Posted 28 апреля 2008,, 11:00

Published 28 апреля 2008,, 11:00

Modified 1 апреля, 22:25

Updated 1 апреля, 22:25

Налетай – суррогат покупай!

28 апреля 2008, 11:00
Литр 95-го бензина в Москве стоит уже больше 24 рублей. Между тем, автолюбители по-прежнему рискуют купить по этой цене некачественное топливо - по разным оценкам, суррогатом торгуют от 20 до 30% столичных АЗС.

По мнению экспертов, впечатляющему «бензиновому галопу» последних полутора месяцев способствуют чрезвычайно высокие цены на нефть, а также сезонное повышение спроса на топливо и ремонт на отечественных нефтеперерабатывающих заводах. Ситуацией вовсю пользуются торговцы поддельным топливом. Справиться с ними, несмотря на многолетние усилия, город не может. Как утверждают в администрации столицы, суррогатом торгуют от 20 до 30% московских АЗС.

В Москве борьба с некачественным бензином ведется с середины 90-х годов, когда были установлены экологические требования к качеству моторного топлива и запрещено применение наиболее опасных присадок, способствующих онкологическим заболеваниям людей. В 1997 году власти города выступили с инициативой проведения проверок автозаправочных станций (АЗС) и административного наказания предприятий, которые реализуют некачественное моторное топливо.

В январе этого года был принят Административный кодекс Москвы, в котором определены все меры административного взыскания за экологические правонарушения, включая такие, как производство и оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям. Согласно кодексу, производители некачественного бензина могут быть оштрафованы на 400 тыс. руб., за повторное нарушение сумма штрафа составит уже 1 млн. руб.

При этом власти считают, что необходимо поощрять тех производителей, которые выпускают хорошее моторное топливо, например, предоставив им определенные льготы. Одной из мер поощрения стала также выдача АЗС, где продается качественный бензин, знака добровольной сертификации. Но сегодня в Москве такой знак имеют лишь 7 (!) автозаправочных станций. Между тем, по данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, в «черном» списке числятся около 40 столичных АЗС.

Процесс изготовления суррогата предельно прост: в бензин низкого качества, используемый обычно в нефтехимической промышленности и не облагаемый акцизом, наливают добавку, повышающую его октановое число. Нередко это делают прямо на автозаправках, и тогда 92-й бензин становится 95-м.

Это приводит к тому, что от трети до половины из 180 тыс. автомобилей, владельцы которых ежегодно обращаются в столичные сервис-центры, выходят из строя в результате работы на некачественном бензине. В суррогатном топливе используются высокотоксичные компоненты, которые влияют на износ узлов и деталей двигателя. Между тем, как утверждает Бочин, в настоящее время около 20% АЗС торгуют некачественным топливом.

Однако серьезного урона бюджету владельцев автозаправок штраф не наносит. По словам главы столичного природоохранного ведомства, он «отмывается» на заправке за полдня. Поэтому вот уже несколько лет столичные власти выступают за введение уголовной ответственности за продажу некачественного бензина.

Оптимисты надеются, что осенью ситуация начнет исправляться. Дело в том, что с 5 сентября вводится обязательное подтверждение соответствия техрегламенту выпускаемых в оборот на территории РФ видов бензина и топлива.

К автомобильным бензинам и дизельному топливу будут предъявляться следующие требования: для бензина стандарта «Евро-2» массовая доля серы - 500 мг/кг, «Евро-3» - 150 мг/кг (для дизельного топлива - 350 мг/кг), «Евро-4» - 50 мг/кг, «Евро-5» - 10 мг/кг. При этом выпуск бензина стандарта «Евро-2» будет производиться до 31 декабря 2008 г., «Евро-3» - до 31 декабря 2009 г., «Евро-4» - до 31 декабря 2012 г.

Регламент также предполагает унификацию требований к топливу с критериями «по выхлопам», а также унификацию с европейскими нормами. В Минпромэнерго утверждают, что нововведения не приведет к росту цен, а вот эксперты в этом сомневаются.

Они, в частности, обращают внимание на то, что производства дизтоплива "Евро-4" и "Евро-5" оставляет всего 16% от производимого в России. Около 75% производимого дизтоплива содержит более 0,2% серы («Евро-1»), и с 2009 года производить его будет запрещено. Для перевода производств на "Евро-4" и "Евро-5" (содержание серы — 0,005% и 0,001% соответственно) компаниям потребуется дорогостоящая реконструкция установок гидроочистки.

Что же касается бензинов, то реализация техрегламента находится под вопросом даже теоретически — стандарт «Евро» привязан к октановому числу, и если руководствоваться только им, то с 2009 года по России нельзя будет ездить на 80-м бензине. В частности, поэтому в техрегламенте предусмотрены исключения, позволяющие производить бензин с октановым числом 92 и ниже в течение 2009, 2010 и 2011 годов. Существуют и технологические проблемы.

Стандарты выше «Евро-2» предусматривают ограничения по содержанию ароматических углеводородов и бензола. В России основным высокооктановым компонентом является риформат, в котором контролировать содержание этих компонентов невозможно. Для перехода на "Евро-4" и "Евро-5" предприятиям необходим ввод установок изомеризации, дающих высокооктановый компонент, отвечающий международным стандартам. Пока оснащение ими своих заводов завершает лишь «ЛУКОЙЛ»

Четко объем инвестиций, необходимых для перехода на европейские стандарты всей отрасли, эксперты назвать затрудняются. «Это миллиарды долларов»,— заявил вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Как ранее подчеркивал начальник инвестиционного департамента «ЛУКОЙЛа» Андрей Гайдамака, введение стандарта «Евро-3» с 2009 года не требует значительных инвестиций и может быть легко выполнено. Однако, переход к более высоким стандартам, по его словам, потребует значительных финансовых вложений, а именно 600 миллиардов рублей, причем «сделать такие инвестиции в столь короткие сроки вряд ли возможно».

Примечательно, что указанные суммы смогут осилить лишь вертикально интегрированные компании. У независимых производителей и мини-НПЗ с 2009 года явно возникнут проблемы.

Говоря об отпускной цене, эксперты обращают внимание на то, что компаниям так или иначе придется компенсировать затраты и инвестиции, а значит, введение евростандартов приведет к росту цен на моторное топливо. Так что в будущем бензин, возможно, и порадует автолюбителей своим качеством (если подпольные дельцы не сумеют «договориться» с проверяющими структурами), но явно не ценой.

Елена Дудина