Posted 5 февраля 2008,, 21:05

Published 5 февраля 2008,, 21:05

Modified 1 апреля, 23:21

Updated 1 апреля, 23:21

"Усиление Мурманского порта повысит международные позиции России"

5 февраля 2008, 21:05
О том, как идет работа по созданию экономической зоны в Мурманском порту, подготовка к разработке Штокмановского месторождения и о перспективах организации российско-норвежской экономической зоны в интервью ИА "Росбалт-Север" рассказал председатель Мурманской областной думы Евгений Никора. По его мнению, Мурманская область обретает "второе дыхание".

О том, как идет работа по созданию экономической зоны в Мурманском порту, подготовка к разработке Штокмановского месторождения и о перспективах организации российско-норвежской экономической зоны в интервью ИА "Росбалт-Север" рассказал председатель Мурманской областной думы Евгений Никора. По его мнению, Мурманская область обретает "второе дыхание".

- Евгений Викторович, в октябре прошлого года внесены изменения в законодательство Российской Федерации об особых экономических зонах, которые предполагают создание портовых особых экономических зон. Известно, что порт Мурманск является одним из перспективных претендентов на создание подобной зоны. Есть ли сегодня необходимость корректировки региональной законодательной базы для реализации этого федерального закона?

Мурманская область находится в числе претендентов, и я считаю, вполне реальных, на создание портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Мурманский порт – единственный незамерзающий глубоководный порт на Северо-Западе, к тому же не ограниченный локальными морями, имеющий прямой выход к важным межконтинентальным транспортным маршрутам. И в нашем регионе делаются конкретные шаги по созданию ПОЭЗ в порту Мурманск - утвержден план мероприятий, началась разработка документов для подготовки заявки на участие в конкурсе по отбору претендентов, разработан вариант технико-экономического обоснования ее создания.

Региональный парламент готов работать над формированием региональной нормативной правовой базы, необходимой для успешной реализации проектов и создания благоприятных условий для их участников. Это касается налогового законодательства, правовой базы, обеспечивающей экологическую безопасность при проведении работ, направленной на стимулирование производства, инвестиций, внедрение инновационных технологий, на привлечение и подготовку квалифицированных кадров.

- Какие перспективы для Мурманской области и всей страны даст возможное создание портовой особой экономической зоны на территории Мурманского морского порта?

Результатом увеличения мощностей порта, грузопотока, идущего по крупным международным транспортным артериям станет рост товарооборота, что в свою очередь повысит конкурентные позиции России на рынке перевозок. Создание портовой особой экономической зоны, прежде всего, положительно скажется на экономике предприятий, занимающихся перевозкой и перевалкой грузов, судоремонтом.

Развитие порта Мурманск – составная часть важнейшего по значимости для нашего региона проекта по созданию Мурманского транспортного узла. В ноябре прошлого года утвержден состав учредителей ОАО "Управляющая компания "Мурманский транспортный узел", в который вошли Мурманский морской торговый порт, "Роснефть", "Российские железные дороги", "Росморпорт", Правительство Мурманской области. Месяцем позже между ОАО "РЖД" и Правительством нашей области подписано соглашение, которое предусматривает реализацию крупных проектов, связанных с развитием Мурманского транспортного узла. Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта в нашей области к 2010 году составит 150 миллиардов рублей.

Очевидно, что, модернизируя региональную экономику, мы получаем новые рабочие места для жителей области, развиваем социальную инфраструктуру нашего края. Перспектива роста морских перевозок и увеличение загрузки порта связаны также с разработкой шельфовых месторождений на Штокмане.

- Евгений Викторович, как Вы можете оценить ход работ на Штокмановском месторождении?

После многолетнего напряженного ожидания, исследований, дискуссий сегодня можно констатировать, что процесс освоения Штокмановского месторождения приобретает все более активный, поступательный и необратимый характер. В декабре прошлого года я присутствовал на первом совместном совещании членов международного консорциума по разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения с участием представителей компании "Севморнефтегаз", "СтатойлГидро в России", "Тоталь". Важно, что участники совещания в качестве приоритетного направления реализации проекта отмечали его полную интеграцию в Мурманскую область и то, что он может успешно развиваться только при поддержке органов государственной власти региона. Обустройство Штокмановского месторождения является одним из приоритетных инвестиционных проектов ОАО "Газпром" и в соответствии с его планами, поставки газа по магистральному газопроводу начнутся в 2013 году.

- В Кольском крае появится перспективный центр по добычи и переработке газа…

- Да, Мурманская область обретает "второе дыхание", превращаясь в столицу освоения богатств арктического шельфа, в центр нефтегазовой промышленности и международного взаимодействия нефтегазовых компаний, инвесторов и поставщиков. "Газпром" принял решение о выборе Териберки в качестве площадки для строительства завода по сжижению газа, поставляемого со Штокмановского месторождения и уже этой весной там планируется начать подготовительные работы. Через год будет завершена разработка всей технической документации, а в 2010 году начнется строительство самого комплекса. К январю 2012 года все должно быть готово к поставкам сжиженного газа, еще через два года планируется начать его отгрузку. В процессе реализации этого масштабного проекта на территории Мурманской области будет освоено свыше 400 миллиардов рублей, дополнительно появятся тысячи рабочих мест.

Мурманская область приобретает совершенно новое значение как логистический центр с выходом в мировое экономическое пространство для транспортировки природных ресурсов и их продуктов на мировой рынок, как мощный транспортный узел.

- На каком этапе находится проект создания еще одной экономической зоны – межгосударственной – на территории Мурманской области и Норвегии?

Вопрос, который был озвучен норвежцами в 2006 году, о промышленно-экономической зоне между нашими государствами сейчас находится в стадии обсуждения. Предлагается создать зону, состоящую из двух анклавов: норвежского – в Яр-фьорде и российского – в Печенге. На этой обособленной территории предполагаются особые визовые, экономические, транспортные отношения.

Создание этой экономической зоны для нас очень важно и выгодно. Проект будет способствовать усилению экономической активности региона, развитию транспортной инфраструктуры, обеспечит дополнительную загрузку портовых мощностей области, организует новые рабочие места. Мы активно обсуждали этот вопрос на недавней международной конференции в Киркенесе. Норвежская сторона подтвердила, что концепция Поморской зоны предполагает ее создание не в качестве конкурента, а в качестве дополнения к Мурманскому транспортному узлу.

- Сегодня широкий резонанс вызывает предстоящая передача управления атомным флотом Росатому. По этому вопросу интересно Ваше мнение, как эксперта, проработавшего 13 лет в структуре Росатома.

Принципиальное решение по атомному флоту было принято в Министерстве транспорта РФ. Мурманское морское пароходство, на мой взгляд, весьма эффективно управляло "Атомфлотом". Причем саму структуру управления можно назвать довольно оригинальной. Нечасто в России можно встретить, чтобы ОАО управляло активами унитарного государственного предприятия и управляло весьма эффективно, без нареканий. Передача атомного флота новому оператору призвана решить прежде всего проблему финансового оздоровления предприятия, дать дополнительный импульс для развития ледокольного флота России. В модернизацию и продление ресурса действующих ледоколов и ядерных энергетических установок, а также строительство новых предполагается вложить немалые средства. Государство активно стремится не только инвестировать эту отрасль, но и иметь возможность контроля больших денежных потоков.

Но в решении данного вопроса, по моему убеждению, не должно быть излишней поспешности, на что обратил внимание и губернатор области Юрий Евдокимов в своем обращении к председателю правительства РФ 10 января. Считаю, что необходимо тщательно проработать процедуру передачи судов новому оператору и решение финансовых вопросов, связанных с субсидированием ледокольного флота. Думаю, что представители государственной власти Мурманской области должны быть привлечены к обсуждению этой темы.

Беседовала Наталья Смирнова