Posted 26 февраля 2008,, 13:54

Published 26 февраля 2008,, 13:54

Modified 1 апреля, 23:08

Updated 1 апреля, 23:08

Выборы: пора опереться на Христа

26 февраля 2008, 13:54
Сборник «Выборы в России» - небольшая по объему, но объемная по содержанию книга. Она вышла совсем недавно, однако некоторые содержащиеся в ней стратегические предположения уже успели кануть в Лету. Что ни говори, а российские политические реалии весьма динамичны. А «Выборы в России» все еще пропитаны надеждами.

«Выборы в России». Сборник
Издательство РГСУ, 2007, Москва

Эта небольшая по объему, но объемная по содержанию книга вышла совсем недавно, однако некоторые содержащиеся в ней стратегические предположения уже успели кануть в Лету. Что ни говори, а российские политические реалии весьма динамичны. «Выборы в России» еще пропитаны надеждами, что «Справедливая Россия» станет долгожданной "второй ногой" российских властей и, таким образом, позволит отстраивать систему сдержек и противовесов. Но не случилось. Сколько ни демонстрировал лидер эсеров свою покладистость, не дали ему карт-бланш на выращивание противовеса единороссам, и нынче судьба СР также туманна, как и в первые месяцы ее существования.

Почему не приживается на российской почве обычная, не суверенная демократия? Об этом в сборнике тоже написано немало. Например, социолог Сергей Баранов полагает, что вся генерация менеджеров, сформировавшихся в 90-е годы, слишком привыкла мыслить категориями «сиюминутной выгоды и максимальной эффективности здесь и сейчас». И этот операционный код поведения, этот фатальный страх потери продолжает работать и в условиях, когда ему пора бы уже уступить место другим поведенческим схемам. Другой автор сборника, ссылаясь на историков, полагает, что все дело в тяжелой наследственности российской государственности, где и само слово государство выводили от государя – государь-ство.

Впрочем, есть и более глобальные предположения. Так, политолог Валерий Чередниченко считает, что новые информационные технологии (НИТ) уничтожают демократию по всему миру. Государство становится все более сильным ключевым игроком и полностью подчиняет себе человека-индивида. Однако не с помощью откровенных и жестких мер, как в эпоху Сталина и Гитлера, а с помощью информационного воздействия, когда по сути государство изначально формирует себе таких граждан, которые нужны ему под задачи соответствующего периода.

Надо заметить, что такое понимание государства – как некоей обособленной самостоятельной силы, некоего сверх-Я, характерно именно для российских политологов и многие западные ученые вообще не до конца понимают, о чем, собственно, идет речь – что это за такая сверхсущность?

Есть в книге и еще одна чисто российская тема – коррупция, борьбу с которой самый вероятный будущий президент хочет выделить как отдельный национальный проект. Довольно распространено мнение, что коррупция – неотъемлемая и органическая часть той политико-экономической системы, которую худо-бедно получилось построить.(Хотя, вроде, строили-то совсем другое).

«Можно говорить о формировании в России специфической олигархической модели управления, активно использующей все рычаги влияния и давления, от создания эффективной политической партии до административного ресурса. Социальная база этой модели – так называемые олигархи и достаточно узкий слой супербогатых людей. Это и есть опорная специфическая социальная группа. Сила этого узкого малочисленного слоя в его сращивании с гипербюрократическим управленческим аппаратом страны, обеспечивающим реализацию его интересов. Это означает, кроме всего прочего, что борьба с коррупцией в этих условиях бессмысленна, так как она (коррупция) ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие существования подобной системы», - пишет, например, политтехнолог Петр Мешков.

И возразить против этого тезиса что-либо очень трудно. Как показывает исторический опыт разных стран, существует только два пути борьбы с коррупцией. Наиболее распространенный – создание конкурентности в политической среде, которая вынуждает чиновников–ставленников победившей в выборах партии сдерживать свои аппетиты. Второй путь хорошо известен в России и Германии – жесткий тоталитаризм, когда чиновники боятся потерять не место работы и деньги, а голову. Отчасти по этому пути пошел и Китай.

Интересно, какой из этих путей планирует задействовать потенциальный новый президент РФ? Предостерегая против окончательного свертывания политической конкуренции и свободных дискуссий, авторы сборника отмечают, что в таком случае «социальный пар» остается внутри котла, котел начинает перегреваться, и эта ситуация заставляет руководителей страны все больше и больше завинчивать гайки, опасаясь беспорядков.

В завершение хотелось бы обратиться к заметкам политолога Виктора Бондарева. Изначально он адресовывал свои тезисы «эсерам», но они остаются своевременными и сегодня - особенно учитывая очередной передел сфер влияния, назревающий в мире. Бондарев призывает использовать колоссальный идеологический багаж, который был накоплен СССР в XX веке и который оказал огромное влияние на все без исключения страны мира. Автор предлагает активно использовать постреволюционное интеллектуальное и художественное наследие, имея виду такие имена, как Родченко, Мельников, Малевич, Шагал, Эйзенштейн, Мейерхольд… Он призывает реабилитировать Маркса – как одного из великих мыслителей, и без страха обращаться к практике Мао Цзедуна, Дэн Сяопина, Че Гевары, Фиделя Кастро, Сартра и Маркузе - современных антиглобалистов.

По мнению Бондарева, последовавшие одна за другой антироссийские компании в соседних государствах — это во многом последствия нашего собственного антисоветизма. Если Октябрьская революция была преступлением кучки большевиков, то вся советская история становится чередой преступлений — соответственно, и жертвы уже выстраиваются в очередь… Автор предлагает рассматривать революцию как национальную трагедию (а не преступление), а весь советский период — как грандиозный эксперимент всемирного значения с неоднозначными последствиями. Социализм и коммунизм – законные дети христианской цивилизации, и в плане идей отрицать это невозможно. Фашизм же – чистой воды язычество, «ублюдок Европы». «И сегодня, если кто-то говорит об оккупации, пусть выдвигает свои претензии к Христу, который богатым обещал «игольное ушко», через которое они только и могут попасть в рай, и к немецкому еврею Карлу Марксу, который мощно обосновал необходимость преобразования мира и отказа от частной собственности», - подводит итог политолог. И его рассуждениям нельзя отказать ни в логике, ни в убедительности.

Татьяна Чеснокова

P.S. Вы хотите предложить для рецензии ваши книги? Пишите books@rosbalt.ru
Предпочтение отдается книгам общественно-политической направленности.