Posted 11 июня 2008,, 13:29

Published 11 июня 2008,, 13:29

Modified 1 апреля, 21:53

Updated 1 апреля, 21:53

Обама переиграл Клинтон стратегически

11 июня 2008, 13:29
Завершилась одна из наиболее динамичных предвыборных кампаний этого сезона – борьба за выдвижение кандидатом в президенты США от Демократической партии. Им стал Барак Обама, еще полгода назад считавшийся аутсайдером.

В минувшие выходные завершилась одна из наиболее динамичных предвыборных кампаний этого сезона – борьба за номинацию (выдвижение официальным кандидатом в президенты США) от Демократической партии, которая досталась Бараку Обаме, еще полгода назад считавшемуся аутсайдером. Это стало возможным благодаря не только его успешной стратегии, но и тем ошибкам, которые совершила его оппонент Хиллари Клинтон. Теперь же Обаме предстоит следующее соревнование – с кандидатом от республиканцев Джоном Маккейном.

Когда в США оставались считанные дни до начала первичных выборов (праймериз), на которых определяются кандидаты от двух основных партий, фаворитами гонки считались демократ Хиллари Клинтон и республиканец Рудольф Джулиани. Однако этот прогноз, как и многие другие в этом сезоне, оказался неверным.

«Мэр Америки» Джулиани продержался всего месяц и выбыл из борьбы 30 января после неудачных для него результатов праймериз в Нью-Хэмпшире и во Флориде, после которых и определился фаворит гонки у республиканцев – Джон Маккейн. Он стал компромиссным кандидатом от партии, чей образ был сильно подпорчен правлением Джорджа Буша и его «ястребов». Кампания этого кандидата чуть было не развалилась под грузом финансовых проблем, однако популярность Маккейна, чью боевую биографию наизусть знают уже, наверное, все американцы, - позволила ему одержать ряд важных побед.

И, поскольку, согласно правилам Республиканской партии, победившему на праймериз политику достаются все закрепленные за штатом делегаты выборного съезда, он с легкостью вырвался вперед и в начале марта неофициально стал кандидатом в президенты.

В демократическом лагере же все оказалось иначе. Демократы распределяют делегатов пропорционально. Это означает, что после очередных праймериз каждый кандидат получает свою заветную долю делегатов. Все осложнилось также тем, что основной фаворит гонки – Хиллари Клинтон неожиданно для себя встретила серьезного противника в лице сенатора из Иллинойса Барака Обамы. Именно он одержал победу на первых выборах в Айове, после чего между ним и Клинтон завязалась тяжелая борьба за каждого делегата.

Борьба оказалась тяжелой не только потому, что растянулась на полгода, но и из-за того, что для Хиллари Клинтон она велась по новым правилам. Барак Обама, который изначально понимал, что ему как новичку американской политики придется биться за каждого избирателя (а не делегата, как планировала Клинтон), организовал серьезную работу на местах.

Его основным посланием была идея перемен, в том числе смены тех правил, по которым делается политика в США: отказ от денег большого бизнеса и связей с группами давления. Развивая этот аргумент, его предвыборный штаб создал огромную сеть добровольцев по всей стране, которые, вдохновленные историей Обамы и его пламенными речами, приходили на «работу» со своими ноутбуками и ланчами. Это позволило серьезно сэкономить средства в начале кампании и более сдержанно расходовать их на всем ее протяжении.

Да и зарплата у сотрудников его штаба была гораздо скромнее, чем у работников Клинтон. Получая в два раза меньше денег, они по двое селились в отелях во время командировок, а когда возвращались в Чикаго, где находится основной офис штаба, то ехали на рейсовом автобусе за $2, а не на такси. Как говорил потом Обама, люди, которые его поддержали, сделали это потому, что верили в его идеи, другой причины у них не было – в самом начале кампании в США никто всерьез не верил в успех чернокожего политика.

Он сумел обойти Хиллари и по части фандрайзинга: если Клинтон сфокусировала свое внимание на крупных спонсорах, проводя один благотворительный ужин за другим, то Обама сделал ставку на небольшие пожертвования от обычных американцев. Это позволило не только сэкономить драгоценное время и не ходить на встречи с «китами» бизнеса, которые в любом случае не могли пожертвовать больше разрешенных $2300, и избежать «неудобных» обещаний, которые бы пришлось давать в обмен на пожертвования, - но и привело к установлению рекорда: кампания Обамы в месяц собирала до $30 млн.

Деньги поступали через Интернет. Это были небольшие суммы, но одни и те же люди вносили их снова и снова по мере того, как продолжалась борьба. Билет на встречу с кандидатом стоил всего 25 долларов, но на такие рандеву собирались полные стадионы. На каждом углу можно было приобрести сувенирную продукцию. Причем каждый покупатель записывался как спонсор, что только сильнее стимулировало людей на приобретение значков и маек. Электронные адреса спонсоров скрупулезно документировались и использовались потом для мобилизации избирателей.

Именно Интернет стал той областью, в использовании которой Обама стал первопроходцем. Его послание о необходимости перемен самый сильный резонанс вызывало среди молодых американцев – активных пользователей Сети. Использование ресурсов «My Space» и «Facebook» – аналогов российских «Одноклассников» и «В контакте» - дало совершенно неожиданные результаты.

В то же самое время Хиллари Клинтон вела свою предвыборную кампанию в «стиле действующего президента». Она была основана на знакомом всем американцам политическом бренде, на способности использовать административный и партийный ресурсы. Однако очень быстро стало ясно, что это как раз то, чего американцы не хотят.

Осознав, что идея перемен – это главная тема сезона 2008 года, Хиллари постаралась сама взять ее на вооружение, помножив ее на свой опыт. Однако избиратели с неохотой воспринимали новую комбинацию. Сложнее всех поверить в «новую Клинтон» было молодым американцам, которые вдруг резко стали интересоваться политикой и помнили, как лицо Хиллари мелькало на экранах телевизоров, еще когда они пешком под стол ходили.

Другой ошибкой Клинтон стало то, что она, считая себя «без пяти минут кандидатом», построила стратегию на том, чтобы выиграть праймериз в крупных штатах (Калифорнии, Техасе и других) и таким образом положить себе номинацию в карман. Она полагала, что это произойдет быстро, и серия первичных выборов, как это бывает обычно, не дойдет ни до Пуэрто-Рико, ни, тем более, до Монтаны и Южной Дакоты.

Она ошиблась, и этот промах привел к тому, что ее кампания с финансовой и организационной точки зрения была рассчитана максимум на первые два месяца. А бороться пришлось полных пять. Барак Обама же, наоборот, планировал с миру по нитке собирать голоса делегатов в каждом штате, включая те, которые в списке шли самыми последними. Это привело к тому, что в апреле обогнать Обаму по числу делегатов было уже невозможно.

Более того, его команду не сотрясали увольнения, из штаба не утекала информация, а ближайшее окружение, в отличие от советников Клинтон, не было вынуждено признаваться репортерам, что понятия не имеет, что у кандидата на уме. Решения в рамках кампании Обамы принимались заранее, и о них вовремя сообщалось в регионы. В то время как региональные сторонники бывшей первой леди столкнулись с тем, что получали распоряжения слишком поздно, когда уже ничего предпринять было нельзя. Совокупность всех этих факторов позволила Обаме обойти главного фаворита гонки и стать первым афроамериканцем, получившим реальный шанс быть избранным президентом США.

Однако за победу в ноябре еще придется побороться. Ведь если ему и удалось победить Клинтон по количеству делегатов, то за Хиллари проголосовало большее число избирателей, пусть это даже и не имело значения в ходе первичных выборов.

За все пять месяцев кампании Обаме так и не удалось перетянуть на свою сторону рабочий класс, который поголовно голосовал за Клинтон во всех американских штатах. То же самое касается пожилых людей и большинства латиноамериканцев. Именно эти люди могут в ноябре проголосовать за Маккейна, выразив таким образом свое недовольство тем, что от партии на общенациональные выборы был номинирован Обама, а не Клинтон. И пусть в минувшие выходные Клинтон публично призвала своих сторонников поддержать Обаму, пока непонятно, насколько они прислушаются к ее словам.

Голоса этих людей получить будет сложно, но не невозможно. Эта прослойка людей, пусть и достаточно разношерстная, представляет собой американцев с низким доходом, которые, как правило, сильнее других почувствовали на себе недавний экономический спад, а также продолжают страдать от непропорциональной социальной системы, в рамках которой существенная часть населения не может позволить себе даже минимальные медицинские услуги.

Именно состояние экономики и вопросы, тесно с ней связанные, согласно последним опросам общественного мнения, являются сегодня приоритетными для американцев.

Перемещение приоритетов с войны в Ираке в сторону экономических проблем сильно ударило по планам кандидата от республиканцев Джона Маккейна, который не только планировал сделать внешнюю политику одной из центральных тем своей кампании, но и, более того, публично признавался в том, что ничего не понимает в экономике. Обама же, наоборот, усилил свою экономическую команду людьми Клинтон и отправился в 17-дневный «экономический тур» по тем штатам, которые сильнее других задел спад.

Так что сегодня никто уже не исключает возможности того, что Белый дом в январе снова станет демократическим и возглавит его молодой афроамериканец, к кандидатуре которого еще год назад никто не относился всерьез.

Юлия Нетесова