Posted 24 февраля 2008,, 05:00

Published 24 февраля 2008,, 05:00

Modified 1 апреля, 23:09

Updated 1 апреля, 23:09

Телереклама - вне закона!

24 февраля 2008, 05:00
«Вся моя жизнь - это бег против часовой стрелки», - сказал, выступая по ТВ, Николя Саркози, решивший начать новую реформу. На этот раз – самого французского телевидения. Одна из амбиций президента Пятой республики - создать, как он сам сформулировал, «новое общественное телевидение».

«Широкая программа, господа!», - говаривал по подобным глобальным поводам генерал де Голль. И в самом деле, начинать энергичному месье Саркози приходится почти с нуля. Хотя определенные основы общественного телевидения во Франции существуют уже давно. Корпорация «Франс Телевизион» объединяет сразу несколько каналов общественного ТВ, в том числе – и такие влиятельные как «Франс 2», имеющий в последнее время 20% зрительской аудитории, и «Франс 3», покрывающий регионы, включая заморские департаменты и территории в Америке, Африке и Океании. То есть – второй и третий общенациональные каналы.

Но пока что по форме своего существования и по содержанию они мало чем отличались от частного телевидения, составляющего абсолютное большинство французской эфирной палитры. Тогда-то Николя Саркози, прозванный соотечественниками «человеком, не умеющим ждать», и решил нанести удар в самое сердце телевизионной коммерческой системы.

Когда он объявил в начале января, что полностью упразднит рекламу на общественном телевидении, французы ушам своим не поверили: это невероятно – представить сегодняшнее телевидение без постоянных рекламных пауз! Но президент упорно стоял на своем: общественное телевидение – телевидение особое…

Тут, наверное, необходимо пояснить некоторые детали. Во Франции каждый обладатель телевизионного аппарата – каким бы тот ни был! - обязан платить за право пользования им определенную сумму. Не такую уж и малую. А именно: 116 евро в год – что-то около 4500 рублей. Для пенсионеров, инвалидов и многодетных семей, конечно, делаются исключения. Но в остальном никаких послаблений быть не может. «Редеванс» - так называется этот налог – обязателен во Франции, как и во многих других европейских государствах, для всех и для каждого.

Как только житель Пятой республики приобретает в супермаркете, в специализированном магазине или по Интернету телевизор - непременно с паспортом или с удостоверением личности и с неизбежной регистрацией аппарата в специальном формуляре, - данные на владельца тут же поступают от коммерсантов в фискальные службы, ведущие обширнейшую картотеку на любителей телевидения. Конечно, некоторые французы все же хитрят, увиливают. Скажем, покупают телевизор в соседних странах, особенно – в Нидерландах с их знаменитой фирмой «Филипс». Однако, если такая махинация «выплывает», становится явной, могут быть неприятности. Мораль простая: закон есть закон. Извольте платить!..

Собираемые таким образом средства идут на содержание общественного телевидения. Не государственного, заметьте, а общественного. То есть управляемого чиновниками, назначаемыми властями при тесном участии различных организаций: депутатов и сенаторов, профессионалов телевидения и социологов… Такого телевидения, цель которого не зарабатывание денег, а служение обществу. Зависящего от этого общества и подотчетного ему.

Нельзя не признать: массивная реклама, размещаемая на «народных каналах», не очень вяжется с их благородными принципами. И Саркози с присущей ему горячностью решил привести все в соответствие. Кстати, запретить или хотя бы ограничить рекламу на общественном телевидении, существующем во Франции уже давно, порывался два десятка лет назад и президент-социалист Франсуа Миттеран, но так и не сделал ничего. Саркози же красивыми декларациями ограничиваться не стал.

Чем сперва и вызвал на свою голову гнев профессионального цеха. Неделю спустя после заявления Николя Саркози о начале войны с рекламой начали забастовку сотрудники общественных телеканалов. Несколько дней на «Франс 2» не было ни привычных новостных выпусков, ни авторских передач – только фильмы, концерты и другая заранее записанная развлекаловка. Потом волнение улеглось.

Дело в том, что журналисты и иже с ними подумали, будто отсутствие рекламы автоматически вызовет сокращение бюджета общественного телевидения. А значит, в лучшем случае - уменьшение зарплат и гонораров, в худшем – сокращение штата. Все встало на свои места после того, как президент объяснил, что «каждый евро, недополученный по причине отказа от рекламы, будет компенсирован евро из общественной казны. Это касается не только 2009 года, но и 2008-го - в зависимости от трудностей, которые встанут на пути «Франс Телевизион».

Разговор же идет о весьма немалых запланированных убытках, они оцениваются специалистами, как минимум, в 1,2 миллиарда евро! Откуда появятся в бюджете эти деньги? Неужели из карманов налогоплательщиков? Еще один болезненный вопрос. Чтобы дать убедительный ответ на него, специальным указом Николя Саркози учреждена на днях комиссия по созданию, цитирую, «нового общественного телевидения».

«Еще одна контора для бюрократов!», - скажет скептик. Но не все так примитивно. Ибо в комиссию, которую возглавил Жан-Франсуа Копе, лидер неоголлистского большинства в Национальном собрании и один из ближайших соратников Саркози, вошли помимо известных политиков и профессионалы телевидения и кино. Причем – самых разных политических пристрастий, вплоть до бывшего министра, а ныне сенатора-коммуниста Жака Раллита.

Цель перед ними конкретная. За период до конца мая, отпущенный президентом, члены комиссии должны, во-первых, определиться с формой отказа от рекламы. «Возможны два варианта, - предложил экспертам Николя Саркози. – Или отменить всю и всякую рекламу, начиная с 1 января 2009 года, или отказаться от нее мягко и постепенно, начав в 2009 году с запрета на рекламу после 20 часов».

А во-вторых, президент порекомендовал предусмотреть самые разные возможности будущего финансирования каналов общественного телевидения. Скажем, с ними могли бы делиться своими рекламными доходами частные телеканалы. Отчисления в пользу общественного телевидения могли бы делать и основные интернет-провайдеры. Можно было бы и поднять – всего на несколько евро – «редеванс»… При этом Николя Саркози особо подчеркнул, что и речи нет о том, чтобы «какой-либо из каналов общественного телевидения был бы приватизирован».

«Безусловно, перед новой комиссией стоит более чем деликатная задача, - считает Мишель Дрюккер, популярнейший во Франции телеведущий и продюсер передач на канале «Франс 2». – Пока я работаю полвека в студии и в лучах софитов, сменились шесть президентов Республики и 25 патронов телевидения. И ни один из них, кроме Николя Саркози, человека новой формации, выросшего у телеэкрана, не замахнулся на святую святых телевизионных доходов – на рекламу. Во весь голос ему скажу: «Браво!» «Пюб» - так мы называем во Франции рекламу – это источник перманентного стресса для журналистов и продюсеров. Она затрудняет зрителям восприятие передач и фильмов и лишает нас радости свободного творчества. Истинно творческое, свободное телевидение должно быть без рекламы – это для меня аксиома».

А вот и оценка революции, происходящей во Франции на общественном телевидении, данная российским специалистом.

«Реформы, затеянные Николя Саркози, весьма характерны для нашего времени, - считает Татьяна Брилякова, исполнительный директор Фонда развития общественного телевидения России. – Мы с интересом следим за ними, несмотря на то, что проецировать их на нашу страну пока что никак не можем. Нам не до запрета на рекламу на основных каналах. Ведь общественное телевидение в России делает только первые, робкие шаги.

Так, недавно мы провели совместно с факультетом журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова курсы повышения квалификации журналистов региональных электронных СМИ. Были представители самых значимых регионов – Санкт-Петербурга, Московской области, Перми, Саратова, Красноярского края… Говорили не только о контенте общественного вещания, но и о важности независимости СМИ. О том, что поднял Владимир Познер, завершая одну из последних своих передач «Времена»: государство должно уйти из мира масс-медиа, у частных же владельцев СМИ должно остаться одновременно не более двух медиа-инструментов. Скажем, один телеканал и одна газета или одна радиостанция и один журнал – в одни руки…

Кандидат в президенты Российской Федерации Дмитрий Медведев, выступая на днях, сказал о важности свободы прессы. Хочется верить, что он поднимет этот вопрос и после мартовских выборов. И тогда неизбежно встанет на повестку завтрашнего дня создание в России разветвленного общественного телевидения. Пока его нет у нас, мы не можем считать себя живущими в цивилизованном мире».

Кирилл Привалов