Posted 2 июня 2008,, 16:54

Published 2 июня 2008,, 16:54

Modified 1 апреля, 22:00

Updated 1 апреля, 22:00

Тяжелая судьба Свияжска

2 июня 2008, 16:54
Нынешнее состояние острова-града Свияжска удручает, с трудом позволяя разглядеть его всемирно-исторический познавательно-туристический потенциал. Однако дальнейшее увеличение турпотока уничтожит еще сохраняющееся своебразие острова. Но, видимо, исчезновение духовной составляющей - необходимая плата за сохранение исторических памятников.

На остров-граде Свияжске прошел второй ежегодный фестиваль искусств «Свияжский Благовест», посвященный Международному дню культуры. По словам представителя одного из организаторов - Государственного музея изобразительных искусств РТ, сохраняющего множество старинных икон из свияжских церквей (два других - Казанская государственная консерватория и министерство культуры РТ), целью акции является «включение Свияжска с его древнейшим наследием в сеть культурно-познавательного туризма Татарстана и России». Однако нынешнее состояние Свияжска удручает, с трудом позволяя разглядеть его всемирно-исторический познавательно-туристический потенциал.

Остров-град расположен в тридцати километрах к западу от Казани при впадении в Волгу реки Свияги. Тихоходный речной кораблик идет эти тридцать километров ровно два часа. Вплоть до недавнего времени добраться до Свияжска можно было только вплавь, однако года три назад к острову построили дамбу, облегчив решение проблемы транспортного сообщения. Впрочем, островом это место тоже стало не так уж давно – в 1959 году, по окончании строительства Куйбышевского водохранилища.

Иван Грозный построил Свияжск в 1551 году на высоком берегу как военную базу для взятия Казани. Чтобы не выдать своих планов раньше времени, деревянную крепость срубили под Угличем, а затем спустили вниз по Волге и возвели на новом месте всего лишь за месяц. Даже с высоты современных технологий подобные проекты вызывают восхищение.

Впрочем, со времен Ивана Грозного ничего не сохранилось. Троицкая церковь, в которой, как говорят, молился царь перед решающим походом на Казань, снаружи – чистый новодел, только что не обшитый сайдингом и без пластиковых окон. Поверить, что внутри по-прежнему - исторические бревна, совершенно не возможно (вот было бы место паломничества для сторонников канонизации Ивана Васильевича!). Церковь входит в комплекс Иоанно-Предтеченского монастыря, основанного в конце XVI века. В комплекте с ней – белокаменная церковь Сергия Радонежского постройки 1604 года и выстроенная на византийский манер церковь Божией Матери «Всех скорбящих радость» 1906 года. Все три храма абсолютно разнородны по внешнему облику. Что касается внутреннего содержания, то в Сергиевском сохранилась фреска Троицы, а во «Всех скорбящих радость», в советское время использовавшейся под склад – практически ничего.

В этой церкви, внутри которой возведены уходящие под купол леса, но реставрационные работы пока как-то не заметны, и прошло первое выступление «Свияжского благовеста». Хор студентов Казанской консерватории под руководством Владислава Лукиянова великолепно (добавим к исполнительскому мастерству прекрасную акустику храма) исполнил «Святый Боже», «Богородице Дево» и ряд других духовных песнопений, а затем, с разрешения организаторов, пару русских народных песен – естественно, не плясовых.

Затем немногочисленные зрители фестиваля (организаторы отчего-то не усердствовали с рекламой своего начинания) переместились на монастырскую площадь, где плясал фольклорный коллектив консерватории. Ребята старательно выводили народные песни, но молодое поколение казанцев, понуждаемое припасть к истокам бабушками и дедушками, откровенно зевало. «Ты что ж не танцуешь, а?», - пытался заинтересовать внука пожилой любитель хороводных плясок. «Под такое не умею, - решительно отказался паренек лет десяти. – Я могу под Тимати, под ди-джей Смэш, под группу «Бандэрос»!». Дед не нашелся, что ответить.

«Это наша история, - терпеливо объясняла суть происходящего сверстнику любителя рэпа его бабушка. – Мы должны это знать, без прошлого нет будущего. Посмотри, как красиво!». «Красиво, но скучно!», - немедленно отозвался мальчик и побежал с приятелем за церковные ворота слушать из мобильника что-то про «казанских пацанов».

Последним номером «Свияжского благовеста» (в программе фестиваля было куда больше пунктов, однако, увы, не все были реализованы) стало выступление мужской части хора в Успенском соборе, входящем в ансамбль монастыря Успения Пресвятой Богородицы, основанного в 1555 году. Фотографирование в этом старинном храме, как гласит объявление, не благословляется, но именно он заслуживает особого внимания.

Здесь сохранились, хотя и в отреставрированном виде, очень своеобразные фрески. В куполе Успенского собора изображена Троица в виде Бога-Отца и сидящего на Его коленях Иисуса, держащего в руках Голубя-Духа Святого. На одной из колонн – чрезвычайно редкая для России фреска со Святым Христофором с лошадиной головой. На противоположной от алтаря стене – подробное изображение весьма большой группы праведников, едущих прямой дорогой в рай со свитками в руках, больше всего напоминающими газеты. Грешникам, скидываемым в ад, уделена лишь узкая правая вертикаль в темном углу храма. Некоторая наивность росписей объясняется тем, что рассчитаны они были в первую очередь на новокрещеных – татар и язычников. Перед художниками стояла задача не перепугать паству, в то же время не отступив от сути христианского вероучения.

Посмотреть все это, в принципе, интересно, но, пожалуй, только любителям русской истории. От настоящей старины тут мало что осталось, а общий облик Свияжска, где постоянно проживает около 250 человек (в начале прошлого века местных было около трех тысяч), не слишком радует: вросшие в землю покосившиеся домишки, визг бензопилы, обязательные кучи гниющего мусора на живописных обрывистых берегах.

«Я живу недалеко от Свияжска, - написал кто-то из местных на форуме, посвященном паранормальным явлениям. - Могу сказать, что не люблю это место - очень там себя чувствую не в своей тарелке. Так, будто должно что-то сейчас случиться. Шестое чувство орет во всю глотку «Беги!». Словечкам вроде «аура» и тому подобным, конечно, не место в рассказе об острове-граде, полном старинных церквей, но в этой оценке определенно что-то есть – в Свияжске и вправду делается немного не по себе, и об этом говорят не только паранормальные форумчане, но и вполне серьезные ученые-реставраторы, посвятившие свияжским памятникам годы своей жизни.

Возможно, дело в больном прошлом полуострова-острова. Говорят, что в 1918 году Лев Троцкий соорудил тут монумент Иуде Искариоту (экскурсоводы даже показывают место, где он якобы стоял, однако достоверность этих сведений вызывает сомнения, да и сам революционер и словом не упоминает об этом в довольно обширных воспоминаниях о свияжском периоде своей борьбы). Но если памятника Иуде, дай Бог, не было, то в реальности тюрьмы для политзаключенных (памятник ее жертвам стоит у входа в Успенский монастырь) и больницы для психохроников, ликвидированной только в 1994 году, сомневаться не приходится.

В 1960 году Свияжск был объявлен памятником истории и культуры России, в 1996-м его включили в «лист ожидания» списка Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Попадет ли он туда – большой вопрос. «Шансы Свияжска сильно подпортила линия ЛЭП, изуродовавшая вид острова, - заметила «Росбалту» представительница организаторов фестиваля. – Одним из условий включения в список, как известно, является сохранение исторического облика памятника, новоделы категорически не допускаются».

Руководство Казанской епархии призывает принять для его возрождения специальную целевую программу. Возможно, вскоре федеральное правительство поддержит строительство Свияжского мультимодального логистического центра стоимостью порядка 10 млрд рублей (восстановление исторических памятников Свияжска обойдется примерно в 4 млрд рублей). Если же вписаться в федеральную целевую программу не удастся, правительство РТ пообещало, что проект все равно будет реализован. А вот реставрировать свияжские памятники, находящиеся в не лучшем состоянии, за свой счет республика не готова. И хотя леса стоят у каждого храма, требующего восстановления, за прошедший год мало что сдвинулось с места. С другой стороны, остров-град – действительно уникальное явление, интересное отнюдь не только татарстанцам, и финансовое участие Москвы будет более чем оправданным.

Решение по развитию туризма в Свияжске на республиканском уровне принято, сезон открыт, по выходным тургруппы без конца сменяют друг друга, но сервис на острове оставляет желать много лучшего. На остров-граде негде остановиться на ночь. Здесь до сих пор нет кафе (вывеска есть, а самого заведения общепита в привычном смысле – нет, хотя его услуги были бы востребованы). Правда, теперь желающие могут разжиться пивом, что многие и делают – год назад это было практически невозможно. У пристани можно приобрести к нему и соленую рыбку. Но стоит ли радоваться такому прогрессу? Предлагаемые туристам открытки и брошюры – неоправданно дороги, а сувенирная продукция – силуэты свияжских церквей на глиняных черепках, грубоватые резные деревянные кресты да лаковые раки на подставках – однообразна и простовата.

Восстановление былой красоты Свияжска – дело, безусловно, благое. Но количество туристов на маленьком острове, который легко обойти за час, уже сейчас таково, что развитие монашеской жизни в обоих возрождаемых сейчас монастырях представляется довольно сложной задачей. Дальнейшее увеличение турпотока неизбежно уничтожит еще сохраняющееся своебразие острова. По-видимому, в нынешних условиях исчезновение духовной составляющей - необходимая плата за физическое сохранение исторических памятников.

Яна Амелина, фото автора