Posted 29 мая 2008,, 13:23

Published 29 мая 2008,, 13:23

Modified 1 апреля, 22:03

Updated 1 апреля, 22:03

Глобальный цикл или конкретные продукты?

29 мая 2008, 13:23
Сегодня федеральный и региональные бюджеты выделяют значительные деньги на перевод экономики с ресурсных на инновационные рельсы. Но может быть, рациональнее выбрать конкретные направления для инвестиций, в которых нам необходимы инновационные продукты в первую очередь? За удачными примерами такой стратегии вложения казенных средств далеко ходить не надо.

Сегодня федеральный и региональные бюджеты выделяют значительные деньги на перевод экономики с ресурсных на инновационные рельсы. Но может быть, рациональнее выбрать конкретные направления для инвестиций, в которых нам необходимы инновационные продукты в первую очередь? За удачными примерами такой стратегии вложения казенных средств далеко ходить не надо.

Маленькие страны делают инновационное дело по-своему. Успешно

Томас Настас, президент компании Innovative Ventures Inc (США), которая 20 лет работает с венчурным капиталом и из них 7 лет в России, говорит, что создание целой экономики, основанной на знаниях, невозможно без политической воли и государственных инвестиций. А в сферах, в которых распоряжается государство, достижение политического консенсуса не всегда дается быстро, особенно по поводу финансирования, поэтому некоторые государства, принимаясь за создание экономики знаний, начинают с небольших, но легко выполнимых шагов.

Допустим, Эстония интегрировалась в мировую экономику благодаря активной поддержке со стороны правительства инновационного частного сектора в определенной сфере. Так, компания E-school начала поставлять в школы программное обеспечение, которое позволило учителям высылать сведения об оценках и посещаемости школьников родителям на компьютеры или мобильные телефоны. Это привело к быстрому росту числа пользователей компьютерами и мобильниками. Это программное обеспечение создало новую рыночную нишу в Эстонии и открыло для E-school выход на региональный и мировой рынок.

Когда-то правительство Израиля законодательно стимулировало создание новых предприятий, которые могли уменьшить зависимость страны от импорта углеводородов, и обязало все дома страны обзавестись устройствами, нагревающими воду с помощью солнечной энергии. В итоге дюжины новых стартапов в Израиле развивают и внедряют инновационные решения в области получения тепла и электроэнергии от солнца для удовлетворения мировых потребностей.

Новозеландское правительство финансировало научные исследования, чтобы получить технологии, необходимые для выживания и развития одной из главных отраслей своей экономики. В середине 1990-х годов новозеландское правительство инвестировало в научные исследования в области биотехнологий, чтобы улучшить качество и ассортимент вина, вывести более перспективные породы коров и овец с большим процентным содержанием мяса и меньшим жира. Упор был сделан на новые решения для агробизнеса страны, а не для глобальной индустрии биотехнологий, где у Новой Зеландии не было конкурентных преимуществ. Через пять лет финансируемые государством исследования принесли результаты, и венчурные компании занялись коммерциализацией этих разработок.

Сегодня новозеландское мясо и вино продаются в Австралии, Европе, Японии, России и США. Новозеландские компании продают технологии и консультационные услуги австралийским, европейским и американским производителям вина и животноводам.

Инициативы этих трех правительств заложили фундамент для создания инноваций в частном секторе. Стартапы, затеянные ради удовлетворения рыночного спроса, повысили уровень инноваций и креативности всей экономики.

«...Мы должны выстраивать инновационный цикл»

Первый заместитель председателя КЭРППиТа Сергей Фивейский говорит:

- Во-первых, мы воспринимаем инновационный путь развития как эволюционный, альтернативный сырьевому, который должен начинаться в недрах фундаментальной и прикладной науки, продолжаться — в системе высшего и среднего образования, и мы должны выстраивать инновационный цикл в целом. Сегодня мы это и делаем. С другой стороны, в Российской Федерации, и в Санкт-Петербурге в частности, действительно должны быть определенные приоритеты в развитии. Например, Петербург — мультифункциональный центр: культурная столица России, образовательный, транспортный, туристический центр, центр судостроения, энергомашиностроения, автомобилестроения, электроники. У нас не три наименования продуктов, а намного больше, и среди них не очень легко выделить три основных и об остальных забыть.

При этом надо понимать, в каких направлениях город силен с точки зрения мировой конкуренции. В определенной степени точки над i ставит Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики на 2008—2011 годы, принятая правительством города в начале этого года. Цель программы — достижение Петербургом экономической конкурентоспособности на российском и международном рынках за счет внедрения механизмов инновационного развития.

- Значит, жителю Петербурга не потрогать и не понять, куда идут огромные потоки бюджетных денег, предназначенные на развитие инновационных технологий?

Я разговаривала со своим родственником, у которого малое инжиниринговое предприятие в сфере теплоэнергетики, так он понятия не имеет о всех этих программах по его поддержке и не очень интересуется…

- Тут дело в общем скепсисе бизнеса по отношению к власти. Преодолевать этот скепсис нужно с помощью конкретных примеров, общих дел. Когда кто-то один получит поддержку и расскажет другому: «Я работаю с комитетом экономики и у меня получается, мне вот тут деньги выделили на получение международного сертификата, мне частично оплатили участие в выставке, мне предложили помещение в аренду в бизнес-инкубаторе …» Вот тогда бизнес начнет менять свое отношение к власти.

Информация будет открыта для всех. Мы разрабатываем интернет-портал «Инновационный Санкт-Петербург», на котором будут оперативно размещаться все новости, касающиеся инновационной системы Петербурга и России, а в частности, — по реализации программы.

Плюс к этому, в программе заложен комплекс PR-мероприятий по пропаганде инновационной деятельности. Это публикации, телепрограммы, общественные мероприятия — форумы, семинары, конференции.

И, наконец, приглашаю вас и все СМИ к активному диалогу с нами. Что касается меня, то всегда готов ответить на все возникающие вопросы.

- Что конкретно город будет делать для конкретных инноваторов?

- Механизмы, заложенные в программе, я бы разделил на две группы. Первая направлена на формирование среды, благоприятной для развития инновационного бизнеса. Вторая — стимулирование субъектов инновационной деятельности в форме косвенной финансовой и организационной поддержки.

Что касается финансовой поддержки, то программа предусматривает для инновационных организаций субсидирование части определенных затрат. Например, затрат, связанных с производством и реализацией инновационной продукции на экспорт, с защитой прав интеллектуальной собственности, с арендой помещений или использованием уникального оборудования, с участием в российских и зарубежных выставках, конференциях и семинарах.

Напомню, отбор субсидируемых предприятий будет производиться на конкурсной основе, а критерии и порядок отбора будут определены и опубликованы для всеобщего ознакомления на этапе реализации программы. В целом на финансовую поддержку инновационных предприятий программой предусмотрено более 250 млн рублей. В первом полугодии город определится с проектом пилотного инновационного кластера.

Системный подход — достояние сегодняшнего, благополучного, дня

- Вы, доктор экономических наук Сергей Фивейский, часто говорите: «Россия на мировом инновационном поле незаметна». Сейчас появилась возможность стать заметными. В ЕС создано Европейское инновационное табло INNO-Policy TrendChart (ЕИТ), и для него надо представлять данные по методике ЕС. Директор Института мировой экономики и международных отношений академик Александр Дынкин говорит, что этот проект важен потому, что появился абсолютно прозрачный и понятный механизм сравнения инновационной политики одной страны с другой.

Наши ученые фактически впервые проанализировали национальную инновационную систему России по скрупулезно формализованным стандартам ЕС и выявили определенные проблемы. Скажите, этот анализ ученых как-то может быть использован здесь и сегодня, или это все очень далеко от реальной жизни?

- Идеальных методик нет и не будет, но какая бы ни была методика ЕС, нам нужно ее знать, понимать и выдавать цифры, которые позволяют рассматривать Россию на мировой карте инновационных экономик. Мы изучаем европейскую систему, сопоставляем с нашей и будем готовить предложения, в том числе и на федеральный уровень, для внесения корректировок в работу государственных органов статистики.

- Проблема еще и в том, что эта компания проглотит огромное количество денег с очень маленьким эффектом, если мы не будем считать?

- На сегодня мы вынуждены работать в условиях несформированного правового поля, нет закона об инновационной деятельности, не полностью выстроена система приоритетов в промышленной политике и в развитии городского хозяйства.

И внутри региона мы имеем разные картинки перспектив развития инновационной сферы: наука видит одно, высшая школа — другое, промышленность — третье, логистика — четвертое… Мы пытаемся их объединить в единую систему.

Тем не менее, в нашей стране делаются определенные шаги как на уровне Федерации, так и на уровне регионов. В Петербурге мы попытались собрать все программы, все деньги, в которых есть упоминание об инновациях, и направить в единое русло.

- Что же, жизнь сегодня началась? Как Михаил Боярский недавно сказал: «Нам Путин границы открыл…»

- Системный подход к развитию города, взгляд вперед — это достояние сегодняшнего, благополучного, дня. Мы занимаемся одновременно методикой, методологией и идеологией макрозадач, идем, что называется, от общего к частному и параллельно решаем конкретные задачи.

Беседовала Елена Непомящая