, 21:35

Published 11 января 2008, 21:35

Modified 1 апреля, 23:37

Updated 1 апреля, 23:37

Предвыборный креатив (фото)

11 января 2008, 21:35
Информировать россиян о предстоящих выборах президента, агитируя прийти на избирательные участки 2 марта, будут герои американских кинобоевиков, а логотипом кампании-2008 станет галочка, выполненная в цветах российского триколора. В Центризбиркоме ее почему-то назвали «смайликом», хотя напоминает она больше эмблему фирмы Nike.

Можно долго спорить о том, «настоящие» ли в России президентские выборы, всех ли оппозиционных кандидатов допустили, и хватит ли «полярности» и «интриги», чтобы избиратель пришел на участки. Но одно ясно уже сегодня: без оригинального эстетического оформления выборы 2 марта 2008 года не останутся.

Председатель Центризбиркома РФ Владимир Чуров вновь подтвердил свою репутацию человека остроумного и креативного. В пятницу он провел в здании ЦИК презентацию агитационных плакатов, символов и лозунгов, подготовленных для президентской кампании.

«Наша страна – наш президент». «Главные выборы страны». «Голосуем всей семьей». «Выборы – первый праздник весны». Таковы темы, по которым подбирались плакатные серии. Естественно, что художники, чьими «патронами» выступали глава Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) Александр Иванченко и генеральный директор фирмы «ИМА Консалтинг» Вартан Саркисов, руководствовались единственной целью – привлечь избирателя на выборы, ни в коем случае не ведя агитацию за конкретного кандидата. Будущего президента России не рекламных плакатах заменял некий «мистер Х».

Главным логотипом выборов-2008 станет трехцветная «галочка» - по словам Чурова, «профиль крыла, летящего в будущее». Художники назвали эту галочку «смайликом», о чем Иванченко и сообщил собравшимся. Естественно, «смайлик» имеет цвет государственного триколора. У выборов есть и вторая эмблема – кремлевская рубиновая звезда (она красуется на плакате «Главные выборы страны»).

В серии «Наша страна – наш президент» представлены пейзажи: традиционный русский - с березками, традиционный советский - с комбайнами на золотистой ниве и современный – с небоскребами столичного Сити. Есть и пейзаж со строительством типового жилья для всех. Серия «Голосуем всей семьей» объединяет семейные портреты россиян разного возраста. Отдельную серию представляют подлинные детские рисунки на «президентскую тему». И детские же подписи: «Президент – он хороший», «Президент обо всех нас забоится», «Президент - самый умный».

Но самой впечатляющей оказалась небольшая серия «плакатов-киноафиш», зазывающих на выборы, как в кино. Художники взяли сюжеты из нескольких мировых поп-шедевров – «Зорро», «Чикаго», «Матрица» - и украсили их вводом: «ЦИК представляет на всех избирательных участках выборы президента РФ. Дети до 18 лет не допускаются». «Это мы решили немножко похулиганить после Нового года», - стеснительно заметил Чуров.

Изопродукция была представлена на суд общественности. И общественность оказалась скорой на суд.

«Детский сад! – воскликнула лидер Партии мира и единства Сажи Умалатова. – И что вы делали два месяца? Я это за один день могу сделать. Детей высмеяли, - у нас что, такие дети страшные? А к этим боевикам только голых женщин не хватает». В речи Умалатовой чувствовался как традиционно-советский подход, так и традиционно-горский – оба этих начала соединились в ее депутатской биографии.

«У меня сыну пять лет, - вступился за детские рисунки 53-летний Александр Иванченко, - И я воспринимаю мир таким, как он его рисует». Вообще-то, рисунки вполне достойные. Но вот это «Президент обо всех нас заботится» вызвало и другие нарекания, - чем-то сталинским дохнуло немножко.

Член Центризбиркома, коммунист Евгений Колюшин, напротив, детские рисунки похвалил, а вот насчет «смайлика» заметил, что как-то он подозрительно смахивает на эмблему фирмы Nike - как бы в плагиате не уличили. И посоветовал убрать киноплакат, где пышная дама держит поднятый пистолет, а то получается, что на выборы оружием загоняют.

Были опасения и насчет «авторского права» в отношении всех вообще киноплакатов. Но бывший член ЦИК с совещательным голосом от СПС адвокат Вадим Прохоров заверил, что с этим все нормально: плакаты по мотивам фильмов, а за это ЦИК и РЦОИТ платить ничего не должны. Вообще же, Иванченко отметил, что киносюжеты взяты в экспериментальном порядке, плакатов на киношные сюжеты будет гораздо больше, и в основном сюжеты будут брать из лучших советских фильмов.

Семейные портреты в интерьерах также вызвали немало нареканий, главным из которых было то, что в них участвуют дети, - а в выборах-то несовершеннолетние как раз и не участвуют. Но Иванченко пояснил, что дети – будущие избиратели, пусть готовятся. «Больше всего детей – на избирательных участках, - заметил Иванченко, - их родители с собой берут». «И меня, когда я был ребенком, родители брали с собой на выборы», - подтвердил секретарь ЦИК Николай Конкин. Сам же Конкин высказал претензию к плакату с небоскребами: «Сити то ли упало уже, то ли находится в процессе падения». Глава ЦИК и сам опытный фотограф Чуров признал, что «острые ракурсы хороши, но не на предвыборных плакатах».

Отметили злые языки и то, что жилищно-строительные пейзажи как бы недвусмысленно намекают, что президентом должен стать именно Дмитрий Медведев, как руководитель национальных проектов. Но это сочли уже придиркой: в конце концов, жилье надо строить при любых властях.

Корреспондент «Росбалта» высказал осторожное сомнение в том, что кремлевская звезда – такой уж «объединяющий всех» символ: все-таки в современной России очень много людей антисоветски настроенных, и они тоже избиратели. Как ответил Вартан Саркисов, звезда на башне Кремля – это «символ президентской власти», долго искали и остановились на ней. Вообще же, над звездой решено еще подумать, как и над формой «смайлика». «Хотя мне она нравится», - отметил Чуров. Но судиться с Nike из-за авторских прав, естественно, никому не нужно.

Отдельный разговор был о материальной стороне дела. Как сообщил Иванченко, на концептуальную подготовку РЦОИТ истратил около 2,5 млн рублей. Но расходы на все обеспечение выборов изопродукцией будут на пару порядков выше: в декабрьскую думскую кампанию они обошлись в 200 млн рублей. Придется задействовать и муниципальные бюджеты, и региональные. Как напомнил глава РЦОИТ, муниципалитеты должны выделять 5% рекламных площадей на бесплатную социальную рекламу, а регионы получают средства на культуру.

Была и еще одна претензия, высказанная представителем партии «Народный союз». Дескать, очень уж празднично все на плакатах, - а в жизни простых людей не так все обстоит. На что был естественный ответ, что выборы – это все-таки праздник, и плакаты должны быть подстать.

Несмотря на жесткий разговор, в целом, впечатление у собравшихся было приятное. «Сработают» ли плакаты? Помогут ли они поднять настроение у небогатого провинциального избирателя? Зазовут ли на выборы, как в кино (с учетом того, что в кино сегодня как раз валом не валят)? На эти вопросы, как принято говорить, ответит уже сам избиратель.

Леонид Смирнов

Скачать все плакаты - .RAR ~1Мб