Posted 23 мая 2008,, 15:57

Published 23 мая 2008,, 15:57

Modified 1 апреля, 22:07

Updated 1 апреля, 22:07

Свой среди своих

23 мая 2008, 15:57
У Ставропольского края с обретением нового губернатора открылась новая страница истории. Предложенный Дмитрием Медведевым кандидат в главы региона устроил все крупные политические силы в регионе. Проголосовали за внесенную кандидатуру единогласно 45 депутатов.

У Ставропольского края открылась новая страница истории. Открылась она с обретением нового губернатора.

Время правления Александра Черногорова (1996–2008) по праву может считаться для Ставрополья целой эпохой. Приходил к власти ныне бывший губернатор на волне народного недовольства реформами 1990-х годов. Приходил в рядах КПРФ. Однако с изменением направления ветров повернулся, как флюгер, и Александр Черногоров, уйдя в «Единую Россию».

Но политических перебежчиков не любит никто. В том числе и те, к кому они перебегают. И ладно бы, если б от их «перелетов» польза была бы, развитие какое-нибудь стабильное, как в соседнем Краснодарском крае. Но от Александра Черногорова «Единая Россия» пользы не дождалась. Напротив, поражение партии на выборах в региональный парламент в 2007 году стало неприятным холодным душем для «единороссов». А факт поражения «медведей» стал источником энтузиазма для всех оппозиционеров. После изгнания из «Единой России» вопрос отставки с поста главы региона стал вопросом времени.

Новый губернатор Валерий Гаевский пришел к исполнению обязанностей совсем в иных условиях. Предложенный Дмитрием Медведевым кандидат в главы региона устроил все крупные политические силы в регионе. Впрочем, наверное, не следует думать, что в случае внесения иной кандидатуры реакция была бы другой. Ведь еще недавно, накануне отставки Александра Черногорова, назывались и другие фамилии вероятных кандидатов. Так, депутат от «Единой России» Анатолий Батурин поминал начальника ГУВД края Николая Гончарова. «Справедливоросс» Михаил Кузьмин в качестве возможного соискателя указывал спикера краевой думы, сына замминистра МВД РФ Дмитрия Еделева. Наиболее информированным оказался лидер фракции СПС Борис Оболенц – он верно назвал имя «преемника».

Ставропольский край до сегодняшнего дня отличался расколом элиты и отсутствием сильной губернаторской власти. В крае также более сильна и независима власть муниципальная, нежели, например, в Краснодарском крае или Ростовской области. Единогласная поддержка Валерия Гаевского может означать окончание разброда в местной элите, выстраивание ее в одну шеренгу. Впрочем, против такой точки зрения на новую ситуацию есть и контраргумент. Ведь в 2005 году и за Черногорова депутаты краевой думы тоже голосовали единогласно. А как не проголосовать, если кандидатуру президент вносит?

В прогнозах относительно будущности Ставропольского края следует учитывать специфику региона. Эта специфика делает невозможными точные прогнозы.

Валерий Гаевский – уроженец Белоруссии. Сам по себе этот факт ничего не значит, кроме одного любопытного совпадения. В ЮФО уже есть один губернатор – уроженец Белоруссии. Это глава администрации Ростовской области Владимир Чуб. Кстати, на факте общей родины губернаторов похожесть двух южных регионов и заканчивается. За время своего административного «долгожительства» Владимир Чуб покончил с независимостью внутренних районов области, создав управляемую вертикаль власти. Не менее централизованно управление и в соседнем Краснодарском крае. Сказать с уверенностью, пойдет ли новый глава Ставрополья путем создания сильной губернаторской власти, как у соседей, или же компромиссов с краевой и муниципальной элитой, сегодня пока не берется ни один эксперт.

Биография нового губернатора не богата какими-либо выдающимися фактами. После окончания Московского геологоразведочного института молодой инженер приехал работать в Ставропольский край. Здесь начал комсомольскую карьеру, достиг должности заместителя первого секретаря крайкома ВЛКСМ, затем работал в центральном аппарате ВЛКСМ.

В начале 1990-х годов, как и многие комсомольские функционеры, уходит в бизнес. Но в 1996 году Валерий Гаевский участвует в избирательной кампании Александра Черногорова. После победы патрона становится заместителем председателя краевого правительства. В периоды, когда «кресло» под губернатором начинало скрипеть и шататься, фигура Валерия Гаевского воспринималась как одна из вероятных замен Черногорову. С февраля 2006 года бывший вице-премьер Ставрополья – в команде Дмитрий Козака: сначала заместитель полпреда, потом помощник и заместитель министра регионального развития РФ.

«…Считаю, что губернатор как высшее должностное лицо должен быть открыт для диалога и взаимодействия с представителями всех политических партий и общественных объединений, - заявил Валерий Гаевский, выступая 23 мая перед думцами. - На посту губернатора я буду содействовать упрочению конструктивных основ диалога между конституционными ветвями власти на территории края».

В этот же день на пресс-конференции, посвященной своему утверждению, новый губернатор сообщил, что намерен снять со своих постов не менее трети чиновников. При этом Валерий Гаевский подчеркнул необходимость преемственности, а посему уточнил: «Я не выступаю за то, чтобы все зачищалось под ноль». Таким образом, судя по первым заявлениям, новый глава региона «почистит» касту чиновников, но не радикально.

Впрочем, вряд ли стоило ожидать иного – ведь Валерий Гаевский и сам из когорты ставропольских чиновников эпохи Черногорова. В этом же русле лежит и обещание нового губернатора не делать ставку на «варягов» или «временщиков». Основой кадровой политики назван, среди прочего, подбор по принципу патриотизма как преданности Ставропольскому краю.

С учетом вышесказанного «достижение общественного согласия», провозглашенное губернатором, видится, скорее, как поиск компромисса и диалога между группировками краевой элиты, а не разделения на «своих» и «чужих» с низложением последних.

Дмитрий Ремизов