Posted 18 мая 2008,, 08:32

Published 18 мая 2008,, 08:32

Modified 1 апреля, 22:12

Updated 1 апреля, 22:12

Музей и поэт нашли друг друга

18 мая 2008, 08:32
Из Эфиопии в Петербург вернулась экспедиция Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (МАЭ РАН). О целях экспедиции и о поэте Гумилеве в интервью "Росбалту" рассказал директор музея, доктор исторических наук Юрий Чистов.

Из Эфиопии в Санкт-Петербург вернулась экспедиция Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (МАЭ РАН). Ее маршрут пролегал по основным местам, которые в 1913 году посетила экспедиция выдающегося русского поэта Николая Гумилева и его племянника Николая Сверчкова. Цель экспедиции состояла в том, чтобы собрать фото и видеоматериалы для готовящейся выставки «Николай Гумилев в Абиссинии», рассказал в интервью «Росбалту» директор МАЭ РАН, доктор исторических наук Юрий Чистов.


- Почему поэт отправился в научную экспедицию?

- Гумилев и Сверчков были отправлены в Африку в командировку, с целью собрать материалы для Африканского отдела Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры).

Профессиональных африканистов и этнографов - таких, какие есть сейчас, в то время не было не только в России, но и, практически, в мире. Были люди, которые занимались рукописями, например, эфиопскими. Но специалистов - африканистов в то время не было. И тут выясняется, что Николай Гумилев по собственной инициативе дважды - в 1909-м и 1910-1911 годах - побывал в Абиссинии. Уже тогда он собирал коллекции, часть которых щедро раздаривал своим друзьям. Выяснилось также, что он явно интересовался местным фольклором и вскоре опубликовал поэтические переложения местных текстов. Было ясно, что Николай Гумилев – хороший кандидат для организации и осуществления экспедиции музея.

- Что поручили поэту ученые?

- Поэту было тогда 26 лет. Он числился недоучившимся студентом. Его хорошо проинструктировали и поручили собирать этнографические коллекции, делать фотографии, записывать фольклор и, если будет возможно, собирать коллекции для Зоологического музея.

Согласно разработанному и согласованному маршруту, его экспедиция должна была морским путем достичь города Джибути, оттуда по железной дороге доехать до города Дыре-Дауа, потом пешим маршрутом в Харар. После этого, составив караван, отправиться на юг, в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай.

- Как прошло путешествие?

- Сегодня мы понимаем, что это было героическое путешествие, предпринятое во имя науки. Это была одна из самых длительных и самых масштабных пеших экспедиций российских исследователей по Африке. Но до недавнего времени о ней было практически ничего не известно. В 1921 году Николай Гумилев был расстрелян по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, и его имя долго находилось под запретом. Какие-то публикации стали возможны только в середине 80-х годов. Но материалы той экспедиции полностью никогда не публиковались. На экспозициях никогда с 20-х гг. XX в. не было написано, что они привезены экспедицией Николая Гумилева. За последние 20 лет были опубликованы лишь отдельные фотографии.

Экспедиция длилась больше 3 месяцев. Гумилев и Сверчков стационарно работали в крупном центре мусульманской культуры Восточной Африки - городе Харар, центре одноименной провинции. Сейчас это третий по величине город Эфиопии, центр эфиопских мусульман, город, в котором больше 150 мечетей и других мусульманских святынь. Путешественники совершили также длительный пеший поход вглубь страны.

В своем дневнике Николай Гумилев написал, что они прошли 975 километров по горным караванным тропам и каменистым пустыням. В сопровождении слуг и проводника они шли от одного пункта к другому в самое жаркое и в самое дождливое время года, часто без еды и воды. Покупали предметы для коллекции, делали фотографии, на которых запечатлели и быт народа, и потрясающе красивые пейзажи.

В дневниках Гумилев упоминает о некоторых трудностях, но не жалуется, а лишь констатирует факты. Пишет, например, что они пришли в деревню и смогли купить только кислое молоко. Или о том, что пить нечего, болят почки, бьет лихорадка.

На нашей выставке мы хотим показать фантастически мужественного человека, ставшего за годы Первой мировой войны (это немногим было дано) дважды Георгиевским кавалером - человека, готового на многие лишения во имя науки.

- Есть версия, что Гумилев ездил в Абиссинию в качестве разведчика... Что можете сказать по этому поводу?

- Это не единственная версия. Есть, например, версия, что у него была эфиопская жена, к которой он убегал от Ахматовой. Возможно, у любвеобильного поэта в Абиссинии и в самом деле были женщины, которые, кстати, необычайно красивы, но не ради же них он 60 дней шел вглубь страны с такими трудностями. Сидел бы рядом с эфиопской женой…

Что касается его роли разведчика, то, возможно, с ним беседовали сотрудники Генштаба, когда он вернулся из Абиссинии. Ведь эта страна была тогда в зоне интересов России. Но то, что он был не был профессиональным разведчиком и не выполнял в Африке особых заданий, это очевидно. Его по праву можно назвать профессиональным этнографом. Если он покупал сосуд, то описывал, как и зачем он употребляется. Если покупал украшение, то описывал, как его носит невеста и как – замужняя женщина. Он был настоящим ученым, и своей выставкой мы хотим показать его профессионализм.

Я показал фотографии, сделанные Гумилевым, самому крупному эфиопскому этнографу и историку, профессору Ш. Бекеле. И он сказал, что это фантастическая по своему качеству и абсолютно профессионально собранная коллекция.

- Ваша экспедиция шла точно по следам экспедиции Гумилева?

- Мы сверили его маршрут с современными картами и за 12 дней проехали на джипах и вездеходах более 5 тысяч километров, стремясь посетить те места, в которых побывал Гумилев, проходя по горным караванным тропам. Мы все время как бы «дышали» ему в спину. Это было «параллельное путешествие».

Мы увидели, что вещи, которые интересовали Гумилева, и которые он покупал для коллекции, бытуют до сих пор. Их, или сходные с ними, можно купить на рынке и сегодня. И мы покупали, чтобы показать на предстоящей выставке, что многие традиции сохранились и в наши дни. Например, Гумилев сфотографировал крестьянина, который пахал плугом, а затем просил крестьянина поднять плуг из земли и сфотографировал его в деталях, понимая ценность такого снимка для этнографов. Мы увидели такую же картину, и тоже попросили крестьянина поднять плуг, и тоже сфотографировали его.

Или - внимание Гумилева привлекли похожие на гнезда сооружения на деревьях. По ночам в них сидели мальчишки, охраняя поля. Такие сооружения есть и сегодня, и мы смогли повторить и этот сюжет Гумилева. Разница лишь в том, что он фотографировал обычной для тех времен камерой, любительским портативным аппаратом, в который вставлялись маленькие стеклянные пластинки, дающие негативы размером 4.5Х6 см, а мы – профессиональными цифровыми камерами.

Конечно, Эфиопия сегодня живет не только традиционной жизнью, но и современной. Новый «культурный слой» виден и в быту - канистры, пластиковые пакеты...

- Какие коллекции собрала Ваша экспедиция?

- Мы привезли 5-7 тысяч фотографий, 9 часов рабочих видеоматериалов для двух документальных фильмов. Один будет посвящен Николаю Гумилеву, другой – исламу в Восточной Африке. Известно, что Гумилев покупал в Хараре рукописи, кожаные переплеты книг, украшенные орнаментами, инструменты для изготовления переплетов, тростниковые перья для переписывания книг, доски, на которых школьники Харары учились письму.

Мы тоже привезли потрясающую рукопись в переплете ручной работы. Мы купили эффектный комплект наряда харарской невесты. Причем, мы не просто купили его, а еще и зафиксировали то, как местные женщины одевают его. Мы привезли сосуды, атрибуты мужской власти - например, плетки и кинжал, много богато украшенных вещей. Кроме того, мы хотим опубликовать к выставке материалы о судьбе дневников Гумилева.

Выставка объединит африканские экспонаты, собранные ученым и поэтом, его дневники и стихи. Это будет очень красивая экспозиция.

- Когда она откроется?

- Надеюсь, в ноябре.

Беседовала Неонилла Ямпольская