Posted 14 января 2008,, 14:08

Published 14 января 2008,, 14:08

Modified 1 апреля, 23:36

Updated 1 апреля, 23:36

Лукашенко решил извести "челноков"

14 января 2008, 14:08
В Белоруссии самым ярким событием начавшегося года стало выступление индивидуальных предпринимателей. Более двух тясяч человек собрались перед резиденцией Лукашенко, чтобы выразить протест против новых правил ведения мелкого бизнеса. Теперь многотысячная армия наемников, которые помогали "челнокам" таскать баулы с Черкизовского рынка Москвы, может остаться без работы.

В Белоруссии самым ярким событием начавшегося года стало выступление индивидуальных предпринимателей. На Октябрьской площади Минска, где находится резиденция Александра Лукашенко, собрались более двух тысяч человек, чтобы выразить протест против новых правил ведения мелкого бизнеса.

Эти правила фактически запрещают белорусским предпринимателям использовать наемный труд. Министерство экономики под диктовку президента сочинило документ, согласно которому помогать индивидуальным предпринимателям в бизнесе могут только ближайшие родственники, но не более трех человек.

Президентский указ затронул интересы громадного количества белорусов, работающих в челночном бизнесе. В прошлом году официальная численность индивидуальных предпринимателей в стране немногим превышала 200 тысяч. Их налоговый вклад – 3% от всех поступлений в казну. Неофициальная же статистика гласит, что на этот бизнес так или иначе завязан каждый десятый житель страны. Пожалуй, это самые самые независимые в Белоруссии граждане. Лукашенко так и не нашел путей их закабаления – материального и идеологического. Жили и работали без ведомостей на зарплату и портретов президента.

И вот, как трактуют действия властей сами предприниматели, поступил указ загнать их всех в частные унитарные предприятия (ЧУПы) - чтобы и зарплата регулировалась, и в государственных профсоюзах состояли. Все дело, однако, в том, что с капиталом индивидуального предпринимателся нельзя стать настоящим “чуповцем”. Кроме того, работа в формате ЧУПа предполагает совсем иной уровень ведения бизнеса. Это все равно, что велосипедиста посадить за руль автомобиля.

Весь прошлый год предприниматели взывали к благоразумию, искали пути к сердцу “батьки”. Напрасно: белорусский президент никогда не любил “вшивых блох”, как он сам окрестил представителей мелкого бизнеса. В канун Нового года Лукашенко подтвердил свое раздражение “мелочью”, которая, вроде ржавчины, разрушает созданную им экономическую систему. “Подписывая указ, я его сам критиковал. Это указ в их пользу. Что мы делаем? Мы дальше продолжаем поддерживать индивидуальных предпринимателей, которые завозят нам из третьих стран, из России, через Россию этот ширпотреб, в основном некачественный, и мы их за это льготируем. Мы для индивидуальных предпринимателей создали льготный режим”, – заявил Лукашенко.

В общем, с подписанием указа подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей оказалось на краю пропасти, преодолеть которую им вряд ли удастся. Перспектива безработицы реально замаячила и перед многотысячной армией наемников, которые помогали "челнокам" таскать баулы с Черкизовского рынка Москвы.

Между тем, многие предприниматели все же не поверили в твердость “батькиной” позиции. И январским днем решили навестить администрацию президента и передать ему челобитную. Увы, лидера предпринимателей Анатолий Шумченко постигла незавидная участь: c подачи охраны Лукашенко, минская милиция тут же отправила его на нары. Пока на 15 суток, но уголовное дело, возбужденное по факту несанкционированной акции, может обернуться куда более длительным сроком нахождения за решеткой. Не повезло в тот день и многим другим участникам протеста – кого избили, кого посадили.

Расправа с протестующими "челноками" имела для белорусских властей негативный международный и общественный резонанс. В частности, на “жестокое обращение” с демонстрантами указали США. Озабоченность “политически мотивированными арестами представителей гражданского общества” выразил и Евросоюз. Впрочем, официальный Минск давно адаптировался к подобным дипломатическим атакам Запада, и “замечания” по поводу подавления гражданских свобод его мало трогают.

Сложнее с внутренней реакцией. Несмотря на яростную критику со стороны властей, имидж индивидуальных предпринимателей в белорусском обществе весьма положителен. Главный электорат Лукашенко – пенсионеры и малоимущие – одеваются и кормятся у мелких частников, поскольку товары и продукты у них дешевле, нежели в системе госторговли. У Лукашенко же свои аргументы. По по его словам, частники, “демпингуя, угробили тысячи рабочих мест”.

Поэтому сейчас все государственные СМИ брошены, как считают участники предпринимательской акции, на их очернение. В частности, министр внутренних дел Белоруссии Владимир Наумов заявил, что протестующие «начали приставать к прохожим и бить транспорт». Министр подчеркнул, что прощения “хулиганам” не будет. “У меня наворачивались слезы, когда я смотрел на своих сотрудников, в которых плевали, которых били и делали с ними, что хотели», — делился внечатлениями Наумов.

Прощать предпринимателям протестные действия не намерено и министерство юстиции Белоруссии. В субботу оно подало в Верховный суд иск о ликвидации общественного объединения белорусских предпринимателей “Перспектива”, который, можно не сомневаться, будет удовлетворен в кратчайшие сроки.

Заодно власти намерены нанести очередной удар по оппозиции, представители которой присутствовали на акции предпринимателей. Помимо ареста председателя Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, министрество юстиции потребовало от ряда партий в срочном порядке объяснить присутствие их лидеров на указанном мероприятии.

По мнению наблюдателей, жесткая реакция властей вызвана стремлением Лукашенко не допустить “смычки” его политических противников с обиженной частью гражданского общества. Ведь в 2008 году в Белоруссии будут проходить парламентские выборы, в преддверии которых правящая элита, понятное дело, не заинтересована в возникновении “очагов головной боли".

Михал Стельмак