Posted 25 апреля 2008,, 10:12

Published 25 апреля 2008,, 10:12

Modified 1 апреля, 22:27

Updated 1 апреля, 22:27

Провинциальный оптимизм книжной торговли

25 апреля 2008, 10:12
Процесс консолидации торговых сетей захватил и книжный рынок. В условиях, когда читаемость книг в России постепенно падает, данный процесс дает книгоиздателям возможность восстановить пошатнувшиеся позиции за счет освоения регионов.

Процесс консолидации торговых сетей захватил и книжный рынок. В условиях, когда читаемость книг в России постепенно падает, данный процесс дает книгоиздателям возможность восстановить пошатнувшиеся позиции за счет освоения регионов.

На третьей выставке-ярмарке «Санкт-Петербургский международный книжный салон» акционеры книжных сетей «Новый книжный» и «Буквоед» объявили о создании единой книготорговой сети. Как сообщил гендиректор издательства «ЭКСМО» Олег Новиков, к дружественному слиянию компании готовились более полутора лет. Целью предстоящего объединения является создание федеральной розничной сети, претендующей на лидирующие позиции в отрасли. «В настоящий момент переговоры на уровне акционеров завершены, - уточнил Новиков, - процесс интеграции находится в стадии подготовки, и с 1 июля мы его запустим». В итоге у Новикова и его партнера по "ЭКСМО" Андрея Гридасова будет 63% всех акций объединенной компании, 37% распределятся между остальными акционерами.

Бренд, под которым будет работать объединенная сеть, еще не утвержден. Как отметил глава сети «Новый книжный» Михаил Иванцов, есть несколько приемлемых вариантов, но нет смысла торопиться. Годовой оборот сети «Новый книжный» составляет порядка 2 млрд руб., «Буквоеда» - более 1 млрд руб. Суммарно доля обеих компаний на рынке книжной розницы равняется 5%, при этом ожидаемый рост оборотов в год объединенной сети составит 30-35%.

Данная новость, даже при относительно незначительной рыночной доле обоих сетей, имеет для книжного торгового сегмента важное значение. С одной стороны, знаковым фактором является то, что крупные книготорговые сети начинают развиваться по пути других сетей, где слияния и поглощения давно стали обычным делом.

Кроме того, к особенности российского книжного рынка можно отнести серьезный дефицит торговых площадей (особенно в регионах) и вытекающие отсюда трудности для небольших издательств прорваться на рынок со своей продукцией.

Уточним, по данным Книжной палаты в 2007 году в России было зарегистрировано 108,8 тыс. наименований книг и брошюр (в 2006 году – 102,3 тыс.). При этом лидирующая десятка издательств контролируют уже 50% рынка («АСТ» и «ЭКСМО» – по 15% издательского рынка). Вместе с тем, в 1988 году суммарный тираж книг в России составлял 1,8 млрд экземпляров, а к 2007 году тиражи упали до 665,7 млн. По оценкам тех же книготорговых сетей, читаемость в год снижается на 10-11%, а цена на книги растет на 15-17%.

Конечно, магазин магазину рознь, но среднестатистический ассортимент книжного магазина не превышает 20 тыс. наименований. Модные новинки распродаются за 3-4 месяца, более «сложный» товар будет «скучать» на магазинной полке 6-8 месяцев, а то и год. С условием того, что торговые сети давно «распределены» между ведущими издательствами, продукция которых получает приоритетное право на полко-место, часть книг просто физически не находит места на полках.

Издательствам же, которые к торговым организациям отношения не имеют, приходится несладко. Например, по сообщению директора одного из таких издательств на условиях анонимности, на процесс попадания в петербургские книготорговые сети у него ушло 2 года. Вместе с тем, его издательство достаточно оперативно освоило рынки регионов и даже Украины. Сейчас уже очевидно, что рынку надо развиваться в направлении регионов, где есть неохваченная аудитория, а аренда торговых площадей значительно ниже. Тем не менее, немногие издательства идут по такому пути.

Объединение же сетей «Новый Книжный» и «Буквоед» как раз предполагает развитие в регионах. Сейчас в 21 городе России работают 120 магазинов «Новый книжный» и 28 магазинов «Буквоед», а число сотрудников обеих сетей превышает 2,5 тысячи. Планы же предполагают открытие в течение трех лет еще не менее 120 региональных магазинов. «Качественных магазинов в отрасли не хватает, - подчеркнул глава сети «Новый книжный» Михаил Иванцов, - и надеемся, что с объединением будем решать присущие отрасли проблемы лучше».

Гендиректор петербургской сети «Буквоед» Денис Котов, уверен, что процесс развития объединенной сети в регионах начнется не позднее середины 2009 года. «В 90-е годы была разрушена интеллектуальная инфраструктура, - заявил Котов. - И сейчас только восстановление и развитие книготорговых сетей позволит обеспечить выход в регионы».

При этом у небольших издательств появляется дополнительный шанс попасть на полки новых торговых площадок. В своем выступлении Новиков посчитал необходимым заявить, что как акционер обещает: преференций для отдельных издательств в новой сети не будет - она «будет открыта для всех издательств».

Игорь Чубаха