Posted 18 мая 2008,, 19:59

Published 18 мая 2008,, 19:59

Modified 1 апреля, 22:12

Updated 1 апреля, 22:12

На Москву обрушилась Ночь (фото)

18 мая 2008, 19:59
В ночь с субботы на воскресенье 130 государственных музеев и выставочных центров, около 50 частных художественных галерей пытались повергнуть сотни тысяч москвичей в культурный шок. И делали это совершенно бесплатно.

На «ночь музеев», проходившую в столице с 17 на 18 мая, можно было смело отправить пять журналистов, но, как известно, нельзя объять необъятное. Корреспондент «Росбалт-Москва» выбрал «Москву галерейную». Все-таки жизнь и работа крупных и мелких картинных галерей – процесс, так сказать, «элитарный» и незнакома большинству населения.

Так вот, в музейную ночь традиционная пропасть между народными массами и элитой была в значительной мере преодолена. Бесплатный вход и реклама в сочетании с хорошей погодой – которая, кстати, резко улучшилась как раз к началу культпоходов – сделали свое дело. И люди двинулись приобщаться к современному искусству.

Вся ночь впереди. Винзавод.

В этом зрительском потоке были свои дирижеры и организаторы. Так, значительное число – около полусотни галерей – объединили свои усилия в акции под названием ДОУТРАРТ и работали до 5.00 – дольше всех. Кураторами проекта выступили центр современного искусства «Винзавод» и творческое объединение МАРКА:FF. Акцию поддержало правительство Москвы, а среди кураторов был депутат Мосгордумы Евгений Бунимович.

«Очень здорово, когда нормально, естественно и легко ложится проект, - заметил Бунимович журналистам. – На него отзываются и частные галереи, и комендатура Кремля». Одним из «гвоздей программы» стал развод пеших и конных караулов на Красной площади. Правда, как отметил депутат Бунимович, с Кремлем договориться оказалось неожиданно легко, почти как с частниками. А вот с федеральными музеями вышло потуже.

Тем не менее, и в консервативном музейно-художественном мире подвижки имели место: так, лидер МАРКИ:FF Федор Павлов-Андреевич с некоторым трепетом сообщил, что директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина, легендарная Ирина Антонова, в этом году впервые продлила работу музея до 22 часов.

И Бунимович, и Павлов-Андреевич подчеркнули, что ночное время и бесплатный вход позволят повернуть лицом к картинам те категории населения, которые другим способом в галереи не затащишь. Это и молодежь – в том числе и такая, «при виде которой хочется перейти на другую сторону улицы» (но, войдя в картинные залы, она ведет себя вполне адекватно). Это и продвинутые офисные клерки, у которых есть деньги, но мало времени на респектабельные вечерние развлечения.

Военная тема Сергея Чайки.

На Винзавод в эту ночь публика валила валом, - хотя вином здесь и не пахло. Недавнее переоборудование бывшего Московского комбината виноградных и десертных вин, который не выдержал конкуренции и обанкротился, в пристанище для художественных галерей можно считать на редкость удачным. Приземистые красно-кирпичные здания за Курским вокзалом создают атмосферу «мрачноватого уюта», которую так любят художники. Двор заполнила веселая и разноцветная толпа. В некоторые галереи, например, в «инкубатор» Барбары Крюгер, из которого несло какими-то духами, выстроились очереди.

Много молодежи собрала выставка питерской художницы Марины Федоровой, на чьих полотнах яркими красками преподносится красивая жизнь современных богачей: дамы, туалеты, будуары, в сочетании с криминальными разборками со стрельбой. Девушки явно ассоциировали себя с героинями картин, фотографировались на их фоне. «Ну, быдло, что ты хочешшь», - пренебрежительно заметил какой-то юноша. По контрасту с этим, художник Алексей Каллима представил обширные полотна пожаров и жутковатых техногенных катастроф. Историческую часть представляла графика Василия Чекрыгина.

Красивая жизнь от Марины Федоровой.

Федор Павлов-Андреевич возглавил VIP-рейс. Десятки аккредитованных лиц, включая корреспондента «Росбалта», были посажены в небольшие немецкие автобусы, и, не без труда вырулив с Винзавода, колонна направилась в самый центр Москвы, в Хлыновский тупик. Там, в галерее АРТ4, зрители смогли ознакомиться с произведениями знаменитой эпохи соц-арта, злых пародий на советский официоз. Тут правил бал художник Борис Михайлов, подпустивший шпильку и нынешним временам: к полотнам добавилось несколько топчанов-матрасов, на коих живьем возлежали симпатичные девушки. Рядом стояла табличка: «Искусствовед тут».

VIP-персонам было позволено заглянуть в парочку галерей, для широкого посещения закрытых. Так, в галерее «Стелла-Арт» на Малой Никитской гостей встречал художник Сергей Головач, приглашая на свою выставку «Звезды против СПИДа». Двадцать пять фотопортретов наших соотечественниц, могущих быть отнесенными к разряду звезд. Тут вам и Татьяна Миткова, и Татьяна Михалкова. Мария Киселева, Мария Арбатова и Маша Гайдар. Арина Шарапова и Эвелина Хромченко, - кого только нет. Все обворожительны – и сняты на зловещем красном фоне, плавно переходящем в черный.

Кого-то могла посетить страшная мысль, что все звезды заразились СПИДом. Но все не так мрачно. Сам Головач, в белоснежной рубашке, энергично жестикулируя, пояснил, что он хотел вывести проблему СПИДа из того «маргинального», пренебрежительного состояния, в коем она пока пребывает в нашей стране. А звезды на его идею откликнулись. Яростно отстаивая права ВИЧ-положительных, художник не преминул заметить: «Лично я здоров».

Другая супер-элитарнейшая галерея, «Триумф», находится в роскошном особняке на Новокузнецкой улице. Выставлялся там художник Сергей Чайка – автор мрачно-реалистических картин на военную тему. Серо-зеленая аскетическая манера Чайки резко контрастировала с богатейшим убранством самого особняка, причем в рабочие кабинеты хозяев охрана даже не всех пустила.

«Такому особняку со сменными выставками не стоило бы и возиться, - заметил один из гостей, художник по имени Виктор. – Постоянную экспозицию бы сделали, тишь да гладь». Среди посетителей были и совсем далекие от актуального искусства люди. «Эти доктора и профессора недаром объясняют, что тут к чему, какой цвет что означает, - шипела девушка на своего парня. – А сказать «ерунда» и ничего не делать, - проще всего!».

С Новокузнецкой по ночной Москве колонна двинулась в самый центр – на Ильинку, где в галерее Гари Татинцяна выставлялся знаменитый американский живописец Джордж Кондо. Здесь произошло трогательное воссоединение VIPов с народом. Огромный зал был набит битком, а над толпой возвышалась белобрысая голова Федора Павлова-Андреевича, чей гренадерский рост очень помогал справляться с ролью гида.

Взгляд на мир Джорджа Кондо.

Картины Джорджа Кондо – уродливые шаржи современного общества, выполненные в примитивистском ключе, со злым юмором. А поскольку американское общество, как ни крути, во многом схоже с российским, многие получили удовольствие. Особенно те, кто прочел надписи, данные исключительно по-английски. Сам художник стоял посреди зала, купаясь в лучах славы и надписывая альбомы поклонникам.

«Я очень рада, - заметила корреспонденту «Росбалта» советник посольства Венгрии в РФ по культуре Илона Киш. – Организация немножко бестолковая, но сама идея восхитительна». Это можно считать лозунгом всей ночи. Действительно, некоторая неразбериха и необходимость гидам оперативно менять планы не могли испортить праздника.

На этом месте наш корреспондент покинул VIP-персон и на попутных «Жигулях» отправился на АРТ-стрелку, где до пяти утра должны были работать целых семь галерей. Небольшой бросок от Ильинки до стрелки Москвы-реки у Храма Христа Спасителя обошелся в 200 рублей. Причем, машину остановили уже у дома на Набережной, дальше пропускали только пеших. Поток молодежи и здесь был внушительным. «Город пустой, - хмыкнул один юноша, - пол-Москвы на Винзаводе, другая – здесь».

Ну, это, положим, преувеличение. Вообще, надо сказать, результат последнего посещения оказался скромным. АРТ-стрелка расположена в небольшом бело-кирпичном бараке на задворках кондитерской фабрики «Красный октябрь». К тому времени – третий час ночи – открыты были только три маленьких галерейки. Они демонстрировали черно-белые парижские уличные фотографии Алексея Дякина, пластиковые модернистские коллажи и абажуры Виктора Фрейденберга. А также инсталляции Натальи Вильвовской под названием «Немножко беременна»: выгнутые трубки дневного света, выполненные в виде нескольких пар рук, в разных положениях обнимающих живот.

"Немножко беременна". Наталья Вильвовская.

«Где еще тебя заставят неоновые трубочки любить», - вздохнула слегка разочарованная девушка. Возможно, впечатления подпортила техническая ошибка: неон светится красным, а не белым. Остальные обитатели АРТ-стрелки, видимо, свернули свое хозяйство, не дождавшись утра. Но атмосфера была непринужденной. В закутке Фрейденберга молодая компания пила вино. «Все, что связано с мясом, алкоголем и сексом, - все куда-то отлетает, - рассказывал юноша в черном. – Мы ходили по монастырям… У них там еще сабля была, - они ей зубы лечили». «В буддийскую общину не желаете записаться?» - обратился другой, одетый в черное, к корреспонденту «Росбалта».

Самые стойкие завершали ночь на АРТ-стрелке.

Тот же предпочел как раз мясо: в наибольшем из павильонов разместилось импровизированное кафе, на здоровых деревянных ящиках ели шашлыки. Бесплатный вход компенсировался ценой: телячий шашлык стоил 310 рублей, куриный – 270, кока-кола – 60 рублей, а чай – аж 90. После уплаты денег клиент узнавал, что ему надо идти во двор и стоять в очереди у мангала. Обидно, что при таких-то ценах, лаваша отрезали только половину. Прямо перед носом кончились соус и лук. Тем не менее, шашлык с перчиком оказался на славу.

А домой пришлось идти пешком по ночной Москве, чему , правда, благоприятствовала изумительная погода. Здоровая полная луна дополняла картину.

Леонид Смирнов, фото "Росбалт-Москва"